Що спричинило критику класичного розуміння людини як автономного суб’єкту? Прокоментуйте постмодерністську концепцію «смерті суб’єкту»

Тезис о "смерти субъекта" есть вторая, не менее важная философская составляющая постмодернизма. Наиболее влиятельным является разработанный М.Фуко и Р.Бартом вариант концепции "смерти субъекта"; к тем же выводам приводит и концепция деконструкции Ж.Дерриды, и концепция интертекстуальности Ю.Кристевой.

Поскольку "ничего не существует вне текста", то и любой индивид неизбежно находится внутри текста, что ведет к "смерти субъекта", через которого "говорит язык" (М.Фуко).В этом процессе "поглощения субъекта текстом" находит завершение трансформация "сущностного человека" модерна в "человека отношений", характерного для постмодерна. Новый субъект постмодерна может быть осмыслен как калейдоскоп фрагментов идентичности, "привязанных" к локально-историческим и культурным обстоятельствам. Превращение субъекта в текст делает невозможным и для него отношение к самому себе как к чему-то постоянному, существующему независимо от мира знаков, которыми он опутан. Таким образом, постмодернизм разрушает идеологическую позицию модерна, базирующуюся на представлении о субъекте как центре мироздания, теоретическую традицию рассмотрения индивида как суверенного, независимого, самодостаточного и равного своему сознанию (лица). С точки зрения постмодернизма, такое представление о человеке стало несостоятельным и даже нелепым.


Билет 18

Вкажіть представників наївного, механістичного та діалектичного матеріалізму.

К представителям "наивного материализма" относятся древнекитайские философы: Лао-цзы, Ян Чжу; древнеиндийские философы из школы локаята; знаменитые философы античности: Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.

"механистический материализм" (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, П. Гольбах, П.Гассенди, Ж. Ламетри).

“диалектический материализм" К. Маркса, Ф. Энгельс,а также их последователи.

2.) Які риси, поняття та прізвища належать Модерну, а які Постмодерну:

Модерн Постмодерн
а) ідея суспільного прогресу; в) Й. Фіхте; г) «Мислю отже існую»; є) людина – природний автомат; і)емпіризм; к) Р. Декарт; л)сенсуалізм; м) підвалиною усього сущого є Єдине; с)панлогізм. б) світ - це гіпертекст; д)Ж. Лакан; ж) людина - машина бажань; з) логоцентризм; н) Ж. Дельоз; о) підвалиною усього сущого є Множинне; п) деконструкція; р) фрагмент.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: