Государственное (муниципальное) унитарное предприятие - коммерческая организация не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, в лице органов государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной нормативными актами, определяющими статус этих органов.
Государственное (Муниципальное) предприятие может быть создано только в форме унитарного предприятия. Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. Правовая природа унитарного предприятия не предполагает многообразия форм собственности, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано только на основе одной собственности. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, запрещено федеральным законодательством. Орган местного самоуправления, как собственник имущества учрежденного им муниципального унитарного предприятия сохраняет в отношении этого имущества право собственности. Унитарному предприятию указанное имущество принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называют также казенным предприятием. Таким образом унитарные предприятия подразделяются:
|
|
- Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
- Казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственого общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Ответственность унитарного предприятия.
- Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
- Не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
- РФ, субъект РФ, муниципальные образования не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
- РФ, субъект РФ, муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
|
|
Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения формирует уставный фонд. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
На казенных предприятиях уставной фонд не формируется. Собственник несет долговые обязательства по долгам казенного предприятия.
Казенные предприятия осуществляют свою финансовую деятельность по сметам, которые утверждает собственник. Сметное финансирование связано с выполнением государственных и муниципальных заказов.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется.
Учредитель унитарного предприятия определяет стратегию хозяйственного развития предприятия, согласовывает его важнейшие действия, контролирует целевое использование и сохранность закрепленного за предприятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим лицам.
Унитарное предприятие отличается от бюджетных учреждений тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).
Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (генеральный директор). Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии российским законодательством не предусмотрено, кроме совещательных органов.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства. Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц. Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
|
|
Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Муниципальное образование не несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. Муниципальные образования несут субсидиарную ответственность только по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Унитарное предприятие до момента завершения формирования собственником его уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением предприятия.
Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
Для справки: На 1 января 2013 г. в России зарегистрировано 1795 ФГУПов.
Согласно закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях в Российской Федерации» от 2002 г. собственник (Правительство РФ, Правительство субъекта РФ, Администрация муниципального образования) обязано определять порядок, размеры и сроки для перечисления прибыли своих унитарных предприятий в бюджет, но это не выполняется. Норму перечисления прибыли, сейчас, определяют либо сами унитарные предприятия, либо отраслевые министерства и ведомства (в 2010-2012 г.г. норма перечисления ФГУПами прибыли колебалась от 0% (предприятия Спецстроя и Минспорта) до более чем 80% (Росморречфлот и Минсвязи).
|
|
В октябре 2013 Минфин разработал проект постановления Правительства, по которому министерства и ведомства лишатся права самостоятельно определять долю прибыли ФГУПов, идущую в федеральный бюджет. Вводится единая норма — не менее 25% прибыли после налогообложения, которая должна рассчитываться вне зависимости от расходов на развитие предприятия.
Ранее уже принято решение о том, что с 2016 г. госкомпании должны перечислять в бюджет 35% по МСФО.