Исследования 3 страница

Естественный эксперимент - это такая разновидность полево­го эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фак­тор) и не вмешивается в ход событий.

Лабораторный эксперимент — это такая разновидность экспе­риментального исследования, при которой экспериментальный фак­тор введен в действие в созданной исследователем искусственной си­туации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вслед­ствие этого вся исследуемая ситуация становится более повторяемой и управляемой.

По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные экспери­менты.

Реальный эксперимент - это такая разновидность эксперимен­тальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воз­действия экспериментатора через введение независимой переменной (экспериментального фактора) в реально существующую и привыч­ную для исследуемой общности ситуацию.

Мысленный эксперимент — специфическая разновидность экс­перимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе ин­формации о социальных явлениях и процессах. В последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента явля-


ется манипулирование на математических моделях социальных про­цессов, осуществляемое с помощью компьютеров.

По специфике используемых в исследовании факторов (незави­симых переменных) эксперименты подразделяются на однофактор-ные и многофакторные.

По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперимен­ты Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследова­тельской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравне­ние состояний двух исследуемых социальных объектов (эксперимен­тального и контрольного) в одном и том же временном отрезке Экс­периментальной в таком случае называется группа, на которую ис­следователь воздействует независимой переменной (эксперименталь­ным фактором), т.е. га, в которой реально осуществляется экспери­мент. В качестве контрольной выступает та группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, на которую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспериментальные факторы, т.е. в которой эксперимент не проводится. Сравнение со­стояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих этих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследо­вателем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состоя­ние изучаемого объекта.

Последовательный эксперимент обходится без специально вы­деленной контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в ка­честве экспериментальной - после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное дейст­вие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора.

По специфике решаемой в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Проективный экс­перимент ориентирован на воплощение в реальность определенной картины будущего: исследователь путем введения в поток событий экспериментального фактора, действующего в качестве причины, проектирует наступление определенных следствий. Например, вводя в экспериментальной ситуации в прогнозируемые события новый управленческий фактор (скажем, более широкое делегирование управленческих полномочий по иерархической лестнице сверху; вниз), исследователь ожидает появления новых и желательных для лучшего функционирования данной организации следствий - улуч-


i пение качества решений, демократизацию процедуры их принятия и осуществления. Ретроспективный эксперимент направлен в про­шлое: совершая его, исследователь анализирует информацию о про­шлых событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывав­ших уже совершившиеся или совершающиеся следствия. Если реаль­ный эксперимент всегда является проективным, то мысленный может | быть как проективным, так и ретроспективным.

6. В процессе осуществления социальных экспериментов ис­
следователь, как правило, получает множество различных данных,
целый ряд переменных и факторов, вызывающих различные послед­
ствия в исследуемых социальных явлениях и процессах. Поэтому
важное значение приобретает упорядочение полученного эмпирическо­
го материала и классификация полученных результатов, которые
должны быть произведены до того, как начинается логический анализ и
теоретическое обобщение полученного материала. Результаты упоря­
доченных и проклассифицированных экспериментальных данных, об­
считанных чаще всего при помощи компьютеров, представляются в
виде таблиц или графиков.

7. Применение эксперимента в социологическом исследовании
связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых слу­
чаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказы­
ваются учтенными воздействия на экспериментальные факторы до­
полнительных переменных или случайных факторов. Кроме того, со­
циальный эксперимент в той или иной мере затрагивает интересы
конкретных людей, в связи с чем возникают определенные этические
проблемы в его организации, а это сужает пределы применения экс­
перимента и требует повышенной ответственности от социологов при
его подготовке и осуществлении.

8. Значимость эксперимента в социологических исследовани­
ях определяются тем, что он, во-первых, позволяет получать новые
знания об изучаемых социальных объектах; во-вгорых, дает возмож­
ность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями
гипотезы. В-третьих, позволяет получать практически значимые ре­
зультаты, которые можно реализовать в целях повышения эффектив­
ности функционирования изучаемого объекта; в-четвертых, дает ис­
следователям возможность изучить не только ранее известные, явные
функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не
проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов. Наконец,
в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое
социальное пространство для формулирования и обоснования новых
теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и
процессов социальной действительности.




3. Задача социального эксперимента состоит в том, чтобы изме­
рить показатели реагирования изучаемой социальной группы на:

а) обычно действующие факторы ее повседневного поведения;

б) новые для обычной ситуации ее деятельности факторы в ис­
кусственно созданных условиях;

Какое из приведенных суждений вернопервое или второе?

4. Экспериментальная ситуация это такая ситуация, в которую:

а) включается экспериментальный фактор;

б) не включается экспериментальный фактор.

Какой вариант ответа' а) или б) является верным?

5. Методический этап организации и проведения социологиче­
ского эксперимента включает в себя:

а) определение объекта исследования;

б) формулирование экспериментальных задач;

в) построение методики проведения эксперимента;

г) определение процедуры социологического эксперимента;

д) изучение реакции экспериментируемой группы на вводимые
исследователем экспериментальные факторы.

Объясните, какие из перечисленных вариантов являются вер­ными и приведите аргументы в пользу такого суждения.

6. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в
социологии подразделяются на следующие типы:

а) полевые;

б) лесные;

в) контролируемые;

г) лабораторные;

д) молодежные;

е) классические.

Расскажите, какие из названных видов экспериментов включе­ны в рассматриваемый перечень ошибочно, а какие — верно.

7. Мысленный эксперимент — это такая разновидность экспе­
римента, которая проводится:

а) на математических моделях изучаемых социальных процессов;

б) на основе информации о социальных процессах;

в) в самой социальной реальности.

Скажите, все ли названные варианты суждений о социальном эксперименте являются правильными?

8. Чем отличается последовательный эксперимент от парал­
лельного?

а) выделением двух или более групп;

б) выделением одной группы.

Дайте обоснование, почему Ваше суждение является правильным.


38.4


Вопросы по теме главы


1. В чем заключена сущность социологического эксперимента?

2. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и
зависимая переменная в эксперименте?

3. Какова структура социального эксперимента?

4. Какие этапы включает в себя проведение социального экспери-;
мента?

5. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?

6. В каком виде представляются результаты социальных экспери­
ментов?

7. Каковы трудности в проведении социальных экспериментов?

8. Чем определяется значимость эксперимента в социологических
исследованиях?

till 'M4Vfll'lli^HTi I "W > 1У~П1У1|ПУ'""Q

38.5__ J Литература

1. Андреенков В.Г. Эксперимент // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. -
М.: Наука, 1996. Гл. 11. §4.

2. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании // Лекции
по методике и технике социологических исследований. — М.: Изд-во Мо­
сковского университета, 1988.

3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при­
кладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980.

4. Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практи­
ки. - М.: Наука, 1981.

5. Эксперимент в конкретном социологическом исследовании // Рабочая
книга социолога. - М.: Наука, 1983.

6. Эксперимент в социологическом исследовании // Методы сбора инфор­
мации в социологических исследованиях. Кн. 2. — М.: Наука, 1990.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­
тоды. -М: Наука, 1987.


Глава 39.


Массовый опрос

и интервьюирование



39.1


Основные положения


1. Одним из наиболее распространенных и популярных мето­
дов сбора первичной социологической информации является опрос.
Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпири­
ческих социологических исследований, проведенных в Беларуси, Рос­
сии, Украине, свыше 70% из них содержат данные, полученные мето­
дом опроса.

Опрос — это метод сбора первичной социологической информа­ции посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, со­держание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпири­ческих показателей, последующей регистрации и статистической об­работки полученных ответов, а также их теоретической интерпрета­ции.

2. В социологическом опросе респондентов вопрос — это вклю­
ченное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя
(чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респон­
денту и требующее от него более или менее содержательного ответа.
В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследовате­
лем акт взаимной коммуникации с респондентами в письменной (ан­
кетирование) или устной (интервью) форме.

3. Структура социологической анкеты обычно состоит из сле­
дующих блоков (групп вопросов): 1) событийная информация - во­
просы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней собы­
тиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респондентами тех
или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведения респон­
дентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о личности респон­
дента- пол, возраст, профессия и т.п. (так называемая паспортичка).

4. По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подраз­
деляются на следующие типы:

1) Вопросы о фактах, целью которых является получение ин­
формации о социальных явлениях и процессах в экономической, со­
циальной, политической сферах общества, о ситуации на производст­
ве, в учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента.

2) Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения оп­
рашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических,


политических событий; о ситуации существующей в стране, в регион не, на предприятии и т.п.

3) Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение

что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.

4) Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку рес-1
пондентами тех или иных явлений, процессов, событий.

5) Вопросы об отношении респондентов к каким-либо про­
цессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д.

6) Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъ­
ективных представлений респондентов о мотивах их поступков или
оценок.

5. По своей логической направленности вопросы в социологи­
ческой анкете также делятся на несколько типов.

Основные вопросы — это такие высказывания, изучая ответы на которые, исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте. Именно такие во­просы составляют самую существенную по объему и по значимости часть анкеты, а потому ответы на них служат основным строитель­ным материалом для выводов.

Контрольные вопросы используются для проверки устойчиво­сти, правильности, непротиворечивости и искренности ответов рес­пондента.

Вопросы-фильтры предназначены в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опраши­ваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок во­просов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интер­вьюеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.

6. По характеру ответов или технике заполнения анкеты вы­
деляются следующие типы вопросов:

Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким об­разом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отвечаю­щий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа. В этом типе вопросов есть разновидности. Первая из них: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается целый веер вари­антов ответов и он может выбрать несколько из них, предположим, «обед из трех блюд», т.е. три варианта. Например, на содержащийся в анкете вопрос «Какие источники доходов использует Ваша семья?», респонденту предлагается следующий набор вариантов ответа: зара­ботная плата по основному месту работы, временные подработки,


i овместительство, собственное дело (предпринимательство), фермер-lpbq, пенсия, стипендия, пособие, помощь родственников, дачный участок. Предположим, он выбирает три из названных позиций: I. Заработная плата по основному месту работы, 2. Совместительство, 1. Дачный участок. Это и есть группа ответов на вопрос-меню.

Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают от­петы опрашиваемых по принципу «да-нет», носят взаимоисключаю­щий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены.

Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоя­тельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индиви­дуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в слу­чае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.

Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суж­дений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: «другое», «что еще», т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопроса.

Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п., например, «Боитесь ли Вы оказаться безработным?»

Косвенные вопросы — это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спраши­вать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в сле­дующей форме: «Принято считать, что... А каково Ваше мнение на этот счет?»

Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашиваемо­му возможность отказаться от ответа или обойти его, если тот испы­тывает при этом определенные затруднения. Поэтому формулировки вопросов обычно предусматривают такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить» и др.

7. Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анке­тирование Чаще всего применяется групповая его разновидность.

Групповое анкетирование - это метод единовременного пись­менного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соот­ветствии с требованиями выборочной процедуры. Обычно этот про­цесс проводится по месту работы, но групповой опрос может прово-

11 Зак 41 321


диться в местах отдыха и развлечения, в транспортных средствах (пс ездах, автобусах, пароходах), в местах ожидания (вокзал, аэропорт| среди прохожих на улицах.

8. При проведении индивидуального анкетирования с помощьн
раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает анкет
респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встре-j
че, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного лис
та, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет
анкету.

9. В зависимости от характера и способа объединения опраши-j
ваемых в группы существует несколько вариантов опросов.

1) Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респон-|
дентам для индивидуального заполнения каждым из них, нами только i
что охарактеризован.

2) Довольно распространенным является почтовый опрос, при i
котором анкета по предварительному согласию высылается потенциаль- i
ным респондентам и получается исследователем посредством почты. \

3) Телефонные опросы, осуществляемые посредством теле­
фонной связи с респондентами, получили достаточно широкое рас­
пространение в последнее время. Основой выборки для такого опроса
обычно служат телефонные справочники, в которых в алфавитном
порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов.

4) Прессовые опросы - такой вид массового опроса, который
осуществляется посредством публикации анкеты в прессе с одновре­
менной просьбой, адресованной читателям, ответить на публикуемые
вопросы.

5) Социометрический опрос - специфический метод опроса,
применяемый при изучении непосредственных контактов и межлич­
ностных отношений в малых социальных группах, позволяющий вы­
явить степень и направленность симпатий, антипатий, предпочтений
и т.п. чувств в межличностных взаимодействиях.

10. По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц
выделяют два вида опросов:

Массовый опрос - это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой про­блеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.

11. Экспертный опрос - это такой вид исследования, при кото-,;
ром опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика!
его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не ано-i
нимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследова-j
теля и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной пробле-|


мм. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетент­ности. Существенно также предоставление возможности эксперту чк 1аточно свободно высказывать свои мнения и аргументы в их под-мн-рждение. Анализ же полученных результатов в данном случае в 1НП0ВНОМ качественный, хотя количественные показатели естествен­но принимаются во внимание.

12. Одним из основных видов опроса, наряду с анкетировани­
ем, является интервьюирование. Интервьюированиеэто такой спо-
(об опроса, в котором получение интересующей исследователя ин­
формации осуществляется путем непосредственного социально-
психологического взаимодействия (беседы) социолога с респонден­
том в соответствии с поставленной целью

Процедура социологического интервьюирования включает в юбя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить ин-1срвью); 2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию от-нетов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их ■ еоретическое обобщение.

13. Очень важно в зависимости от целей и задач исследования
фименять различные типы интервьюирования, каждый из которых

может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответ­ствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых.

По стратегии и технике проведения интервьюирование под­разделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

Свободное (нестандартизированное) интервью - это длитель­ная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственным работ­никами системы государственного и местного управления, известны­ми деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, поли­тики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие интервью на начальной стадии исследования, формулирования гипотез, а также на заключительной стадии, при формулировании общих выводов иссле­дования, разработке практических рекомендаций.

Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда прово­дится опрос значительной совокупности людей, достигающей не­скольких сотен или тысяч людей, а содержательная структура иссле­дования четко определена и адаптирована к уровню массового обы­денного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков за­крытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками от­ветов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интер-


вьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированным| вариантами ответов на них.

Полустандартизированное интервью — такой способ получе ния информации от опрашиваемых, в котором сочетается особенно| сти как формализованного, так и неформализованного интервью интервьюировании специалистов — экспертов по изучаемой проблеме!

По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1) дивидуальные; 2) групповые; 3) панельные; 4) клинические; 5) фоку-| сированные.

Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпириче-| ской социологической информации, который осуществляется интер-1 вьюером в его индивидуальной беседе «с глазу на глаз» с опрашивае-| мым лицом.

Групповое интервью - такой способ получения информации,! когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но вы-! слушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочеред- ] но, индивидуально.

Панельные интервью представляют собой процесс неоднократ-1 ного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых] по одним и тем же вопросам через определенные промежутки време- • ни - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интер­вьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценоч­ных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по иссле­дуемой проблеме.

Глубинное (клиническое) интервью - это интервью, ориентиро­ванные на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонно­стях, мотивах поступков и оценках, высказываемых интервьюируе­мыми.

Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении мас­штабов и степени влияния средств массовой информации (телевиде­ния, радио, прессы) на опрашиваемых.

По типу опрашиваемых интервью бывают: 1) с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респонден­том.

14. Важное значение в процессе интервьюирования имеет фик­сирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования:


1) запись во время беседы, в том числе и дословная, с примене­
нием стенографии;

2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после про­
ведения интервью (чаще всего применяются при проведении свобод­
ных интервью);

3) механическая звукозапись с применением магнитофона.
Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки

и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемый соглашается вести беседу при включенном магнитофоне. Кодирование результатов ин­тервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки полученных результатов с помощью компьютера.

15. Динамика развертывания социологического исследования включает в себя ряд последовательных этапов.

Первый этап развертывания прикладного социологического исследования —разработка заказа. Цель данного этапа — определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема, необходимых для выполнения полу­ченного заказа, установление уровня надежности данных, сроков про­ведения отдельных операций и основных этапов исследования.

Второй этап —разработка программы исследования, главны­ми компонентами которой является четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), определение направ­ленности, характера и способов осуществления исследовательских задач. Это — наиболее сложная, творческая, преимущественно теоре­тическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи.

Третий этап —разработка инструментария исследования (ан­кет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.).

Четвертый этап — конструирование выборки социологическо­го исследования. В него входят: сбор статистических данных о гене­ральной совокупности, построение выборочной модели, подготовка необходимой документации. В хронологическом отношении этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инструментария.

Пятый этап - тиражирование инструментария исследования.

Шестой этап — проведение пилотажного исследования и кор­ректировка на его основе (если потребуется) подготовленной доку­ментации.






раллельной студенческой группе. Для решения этой прикладной зада­чи вам необходимо:

1) Разработать программу социометрического опроса.

2) Выделить критерии, которыми предстоит пользоваться при
проведении социометрического исследования.

3) Сформулировать задачи, которые необходимо решить в
процессе проведения данного исследования (например, выявить ли­
дера группы в проведении досуга, определить, какие из студентов
группы входят в число «звезд», «предпочитаемых» и т.п., какие меж­
личностные отношения - симпатии, антипатиии и др. — превалируют
в группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: