Предисловие. Анатомия и физиология речи, закономерности ее развития и фонетические нормы

Дизартрия

/ Е.Н. Винарская. —

М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Понятие дизартрии

Анатомия и физиология речи, закономерности ее развития и фонетические нормы

Клинические формы дизартрии

Бульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия

Так называемые псевдобульбарные дизартрия и анартрия у детей

Экстрапирамидная дизартрия

Мозжечковая дизартрия

Корковая дизартрия

Постцентральная апраксическая дизартрия

Премоторная апраксическая дизартрия.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дизартрия — одно из самых частых расстройств речи. В на­стоящее время се значение для детской практики резко возрос­ло в силу того, что недостаточность двигательного отдела цент­ральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одним из симптомов детского церебрального паралича.

Патогенез (механизм) дизартрических расстройств речи обуславливается различными очаговыми поражениями мозга: стволовыми, вызывающими вялый и спастический паралич (бульбарная и псевдобульбарная дизартрия); пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия); ство-лово- подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и ги-перкинезами (различные подкорковые формы дизартрии); под-корково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии); корковыми с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетиче­ская» артикуляторная апраксия). Нередко наблюдаются слож­ные полипато генетические формы дизартрии.

Каждая клиническая форма дизартрии требует специфиче­ских приемов логопедической коррекции, а для этого необхо­дима их патогенетическая диагностика. К сожалению, ни вра­чи, ни нейропсихологи помочь патогенетически дифференци­рованной диагностике дизартрии не могут, в лучшем случае они ставят описательный синдромологический диагноз.

Логопедам приходится разбираться в структуре дизартриче-ского расстройства самостоятельно. Овладев основами невропа­тологии и фонетики, изложенными на страницах предлагаемой книги, педагог-логопед сможет свободно справиться и с патоге­нетической диагностикой дизартрии, и с выбором патогенети­чески обусловленных оптимальных форм ее коррекции.

Если перечисленные дизартрические расстройства развива­ются после завершения формирования у ребенка речи, то они проявляются только дизартрией, если же развитие речи еще не закончено, то дизартрия становится базой для системных задер­жек развития восприятия и понимания речи, навыков чтения и письма, а также общего психического развития ребенка. Разно­образные системные нарушения речи и психики нередко соче­таются с педагогической запущенностью ребенка. Такой «бу-

кет» разнообразных факторов усугубляет трудности детского. развития и препятствует обучению детей в массовой школе.

Отдельные речевые расстройства познаются в сравнении. Чтобы хорошо понимать дизартрию, логопед должен знать и дислалию, и алалию, и афазию, и заикание, и разного рода за­держки речевого и психического развития, и нарушения речи при глухоте и тугоухости, и при умственной отсталости.

Так как очаговые поражения мозга весьма разнообразны, то у больных могут быть сложные сочетания речевых расстройств: различных форм дизартрии, дизартрии и дислалии, дизартрии и афазии, дизартрии и умственной отсталости, дизартрии, за­держки психического развития и педагогической запущенности и пр. Логопед должен разбираться в этих сложных речевых си­туациях, чему поможет его логопедический кругозор и общая педагогическая культура.

Для дизартрии характерна невнятная смазанная артикуля­ция звуков с искажением их звучания, то есть фонетические на­рушения. В случае дизартрии с системным недоразвитие коры головного мозга, а также при сложных речевых расстройствах фонетические нарушения могут комбинироваться с фонемати­ческими. Поэтому дефектолог, и прежде всего логопед, должен хорошо ориентироваться в фонетике. Только это поможет пе­рейти от количественного к качественному описанию фонети-ко-фонематической недостаточности речи в детском возрасте и к патогенетически обоснованной коррекции этой недостаточ­ности.

Желательно, чтобы логопед обращал внимание на трени­ровку своего фонетического слуха и овладел навыками как фо­нетической, так и фонематической транскрипции звуковой стороны речи. Такие навыки дадут ему возможность фиксиро­вать свои наблюдения, объективно прослеживать их динамику и обсуждать с коллегами встретившиеся случаи дизартрии, ко­торые еще далеко не полностью изучены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: