Принятие решений

Решение – это организационная реакция устраняющая возникшую проблему.

Проблема, или проблемная ситуация, возникает в организации, когда фактическое состояние дел на объекте управления или результат его деятельности:

а) не соответствуют необходимому состоянию или нужному результату,

б) в будущем не обеспечат получение нужного результата.

Принятие решения - это процесс сознательного выбора лучшего варианта (альтернативы) решения проблемы.

Решения, принимаемые органами управления или менеджерами в рамках их официальных полномочий и обязанностей в целях организации, называют организационными, или управленческими.

Решения бывают запрограммированными (вписывающиеся в отработанные методы и процедуры) и незапрограммированным (не вписывающиеся в отработанные методы и процедуры и носящие творческий характер).

Решение считается рациональным если достижение поставленной цели обеспечивается с минимальными затратами.

Поведенческие модели принятия решений варьируют определение поведения лиц, принимающих решения, по оценочной шкале: от полностью рационального, как в случае рационалистической (рациональной) модели, до полной иррациональности в социальной модели (табл. 5.5).

Таблица 5.5. Рациональность в поведенческих моделях

Полная рациональность Снижение степени рациональности Иррациональность
Рациональная модель Модель ограниченной рациональности Саймона Модель эвристических суждений и предпочтений Социальная модель
       

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы (рационального решения), которая принесет максимум выгоды для организации.

В рамках такого подхода строго соблюдается рациональная организация процесса (процедура) принятия решений. Требуется всестороннее определение проблемы, тщательный подбор данных и их углубленный анализ.

Модель ограниченной рациональности предложенная Г. Саймоном исходит из предположения, что рациональность менеджера зависит от его возможностей предубеждений и многих препятствий социального характера.

В соответствии с этой моделью преследуются цели удовлетворенности, а не максимума. Удовлетворенность трактуется как действия, которые достаточно хороши для организации в целом и требуют минимума усилий со стороны ее членов.

Модель эвристических суждений и препочтений возникла в основном под влиянием исследований Д. Канемана и Н. Тверски, сторонников психологического подхода к принятию решений, согласно которому лица, принимающие решения, прежде всего, полагаются, на э вристику - интуицию и прошлый опыт.

Интуитивные решения представляют собой выбор, сделанный только на ощущении того, что он правилен. Выбор решения, основанный на суждениях, представляет собой осознанный выбор, подкрепленный знанием и опытом.

Социальная модель иррациональна. Она исходит из того, что социально-психологические факторы оказывают серьезное влияние на поведение менеджеров при принятии решений.

Политическая модель предполагает, чторешение становится функцией распределения власти в организации и зависит от эффективности политики, используемой различными участниками процесса управления. Организационные решения в этом случае отражают желание членов организации максимально реализовать собственную властную политику.

Рациональный процесс принятия решений

Эффективность решений не в последнюю очередь зависит от организации процесса их принятия. Рекомендуется соблюдать очередность действий с определенным содержанием, т.е. придерживаться рациональной организации самого процесса принятия решения.

Можно выделить в этом процессе три основных этапа:

1) признание необходимости решить проблему;

2) выработка решения;

3) выполнение решения.

Каждый из этапов включает несколько последовательных шагов (рис. 5.7).

Этап «ВЫРАБОТКИ РЕШЕНИЯ»
Этап «ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ»
Этап «ПРИЗНАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ»
2. Выявление сущности и формулирование проблемы
3. Определение критериев успешного решения
4. Разработка альтернатив
5. Оценка альтернатив
6. Выбор альтернативы
7. Организация исполнения решения
8. Контроль над исполнением решения
1. Восприятие и признание проблемы
9. Анализ выполнения решения

Рис. 5.7. Рациональный процесс принятия решения

Рациональный процесс принятия решения далеко не всегда можно и целесообразно использовать на практике в полном объеме, и сам по себе он не гарантирует выбор лучшего решения. Тем не менее, знание всех шагов и следование им позволяет избежать многих ошибок.

Подходы к участию в принятии решений

Основными видами, характеризующими степень участия, являются индивидуальный, групповой, система участия, централизованный, децентрализованный и демократический подходы.

Индивидуальный подход предполагает разработку и принятие решения менеджером без обсуждения и согласования с другими лицами (единоличное решение).

Индивидуальный подход предпочтителен, если невозможно принятие группового решения в силу каких-либо обстоятельств.

Групповой подход означает подготовку решения совместными усилиями менеджера, специалистов и других заинтересованных лиц - группой. Важным преимуществом данного подхода является возможность учесть больше информации и сформировать больше альтернативных вариантов решения. Кроме того, решение принимается легче и реализуется проще, так как на стадии выработки у него появляются сторонники.

Совещательный подход – разновидность группового подхода. Его основная задача состоит в выявлении, как можно более обширного круга мнений людей, имеющих отношение к принимаемому решению, а затем сформировать общую точку зрения.

Система участия сочетает опросменеджером заинтересованных в решении лиц, принятие окончательного решения с учетом их мнения, но самостоятельно, без групповых обсуждений.

По мнению специалистов, использование группового подхода и системы участия предоставляет менеджерам ряд очевидных преимуществ.

Централизованный подход (централизация) - это концентрация прав принятия решений на верхнем уровне руководства организацией. Децентрализованный подход (децентрализация) - это передача или делегирование прав принятия решений и ответственности за их реализацию на нижние уровни управления организацией.

Демократический подход означает принятиерешений в пользу большинства с использованием процедуры голосования. Его широко используют в системе демократических общественных институтов и институтов самоуправления (парламенте, органах местного самоуправления, некоммерческих общественных и отраслевых организациях и т.д.), а также при определении общих целей, задач, условий, избрании на некоторые должности, присвоении званий, принятии устава, коллективного договора, решений собрания акционеров и т.п.

Факторы, оказывающие влияние на принятие решений:

- Информационные ограничения.

- Ресурсные ограничения (по персоналу, финансам и времени).

- Степень зависимости от внешней среды

- Личностные оценки руководителя

Основные требования, предъявляемые к решению. Эффективность управленческих решений повышается при соблюдении следующих основных требований: соответствие полномочиям; ответственность; целевая направленность; обоснованность; своевременность; непротиворечивость; выполнимость; законность; эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: