В состав муниципальной собственности входят

средства местного бюджета,

муниципальные внебюджетные фонды,

имущество органов местного самоуправления, а также

муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности,

муниципальные предприятия и организации,

муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации,

муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения,

муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта,

другое движимое и недвижимое имущество.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе

передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам,

сдавать в аренду,

отчуждать в установленном порядке, а также

совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки,

определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Местное самоуправление в РФ осуществляется гражданами в различных организационных формах.

В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Единство системы местного самоуправления проявляется

в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.

Она проявляется также и в том, что

все организационные формы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.

В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системыявляются производными от других или

связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов РФ, образующих единую систему в рамках всего государства,

местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующихмуниципальных образований, а

система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании,

совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании.

Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 17) запрещает подчиненность одного муниципального образования другому.

Аналогичным образом складываются и взаимоотношения между органами самоуправления этих муниципальных образований.

Согласно статье 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ осуществляется гражданами, как путем различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления.

В качестве одной из возможных моделей прямого волеизъявления граждан Конституция предусматривает проведение местного референдума.

Общие вопросы местного референдума отражены в Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В то же время ни Конституция, ни Закон не устанавливают порядка проведения местного референдума.

В Законе сказано, что порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливается федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и, которые зарегистрированы в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом;

по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является

сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местныйреферендум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения

граждан,

избирательных объединений,

главы муниципального образования,

органов государственной власти субъекта Российской Федерации,

избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или

прокурора.

Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.

Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

Еще одной формой прямого волеизъявления граждан, которая предусматривается в качестве одного из возможных путей местного самоуправления в РФ, являются общие собрания (сходы).

В то же время в Основном Законе термин "собрание (сход)" отсутствует, свое воплощение и развитие он получает только в нормах законодательства РФ.

Собрания (сходы) граждан следует разделять по значимости принимаемых решений в зависимости от того, на каком территориальном уровне собрание (сход) проводится:

в пределах всего муниципального образования или его части.

В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан.

Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан, и подлежит обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В соответствии с законодательством к формам непосредственной демократии относятся помимо местных референдумов и сходов также

муниципальные выборы,

народная правотворческая инициатива,

территориальное общественное самоуправление,

публичные слушания,

собрание граждан,

опрос граждан,

обращение граждан в органы местного самоуправления и

конференции граждан.

Этот перечень не является исключительным, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления и в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Муниципальные выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов РФ. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ и гарантируют проведение муниципальных выборов.

В соответствии с уставом муниципального образования граждане имеют право на народную правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).

Гражданеимеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы (к должностным лицам) местного самоуправления, которые обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Федеральным законом, законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Конференции граждан - это элемент системы территориального общественного управления.

Конференции граждан созываются органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости.

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

На публичные слушания должны выноситься:

проект устава муниципального образования, а также

проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав,

кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;

проект местного бюджета и отчет о его исполнении;

проекты планов и программ развития муниципального образования;

проекты правил землепользования и застройки;

проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также

вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства;

вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;

вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и

должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

В соответствии с Конституцией местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях и на иных территориях.

В статье 131 определены субъекты местного самоуправления.

Субъекты местного самоуправления конкретизированы в статье 2 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Это - городские или сельские поселения,

муниципальные районы,

городские округа либо

внутригородские территории городов федерального значения.

Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Территорию муниципального образования составляют

земли городских, сельских поселений,

прилегающие к ним земли общего пользования,

рекреационные зоны,

земли, необходимые для развития поселений, и

другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

Вопросы об образовании, объединении, преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократическойсистеме управления обществом и государством.

Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако органы местного самоуправления - это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 34) структуру органов местного самоуправления составляют

представительный орган муниципального образования,

глава муниципального образования,

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),

контрольный орган муниципального образования,

иные органы и

выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено

формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Они управляют муниципальной собственностью,

формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,

устанавливают местные налоги и сборы,

осуществляют охрану общественного порядка, а также

решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ.

Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ и федеральными законами.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.

Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при

образовании,

объединении,

преобразовании или

упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических ииных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ.

Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта РФ.

В соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Самостоятельность - одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность.

Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органовгосударственной власти.

Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства, как это порой утверждается противниками местного самоуправления.

С точки зрения сохранения единства власти и государственности такая трактовка, безусловно, поверхностна и неправомерна.

Речь в Конституции идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются законом, принимаемым органом государственной власти.

Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности.

Помимо этого в государстве существуют такие институты, как государственныйконтроль за реализацией переданных государственных полномочий, предусмотренный частью 2 статьи 132 Конституции РФ,

прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и, наконец, судебная власть.

И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.

Статья 132 рамочно определяет полномочия местного самоуправления, а детализированы и конкретизированы они в ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Конституция РФ называет лишь некоторые наиболее крупные блоки (аспекты)деятельности, в которых органам местного самоуправления предоставлена самостоятельность:

управление муниципальной собственностью,

формирование, утверждение и исполнение местного бюджета,

установление местных налогов и сборов,

осуществление охраны общественного порядка, а также

решение иных вопросов местного значения.

Закон приводит несравнимо более широкий, но не полный перечень предметовведения органов местного самоуправления, к которым отнесены:

принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения и т.д. (статья 17 Закона).

В каждом случае компетенция органов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований.

Представительные органы местного самоуправления помимо полномочий, установленных Конституцией РФ, ответственны за

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом,

принятие планов и программ развития муниципального образования,

утверждение отчетов об их исполнении, а также

контролируют деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией в соответствии с уставом муниципального образования.

Закон предоставляет органам местного самоуправления право создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ

по благоустройству территории муниципального образования,

коммунальному обслуживанию населения,

строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры,

производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории,

на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Органам местного самоуправления, кроме того, законом предоставлено право осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Они самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты, осуществляют контроль за их исполнением.

В доходы местных бюджетов зачисляются

местные налоги,

сборы и штрафы,

отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе,

финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий,

поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также

другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основныхжизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных стандартов.

Согласно части 2 статьи 132 Конституции органы местного самоуправлениянаделяются государственными полномочиями законом.

Поскольку определение правового статуса местного самоуправления составляет сферу совместного ведения РФ и ее субъектов, а также самостоятельного ведения субъектов РФ, передача или делегирование полномочий могут осуществляться только законом РФ, законами субъектов РФ.

Это - одно из основных условий наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.

Другое состоит в том, что объем передаваемых или делегируемых полномочий не может быть слишком велик.

Во всяком случае, эти полномочия не должны превалировать над полномочиями, связанными с решением вопросов местного значения и определяющими функциональное назначение органов самоуправления как таковых.

Не случайно в Конституции говорится о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В этой связи можно предположить, что по своему характеру они должны быть связаны с непосредственными интересами местного населения. Их значение не может быть для населения как субъекта самоуправления чем-то абстрактным, начисто оторванным от его нужд и потребностей.

Наделение полномочиями должно, как это прямо предусмотрено Конституцией, сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Еще одно условие, связанное с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, заключается в возможности контроля со стороны государства за их реализацией.

Такой контроль по общему правилу означает

возможность соответствующих государственных органов давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий,

оценивать принимаемые ими решения с точки зрения не только законности, но и целесообразности, а также

отменять при необходимости такие решения или приостанавливать их.

Органы местного самоуправления не обязаны решать вопросы государственногозначения, ради которых необходимы государственные полномочия, не говоря уже о случаях, когда передаваемые полномочия не обеспечиваются необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми средствами.

Поэтому, например, отказ органа местного самоуправления от исполнения государственных полномочий не противоречит части 2 статьи 132, но он должен быть реализован в правовых формах.

Структурно-логическая схема:

┌───┤Местное самоуправление в РФ├───┐

V └───────┬─────────┬─┬───────┘ V

┌────────────────┐ │ │ │ ┌─────────────────┐

│ Органы │ │ │ │ │ Полномочия │

└────────────────┤ │ │ │ ├─────────────────┘

┌─────────────────────────┐ │ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

│Представительные органы -│<─┤ │ │ │ ├─>│ Собственные │

│ собрания представителей │ │ │ │ │ │ └─────────────────────────┘

└─────────────────────────┘ │ │ │ │ │ ┌─────────────────────────┐

┌─────────────────────────┐ │ │ │ │ └─>│ Переданные государством │

│ Собрания, сходы граждан │<─┤ │ │ │ └─────────────────────────┘

└─────────────────────────┘ │ │ │ V

┌─────────────────────────┐ │ │ │ ┌──────────────────────────────┐

│ Главы местного │<─┤ │ │ │ Принципы │

│ самоуправления │ │ │ │ ├──────────────────────────────┘

└─────────────────────────┘ │ │ │ │ ┌───────────────────────────┐

┌─────────────────────────┐ │ │ │ │ │ Самостоятельность решения │

│ Местная администрация │<─┘ │ │ ├─>│ населением всех вопросов │

└─────────────────────────┘ │ │ │ │ местного значения │

V │ │ └───────────────────────────┘

┌───────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────┐

│Функции органов│ │ │ │Организационное обособление│

└───────────────┤ │ ├─>│ местного самоуправления │

┌─────────────────────────────┐ │ │ │ │ в системе управления │

│Обеспечение участия населения│<─┤ │ │ │ обществом и государством │

│ в решении местных дел │ │ │ │ └───────────────────────────┘

└─────────────────────────────┘ │ │ │ ┌───────────────────────────┐

┌─────────────────────────────┐ │ │ │ │ Многообразие │

│ Управление муниципальной │<─┤ │ ├─>│ организационных форм │

│ собственностью │ │ │ │ │ осуществления местного │

└─────────────────────────────┘ │ │ │ │ самоуправления │

┌─────────────────────────────┐ │ │ │ └───────────────────────────┘

│ Обеспечение развития │<─┤ │ │ ┌───────────────────────────┐

│ управляемой территории │ │ │ │ │ Соразмерность полномочий │

└─────────────────────────────┘ │ │ └─>│ местного самоуправления │

┌─────────────────────────────┐ │ │ │ материально-финансовыми │

│Охрана общественного порядка │<─┤ │ │ ресурсами │

│ на управляемой территории │ │ │ └───────────────────────────┘

└─────────────────────────────┘ │ V

┌─────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────┐

│ Защита интересов и прав │<─┤ │ Основы деятельности │

│ местного самоуправления │ │ └──┬───────────────────┘

└─────────────────────────────┘ │ │ ┌───────────────────┐

┌─────────────────────────────┐ │ ├─>│ Территориальная │

│ Обеспечение потребностей │<─┘ │ └───────────────────┘

│населения в различных услугах│ │ ┌───────────────────┐

└─────────────────────────────┘ ├─>│ Организационная │

│ └───────────────────┘

│ ┌───────────────────┐

└─>│ Экономическая и │

│ финансовая │

└───────────────────┘

Статьей 133 Конституции РФ вводится запрет на ограничение прав местногосамоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Под правами местного самоуправления понимаются как права органов местного самоуправления, так и непосредственно права населения, проживающего на территории местного самоуправления.

Конституционные гарантии местного самоуправления получили развитие в федеральных законах, в которых устанавливаются конкретные права местного самоуправления.

Это, прежде всего, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и некоторые другие.

Нарушения прав местного самоуправления затрагивают интересы не только органов местного самоуправления, но и всех граждан, проживающих на территории муниципального сообщества.

Поэтому обращаться с заявлениями в суд может любой гражданин, проживающий на данной территории.

Обжаловаться могут как индивидуально-правовые, так и нормативно-правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В случае если суд или арбитражный суд установят, что

акт органа государственной власти либо государственного должностного лица,

акт органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления,

акт предприятия, учреждения или организации нарушает установленные законами права местного самоуправления, данный акт в целом или в отдельной его части признается недействительным.

Правила судопроизводства при рассмотрении данных заявлений устанавливаются в Гражданском процессуальном кодексе и Арбитражном процессуальном кодексе РФ.

Статья 133 закрепляет право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Такое положение может иметь место, когда федеральные органы государственной власти или органы государственной власти субъектов Федерации своими действиями или решениями вынуждают органы местного самоуправления произвести незапланированные траты (например, по решению федерального органа закрывает государственное предприятие, в связи, с чем возникает проблема безработицы, и органы местного самоуправления несут дополнительные расходы). Эти затраты должны быть ему компенсированы.

Положение Конституции России о запрете на ограничение прав местного самоуправления имеет два адресата:

с одной стороны это федеральные органы государственной власти,

с другой — органы государственной власти субъектов Федерации.

Ни указы Президента, ни акты Правительства не могут сужать и ущемлять права местного самоуправления, установленные законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: