Что может помешать использованию МКС в обучении управлению

Выступая на методических и преподавательских семинарах и конференциях, нередко приходится слышать, что МКС — это еще одна «американская штучка» и у нас она не привьется, все иностранное нам чуждо и нам нужно развивать что-то (при этом никто не говорит, что конкретно) еще неопределенное, но уж точно свое. А речь идет просто о продолжении традиционной лекционной практики, которая, между прочим, была принесена к нам М.В. Ломоносовым из Германии несколько столетий назад. Многолетние наблюдения за коллегами, не желающими менять свои привычки, что и есть самое сильное препятствие на пути к новому, привела авторов к заключению, что на деле отвержение и критика нового в преподавании управления базируется на трех «не»; не знаю, не хочу, не умею. Сами эти три «не» легко трансформируются в необходимость доведения до преподавателей знаний о МКС, развития у них мотивации в его применении в учебном процессе и выработки у сделавших первые шаги способностей по преподаванию КС в классе.

Сегодня совершенно ясно: без эффективного преподавания МКС в обучении управлению стать лидером в бизнесе школ бизнеса нельзя!

Подготовка студента к анализу и обсуждению конкретных ситуаций

Участие студентов и других категорий обучающихся управлению бизнесом является ключевым компонентом реализации метода конкретной ситуации. Качество анализа конкретной ситуации и уровень вовлеченности студента в ее обсуждение в классе играют ключевую роль в успешном применении этого метода. Очевидно, что как бы ни был искусен преподаватель, он вынужден делить свой успех с аудиторией. Поэтому важно, чтобы обучающиеся были адекватно подготовлены к проведению занятий с использованием КС. Приводимый ниже материал призван помочь обучающимся лучше делать анализ КС и готовиться к ее обсуждению в классе.

В рамках метода конкретной ситуации работа студента с КС включает:

· индивидуальной анализ КС;

· разбор КС в малой группе;

· обсуждение КС в классе с преподавателем.

Далее по порядку будет рассмотрена каждая из этих составляющих метода конкретной ситуации.

Развитие системы анализа и обсуждения КС

На практике не существует единственно верной системы анализа и обсуждения КС, поэтому необходимо в этих целях иметь собственную систему. Опыт преподавания показывает, что у каждого студента есть свой взгляд на метод конкретных ситуаций. У каждого свои заботы, приоритеты и ценности. Многие студенты проходят через этот метод «с наименьшими потерями». Поэтому думать, что студент, прошедший через большее количество КС, получит больше навыков и умений, было бы не совсем верно. Здесь нет автоматизма, много различных факторов влияют на успешную выработку у студентов требуемых навыков и умений. В их числе наличие у студента собственной системы работы с КС. Главное, что студенту в жизни эта система пригодится больше, чем высокая оценка в зачетной книжке. Студент-неудачник — это тот, у которого нет такой системы. Считается, что для выработки системы работы с КС необходимо пройти хотя бы через 50 КС,

Основой подобной системы являются два момента. Первый — студент должен всегда приходить на занятие хорошо подготовленным. Второй — студент должен всегда слушать и реагировать на то, что сказано преподавателем и другими студентами в ходе раэбора КС как в малых группах, так и в классе. Усилия в этих направлениях существенно повышают общую эффективность занятия. При этом необходимо помнить, что умение хорошо говорить еще не делает студента автоматически эффективным участником дискуссии. Нередко студенты не слушают, так как заняты обдумыванием того, что хотят сказать. Вклад студента в успех занятия включает ответственность за доведение своих идей до других и принятие критики своих идей другими. Хорошо работает следующее правило: лучше переучаствовать, чем совсем не участвовать в обсуждении КС. Значение последнего связано с тем, что профессия управленца требует наличия способности увлечь других ценностью своих идей, основанных на анализе ситуации. Те студенты, которые с этим не согласны, просто отвергают метод конкретной ситуации. Они, таким образом, не используют преимущества имевшейся у них возможности самосовершенствования через получение опыта и знаний от других.

Как читать КС

Чтение КС целесообразно проводить в несколько этапов. Первый раз следует прочесть всю КС очень быстро. При этом скорость чтения должна определяться возможностью пересказать прочитанное своими словами.

В ходе первого чтения студент должен определить, с какой КС он имеет дело (рис. 1.5), и понять общую тему и содержание КС. Важно разобраться в структуре и логике КС, что впоследствии помогает возвращаться по тексту за разъяснением и ссылками. Если студенту удается понять, зачем была задана именно эта КС, то ему легче выявить вопросы, которые могут быть поставлены преподавателем в классе. Первое чтение должно подготовить студента к работе в малой группе, где он может поделиться с другими своим пониманием фактов и событий.

Хорошо структурированные КС... • Привлечь известную концепцию • Выбрать методы анализа • Подобрать необходимые данные для решения • Привлечь известную концепцию • Определить пути применения ее на практике • Сопоставить выводы с имеющимися фактами
Неструктурн-роинныв КС... • Привлечь известную практику • Сформулировать общие положения • Проверить выводы на фактах • Быть способным выйти за рамки традиционного • Найти новые методы анализа • Привлечь интуицию
  КС об известном КС о неизвестном

Рис. 1.5. Направления прочтения КС

Второе чтение КС должно быть более внимательным, а его скорость определяться возможностью осуществить рефлексию в отношении прочитанного. Для больших КС это может составить от двух до четырех часов. Анализ КС начинается именно на этом этапе чтения. Для этого студент должен разобраться во всех важных фактах и отделить их от оценки. Анализ включает выявление фактов и определение частей проблемы, а также того, как они соотносятся друг с другом (связи и отношения между ними). В процессе эффективного анализа может выявиться нечто новое, т.е. то, что не было замечено до этого. Анализ фактов и событий должен помочь студенту найти подтверждение своим решениям. Это требует от студента оригинальности и творчества. Оценка фактов и событий, к которой чаще всего вместо анализа прибегают студенты, состоит из формулирования и выбора критериев и выхода на этой основе на ряд заключений, т.е. реальная оценка может быть сделана только после тщательного анализа.

Предполагается, что студент в ходе второго чтения должен «докопаться» до проблемы. Это нелегкая задача. Студент должен знать, что проблема состоит в несоответствии между намерением и результатом. Проблемы не могут иметь чисто материальную основу (предприятие, машины, деньги, цены и проч.). Они всегда связаны с человеком, его поведением. Это чаще всего касается руководителя организации, если он выступает «героем» КС. Второе чтение помогает студенту обеспечить обоснованность предполагаемого решения, т.е. того, что будет оцениваться преподавателем. Для этого ему необходимо выстроить цепочку доказательств из фактов и последовательности событий. Он также должен внимательно просмотреть схемы и таблицы, чтобы увидеть то, что не объяснил текст.

Завершающим является третье чтение КС. Делать это лучше вечером, перед занятием следующего дня. Полезно прочитать начало КС, а затем начать читать с конца как бы «раскручивая» все вперед, перепроверяя и уточняя факты и события после их обсуждения в малой группе.

Анализ КС студентом

Данный этап работы с КС заключается в проведении серьезного смыслового анализа КС и нахождении эффективной формы представления этого анализа в классе. Помимо этого анализ предусматривает:

· выбор методов анализа;

· определение основных направлений анализа;

· определение уровня и типа анализа, выносимого на обсуждение в классе.

Эффективный анализ КС — это обеспечение студентом своей позиции соответствующими фактами. При этом творческое использование простых методов количественного анализа для обеспечения качества своей позиции является наиболее ценным навыком, который студент может приобрести благодаря методу конкретной ситуации. При определении направлений анализа важно не хвататься за каждую цифру, каждый незначительный факт, а выявлять факты вокруг проблем, решений и рекомендаций. При недостатке информации делать это лучше творчески, а не на основе гипотетических предположений. Успешнее это делают люди с опытом работы.

В зависимости от того, на что обращает внимание студент с точки зрения содержания (организация или техника дела) и методов (логика или интуиция) анализа, можно выделить четыре подхода к анализу КС: с позиции решения, системный, поведенческий и ситуационный (рис. 1.6).

оранизацию дела Поведенческий подход • фокус на поведение людей в организации • • выявление процессов и связей между ними ' • решение — вокруг типа взаимодействия в определен* • ной культурной среде Ситуационный подход • поведение организации в зависимости от среды • выявление методов анали— альтернатив • решение—вокруг количества
Упор в содержании анализа на… Подход о позиции «решения» • организация как нормативная модель с цифрами и числами • выявление методов анали— альтернатив • решение — вокруг количест— Системный подход • организация как открытая система • выявление элементов системы и характера их взаимодействия • решение—вокруг типа системы и характеристик ее элементов
Технику дела формальный аппарат Упор в методах анализа на… интуицию
         

Рис. 1.6. Подходы к анализу КС

Существует также пять типов анализа КС. Всесторонний аналиа предполагает глубокое изучение ключевых проблем, подкрепленное количественными и качественными данными. Такой анализ позволяет студенту чувствовать себя уверенно в ходе обсуждения КС. Специализированный анализ делается с упором на какой-то отдельный вопрос с последующим «уходом вглубь» с расчетом, что никто другой этого не сделает. Обычно студент выбирает для этого вопрос, который ему хорошо известен из теории или практики. Инициативный анализ — это анализ вокруг того, что студент видит как начало дискуссии; он является разновидностью специализированного анализа. Однако этот сигнал направлен не на «глубокое копание», а на выработку альтернатив. Анализ «на выживание» носит поверхностный или очень общий характер и ведется по указанным в КС вопросам или ясным проблемам. Он не делает студента «героем» обсуждения КС, но дает возможность не получить плохую оценку. Интегрированный анализ имеет много форм. В основном он состоит из включения в анализ дополнительных данных (отраслевых отчетов, технической документации, отчетов компаний, личного опыта и т.п.). Цель такого анализа — использование сторонней информации для обогащения анализа КС в целом.

Представление анализа КС в классе

Часто студенты имеют много идей в голове, но не способны представить их формально в ходе дискуссии. Это имеет место даже в малой группе. Нет ничего плохого в том, что студенты будут заимствовать методы, используемые опытными преподавателями. Прежде всего следует подумать, как использовать доску. Это может, например, быть преподавательский вариант «плана доски» (т.е. четко структурированное изложение материала). Можно подготовить слайды или трансперенсис. Умение наглядно изобразить решение проблемы обычно свидетельствует о ее глубоком и четком понимании. Студенты могут также использовать «вещдоки», т.е. приносить в класс продукты компании или ее конкурентов, статьи о компании или ее продуктах и т.п.

Несколько слов об особенностях использования слайдов/транс-перенсис. Вначале надо определиться с тем, что вы собираетесь «положить» на слайд. Важно использовать максимально крупный шрифт и отличный от используемого преподавателем цвет. Чем меньше на слайде слов, тем лучше (15—20 слов на слайд). Вообще простота и гибкость — залог успеха в содержании и оформлении анализа.

Подготовка к обсуждению КС в классе

Студент должен помнить, что обсуждать в классе надо будет не саму КС, а то, о чем в ней говорится. Не надо цепляться за написанное. Для студента также важно понять сам процесс обсуждения КС, в чем он заключается, в чем его отличие от семинара, экзамена, спора и т.п. Затем необходимо определиться со своей ролью в классе или, по крайней мере, осознать, что такие роли реально существуют и уйти от этого нельзя. Все это пригодится тому, кто хочет быть в ходе обсуждения по-хорошему агрессивным, точнее говоря, активно стремиться к участию и наступлению в дискуссии.

Обсуждение КС в классе

Для хорошей подготовки к обсуждению в классе необходимо решить следующие проблемы:

· как включиться в процесс обсуждения;

· какие формы взаимодействия использовать;

· какую роль (или роли) выбрать;

· как быть инициативным.

Следует помнить, что в большинстве случаев обсуждение КС в аудитории «вращается» вокруг проблемы, альтернативы и рекомендации. Помнить об этом полезно для того, чтобы вырваться из капкана пересказа студентом текста КС. Само обсуждение КС может менять направленность и начинаться с любой из трех позиций. Чтобы не «заблудиться», студенту'не стоит путать проблему с симптомами ее проявления. В принципе это не страшно и всегда случается, но лучше быстрее выйти из этого состояния. При выдвижении альтернатив необходимо помнить о том, что они должны быть измеряемы. Это устраняет фантазии и гипотетику. Если мы не можем измерять, то не можем управлять. Выдвигаемые рекомендации желательно довести до плана действий, т.е. ответить на вопросы «где?», «когда?», «с кем?» и «как детально?» Это сделать нелегко, особенно если нет практического опыта.

Формы взаимодействия в процессе обсуждения КС

Форма взаимодействия участников процесса обсуждения КС в классе является в конечном счете результатом выбора студентом своей стратегии поведения и той роли (ролей), к которой (которым) он подготовился в ходе анализа КС. Характер взаимодействия участников дискуссии определяет ситуационную эффективность самого занятия. Выделяют следующие формы такого взаимодействия.

Взаимодействие «преподаватель <-> студент» чаще всего связано с проведением преподавателем сквозной проверки готовности обучающихся к обсуждению КС. Проводится она обычно очень жестко, и студенту в этом случае лучше давать преподавателю точные ответы и быть предельно формальным. Возможна и другая стратегия со стороны преподавателя: он может «нападать» на студента, говоря, может быть, даже абсурдные вещи. Студенты при этом вынуждены вести «дьявольскую защиту». Им в такой ситуации помогут скорее теория, опыт и здравый смысл, а не анализ фактов. И наконец, преподаватель в рамках такого взаимодействия может задавать гипотетические вопросы, требующие от студентов заявления своей позиции или своих рекомендаций. Здесь им больше поможет логика.

Другая форма взаимодействия, «студент <-> студент», требует от преподавателя высочайшего искусства в управлении процессом обсуждения КС. Важно, чтобы такое взаимодействие не превратилось в спор. Поэтому должно действовать правило: «вопрос — ответ» и больше ничего. Данная форма взаимодействия сама по себе очень ценна, так как развивает групповой анализ и вырабатывает требуемые образцы поведения. Это отчасти обеспечивается тем, что в ходе дискуссии студенты вынуждены «сталкиваться» друг с другом, бороться за лидерство, вступать в коалицию или искать союзников и т.п. Рассматриваемый тип взаимодействия может также строиться на проигрывании студентами ролей. Лучше, если эти роли задает преподаватель. От студента главным образом требуется умение задавать вопросы своим коллегам. Известно, что задавать вопросы сложнее, чем отвечать на них. Чем моложе аудитория, тем лучше она принимает этот метод.

Форма взаимодействия «преподаватель^ весь класс» обычно ассоциируется с ситуацией, когда в дискуссии образуется пауза. Преподаватель задает вопрос, обращенный ко всем, и ждет ответа. Чаще всего это связано с его желанием подсказать, подправить дискуссию, а может быть, и самому ответить на вопрос. Применяется эта форма также для проверки готовности аудитории к дискуссии.

Роли студента в обсуждении КС

Выбранная студентом в ходе подготовки к дискуссии стратегия во многом проявляется на деле в роли (ролях), исполняемой (исполняемых) им на занятии. Тот, кто проделал всесторонний или специализированный анализ КС, больше будет готов выполнять роль «эксперта», уводя каждый раз дискуссию в глубину вопроса. Роль «провидца» также требует проведения серьезного анализа КС, позволяющего студенту ждать до тех пор, пока дискуссия не зайдет в тупик, и тогда вывести ее из затруднительного положения.

«Знатоки» при анализе КС обычно концентрируются на поведении определенного героя или его позиции в ситуации. Эти студенты по разным причинам могут хорошо знать или быть знакомыми с выбранными ими типом организации или типом личности. Такой подход очень удобен не только для входа в дискуссию, но и для включения в нее каждый раз, когда студент считает это необходимым.

Если студент провел поверхностный анализ КС с расчетом на «выживание», то ему придется играть роль «фактолога», защищаясь в своих ответах фактами. Данная роль позволяет студенту входить в дискуссию в любое время, но ненадолго. Его обычно приходится «вытягивать» другим студентам.

Роль «отраслевика» подходит, как правило, тем, кто хорошо знает отрасль или производственный процесс, имеющие отношение к содержанию КС. Роль «бывалого» больше свойственна тем, кто имеет опыт работы в описанной в КС организации.

«Любопытные» — это те студенты, которые стремятся больше задавать вопросы, чем отвечать на них. Они обычно задают ключевые вопросы (что само по себе уже очень трудно), направляющие других студентов в их анализе КС. Данная роль может быть полезной, если вопросы помогают студентам расширить и улучшить анализ.

Те студенты, которые стремятся подвести итог дискуссии, выполняют роль, которую можно назвать «упаковщик». Они как бы интегрируют в своих выступлениях высказанные ранее разные позиции и объединяют их вокруг важнейших проблем КС. Это совсем не повторение того, что уже было сказано. Такие студенты обычно внимательно следят за ходом дискуссии. Они таким образом готовят себя к ответу на вопрос, который преподаватель задает в конце обсуждения.

Полезно помнить, что студент не считается неудачником, если он честно ошибается. Студент становится неудачником, когда он ничего не делает.

Как наступать в дискуссии

Все, что может произойти со студентом в ходе обсуждения КС, зависит только от него. Что он вложит в дело, то он и получит. Например, от студента зависит количество и качество приобретаемого им в ходе обсуждения КС опыта — навыков и умений. Залогом удачи может служить подготовка студентом конспекта своего анализа КС. Известно, что существует положительная корреляция между эффективным участием в дискуссии и хорошим письменным анализом. Это проверено на практике работы в классе.

Организации «наступления» в дискуссии помогает такое поведение студента, когда он преодолевает страх и нервозность. Самая плохая ситуация для студента, когда он отмалчивается занятие за занятием и со страхом ждет, когда преподаватель задаст ему вопрос. Это всегда очень неудобное положение.

Успеху «наступления» способствует использование любой возможности и умение рисковать. Бесконфликтное и безрисковое вхождение в дискуссию является не лучшей ситуацией. Однако сверхактивность не означает, что студент всегда прав. Научение во многом исходит от ошибок. Это нормально, если студент делает ошибки. Если преподаватель выявил ошибку в ответе студента, то последнему не пристало «биться до смерти» для ее защиты. Со стороны это выглядит глупо, так как студент вынужден привлекать несостоятельные факты, данные и т.п. Очень плохо, если у студента это войдет в привычку и он перенесет это в управленческую деятельность.

Письменный анализ КС

Безусловно, подготовка формального письменного анализа намного труднее, чем просто подготовка к обсуждению в классе. Письменный анализ может быть индивидуальным или групповым. Однако в любом случае он требует решения следующих проблем:

· планирования времени и задач;

· проведения самого анализа;

· написания отчета по анализу по требуемой форме;

· оформления отчета для представления преподавателю.

У многих студентов возникают трудности при переводе своих идей анализа КС на бумагу (проблемы письменной коммуникации). При этом главная сложность заключается в том, чтобы адекватно отразить на бумаге идеи, существующие пока только в голове. Поэтому нижеприводимые рекомендации могут быть полезны как студентам, так и преподавателям. Последним это важно с точки зрения оценки письменного анализа.

Планирование работы по подготовке письменного анализа. Типичная ошибка студентов заключается в том, что они тратят мало времени на написание отчета и слишком много времени на все остальное, связанное с анализом КС. Беда в том, что в наших вузах вообще не учат такому жизненно важному качеству, как управление временем, означающее сегодня не что иное, как управление собой.

В табл. 1.1 приведен план работы по подготовке письменного анализа КС.

Таблица 1.1.

Подготовка письменного анализа

Этапы Затрачиваемое время,%
Первое чтение КС и ее индивидуальный анализ  
Первая встреча в малой группе (6—8 человек) для анализа фактов и событий  
Второе чтение и первое написание отчета (черновик)  
Вторая (уточняющая) встреча малой группы  
Написание полного отчета по письменному анализу. Подготовка конспекта с ключевыми моментами. Написание первого варианта  
Проверка и исправление ошибок. Внесение правок и окончательное печатание текста  

Для сложной, «гарвардского» типа КС объемом около 30 страниц обычно требуется отчет в 6—8 страниц (2000 слов), не считая таблиц и рисунков. Подготовка такого отчета может занять по вышеприведенному плану до 20 ч. Для более коротких КС время не сокращается пропорционально уменьшению количества страниц. Так, для «одностраничной» КС работа по ее качественному анализу занимает не менее 4 ч. Попытки студентов «сэкономить» время оборачиваются удовлетворительной (в лучшем случае) оценкой.

Подготовка письменного анализа. При подготовке отчета не следует превращаться в писателя и усложнять то, что изложено в КС. Не нужно также оригинальничать и концентрировать много интересных идей. В целом студенту не надо давать слишком сложный сценарий своего восприятия КС, а тем более фантазировать. Простота изложения — это основная черта подготовки хорошего письменного анализа.

Другая важная черта — это четкость изложения. Необходимо сосредоточиваться на двух—трех моментах (полезно помнить, сколько минут может потратить преподаватель на чтение отчета студента), но осветить их следует достаточно полно.

Как это ни выглядит парадоксально, но часто студенты начинают писать отчет по анализу параллельно с чтением КС, т.е. «по ходу дела». Очень важно прежде чем писать, прочесть КС, как это было рекомендовано выше, ознакомиться с ней самому, а не со слов друзей.

В ходе написания отчета студент должен ответить себе на два вопроса:

· знаю ли я соответствующую теорию и методы анализа;

· готов ли я к встрече с новым и нетрадиционным?

Также важно подкрепить качество отчета количественными показателями. Экономический, финансовый, количественный и организационный виды анализа фактов дают сильную и доказательную поддержку выдвигаемым студентом предложениям. При этом ключевым аспектом анализа КС является готовность и способность студента оценить будущий эффект своих рекомендаций.

Последовательность написания отчета. Чтобы принять предлагаемый ниже план действий, студент должен понять, что ему придется потратить время на подготовку качественного отчета по анализу КС.

Сначала необходимо проанализировать ситуацию в ходе ее чтения и осмысления. Для этого нужно поработать с текстом, делая пометки и выписки. Полезно при этом составить свои «логические» схемы. Затем над всем этим следует подумать с точки зрения того, как изложить результаты анализа. Только после этого можно садиться писать отчет. Хорошо если в начале удастся изложить основную идею того, что хочется отразить в отчете. Далее следует объяснить свой интерес. Такая логика облегчит преподавателю чтение отчета, а главное — уяснение того, что хотел сказать студент. Завершив написание отчета, студент должен проверить и перепроверить написанное (особенно факты и данные). Лучше попросить кого-нибудь прочитать отчет до окончательного его печатания. Общая структура отчета может выглядеть следующим образом:

· контекст событий и факты;

· формулирование проблемы;

· непосредственный анализ;

· решения и их реализация;

· рисунки, схемы и таблицы.

Правила написания отчета. Не следует увлекаться введением. Часто студенты делают его длинным и на этом как бы «выдыхаются» и теряют время. Отчет не должен быть простым пересказом текста КС. Это скорее хорошо структурированное сочинение, чем изложение. Не рекомендуется использовать безличные или неопределенно-личные предложения типа: «Решено было повысить цены» или «Цены повысились». В бизнесе все решают конкретные люди. Полезно также соблюдать целостность абзацев и отмечать ключевые идеи в них. Не стоит злоупотреблять длинными предложениями; в них обязательно вкрадывается какая-нибудь ошибка и теряется мысль.

Особо хочется остановиться на оформлении отчета. То, как оформлен отчет — показатель самоуважения студента. Значит, так же он будет себя проявлять в процессе управленческой работы. Известно, что не уважающий себя человек не способен производить ценности.

Отчет обычно начинается с титульного листа, где указывается, кто и что делал. Далее идет структурированный текст с нумерацией страниц. Студентам следует обращать внимание на правильность терминов (язык науки), знаков и символов. Последнее особенно касается графиков, схем и таблиц. Для печатания отчета лучше использовать бумагу формата А4 и предельно простой шрифт. Написание отчета от руки должно быть исключением. В этом случае преподаватель не несет ответственности за то, что не сможет понять почерк студента.

Отчет сдается преподавателю до начала обсуждения КС в классе. По количеству сданных отчетов преподаватель может судить о степени готовности аудитории к занятию.


ОБ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ»

Учебный курс «Менеджмент» преподается сегодня во многих вузах и на многих специальностях. Обычно он представляет собой семестровый курс продолжительностью от 36 до 72 учебных часов. В зависимости от семестра в рамках данного курса может быть проведено 16—18 занятий, а сами занятия могут быть продолжительностью от 2 до 4 учебных часов каждое.

Приводимый учебный план по курсу «Менеджмент» является своего рода «контрактным документом», устанавливающим и регулирующим отношения «преподаватель — студент». Данный план и его детали обсуждаются в классе в начале вводного занятия и, если стороны его принимают, он становится инструментом управления занятиями и всем процессом обучения по курсу «Менеджмент». Сама работа с учебным планом и следование ему во всех его позициях помогают каждой из сторон развивать в своих отношениях так называемую контрактную культуру как один из важных навыков в управленческой работе.

Содержание учебного плана

Концепция курса обычно раскрывает основные идеи, которые преподаватель собирается довести до обучающихся, и ту логику, с которой он (она) будет это делать. В разделе концепции также полезно объяснить студентам, что будет объектом, предметом и методом изучения данного курса, а также какие методы и средства обучения будут при этом использованы.

Объектом изучения может быть деловая организация, т.е. организация, где создается добавочная стоимость, а точнее то, как управляют организацией такого типа. При этом сама организация рассматривается как открытая система, т.е. в свободном взаимодействии с внешним окружением. Предметом изучения в таких случаях, как правило, являются отношения управления, которые складываются в деловой организации между людьми, взаимодействующими друг с другом по поводу преобразования ресурсов, получаемых из внешней среды, в продукт или услугу, предлагаемых также внешнему окружению. В качестве метода изучения могут выступить традиционный, системный или ситуационный подходы к исследованию управленческих проблем или их комбинация.

В этом разделе учебного плана также полезно рассказать студентам о тех методах и средствах обучения, которые преподаватель собирается использовать в ходе занятий. В первую очередь следует объяснить, какие методы активного обучения (разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах, деловые игры и т.п.) и средства (видеофильмы, приглашение менеджеров, посещение предприятий и т.п.) будут применяться в целях повышения эффективности обучения управлению в аудитории. Данное пояснение может быть дополнено тем, как эти методы и средства предполагается использовать.

Общими целями обучения управлению являются: получение знаний; выработка навыков и умений; изменение поведения (лучше делать свою работу). Однако в учебном плане целесообразно детализировать эти общие цели, развернув их в цели конкретного учебного курса. В последующем подобное полезно делать и в отношении каждого занятия.

В разделе «Учебник и учебные материалы» студентам рекомендуется один учебник, который преподаватель считает наиболее подходящим для читаемого им курса. При необходимости может быть указано учебное пособие, используемое для проведения практической части занятий.

При подготовке раздела «План и тематика занятий» за основу могут быть взяты предлагаемые далее в учебном пособии варианты. Однако в любом случае в отношении каждого занятия должно быть указано следующее:

1. Календарная дата занятия.

2. Тема занятия.

3. Страницы или главы из рекомендованного учебника и других относящихся к занятию материалов, которые должны быть изучены студентами при подготовке к данному занятию. (Предполагается, что студент приходит на занятие, внимательно прочитав и изучив указанный материал, и готов ответить по нему на поставленные преподавателем вопросы.)

4. Конкретная ситуация или другой источник описания практики управления (например, видеофильм), который будет разбираться и обсуждаться в классе на данном занятии. Эти материалы также должны быть прочитаны студентами, и по ним, если этого требует преподаватель, может быть подготовлен письменный анализ. За весь курс рекомендуется давать не более четырех таких письменных заданий. Требования к анализу конкретных ситуаций были изложены выше. Поскольку в управлении не бывает правильных или не правильных решений, то результаты подобного анализа можно оценивать по уровню обоснованности и доказательности предлагаемого ответа.

5. Тест, который преподаватель может привести в ходе занятия в течение 10—15 мин. Тесты могут быть привязаны как к материалу учебника, так и к предполагаемой к разбору конкретной ситуации. Лучше всего, когда сочетается и то, и другое.

6. Практикующее упражнением его название (если необходимо, то с указанием страниц используемого учебного пособия). Предполагается, что студенты ознакомятся с этим упражнением до начала занятия и придут в класс уже подготовленными. Выигрыш времени при этом очевиден.

7. Домашнее задание по данной теме, например, одно из тех, которые даются далее в этом учебном пособии (приведенные в пособии домашние задания можно использовать и в качестве теста).

8. Промежуточный экзамен, который может выступать в различных формах, в том числе в форме индивидуального письменного анализа одной из комплексных ситуаций, охватывающих пройденные темы. Сам экзамен может проводиться как в классе (но не более 2 ч), так и быть заданным на дом. Последнее существенно экономит драгоценное учебное время. Бояться «домашнего» экзамена не стоит, так как списывание друг у друга легко обнаруживается при проверке работ. Все люди разные и по-разному видят и отражают ситуацию. Одинаковый анализ двух или более работ может свидетельствовать о списывании и на это можно реагировать соответствующим образом (например, делением оценки на число списывающих).

9. Завершающий экзамен, который, как и промежуточный, может проводиться в самых разнообразных формах. В данном учебном пособии предлагается проводить завершающий экзамен в форме защиты группового проекта. Сам групповой проект может быть письменным, а докладывается устно анализ одной из комплексных конкретных ситуаций, охватывающих вторую часть курса или весь курс в целом. В этих целях учебная академическая группа разбивается на три малые группы по 6—8 человек каждая.

На последнем занятии малые группы представляют преподавателю письменный анализ конкретной ситуации (один на малую группу) и защищают его устно в классе перед другими малыми группами. Процедура защиты разрабатывается самим преподавателем с таким учетом, чтобы можно было проверить индивидуальное участие каждого в подготовке группового проекта.

Ситуации для промежуточного (в домашнем варианте) и завершающего экзаменов должны быть названы на вводном занятии, так чтобы студенты могли рационально спланировать свое время и усилия с учетом заданий по другим учебным курсам.

Важным разделом учебного плана является «Оценка результатов обучения». По этому поводу у студентов возникает обычно больше всего вопросов. Дело в том, что совокупная оценка работы студента за курс должна складываться из ряда испытаний, а не только из одного завершающего экзамена. Совокупная оценка за данный учебный курс может складываться с учетом:

1) посещаемости занятий (менеджмент нельзя изучать в одиночку, так как это прежде всего умение взаимодействовать с другими, а занятие как раз и проводится для этого);

2) участия в обсуждении конкретной ситуации или видеофильма. При этом следует принять во внимание «количество» участия и его «качество». Под последним понимается обоснованность, доказательность и аргументированность выдвигаемых предложений;

3) результатов тестирования. Его лучше всего проводить в высокоструктурированной форме, что способствует объективности оценки и экономии времени при проверке;

4) различных видов домашних заданий, включая письменный анализ конкретных ситуаций или подготовку различных рефератов. Все письменные задания должны выполняться как реальные документы в практике управления, т.е. на бумаге формата А4 и в отпечатанном виде. Вряд ли сегодня, а тем более в будущем можно будет считать специалистом в управлении того, кто не умеет готовить деловую документацию с использованием компьютера. Наиболее сложным является установление процентной доли совокупной оценки по всем этим испытаниям. Все главным образом зависит от целей обучения и используемых методов. Так, повышение процентной доли того или иного испытания в совокупной оценке — это сигнал студенту, чему преподаватель будет уделять больше внимания. Таким образом можно регулировать поведение и работу студента в ходе курса, добиваясь необходимых результатов.

Ниже приводится образец учебного плана по курсу «Менеджмент» для программы бакалавра по направлению «Менеджмент» (учебный план, как и все упомянутые в нем материалы, раздается студентам на первом, вводном занятии), а также темы занятий по курсу «Менеджмент» и курсы учебного плана в целом по направлению.

Образец учебного плана

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Экономический факультет Кафедра управления производством

Учебный план курса «Менеджмент» II семестр 1998—1999 учебного года

Доцент Наумов А.И. Понедельник: 9:00—11:55 ауд.405 Консультации: Четверг: 15:00—17:00 комн. 410, тел. 939-28-87

А. Концепция курса

Курс состоит из четырех основных частей: человек, стратегия, организация, процессы. Объектом изучения является деятельность по управлению деловой организацией с участием человека и учетом воздействия среды. Предметом изучения являются те отношения, которые складываются в организации по поводу преобразования полученных его ресурсов в предполагаемый обществу продукт/услугу. В качестве метода используется комбинация системного и ситуационного подходов к изучению управления. Обучение строится с использованием методов активного обучения (разбор конкретных ситуа-' ций и видеофильмов, работа в малых группах, практикующие упражнения и т.п.). Студенты также обучаются основам проведения эмпирических исследований в области управления, концентрирующихся на определении степени практической подтвержденности выдвигаемых гипотез.

Б. Цели курса

Цель курса — добиться более всестороннего глубокого понимания студентами природы и сущности всего спектра отношений управления как определяющего фактора организационной эффективности. После изучения данного курса студенты должны быть способны:

· определять и описывать характеристики основных элементов системы управления деловой организацией;

· понимать роль и место менеджмента в организации, определять необходимые ему в работе качества и описывать содержание своей работы;

· объяснять комплексный характер взаимодействия человека в организации;

· обнаруживать многофакторное воздействие внешнего окружения на определение целей и стратегии организации в ее взаимодействии с этим окружением;

· выбирать подходы к проектированию работ и организации с учетом складывающихся условий;

· воспринимать проявление тех или иных сторон действия межличностных и групповых процессов, проистекающих в организации и определяющих характер и состояние организационной культуры;

· знать, как проводятся организационные изменения и в какой связи они находятся с изменением индивида.

В. Учебная литература

(У) Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Гардарика, 1998.

(П) Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». Учебное пособие/Под ред. А.И. Наумова. М.: Гардарика, 1998.

Г. Оценка результатов обучения

Совокупная оценка за курс складывается следующим образом (%):

Посещаемость и участие в дискуссии в классе 35

Домашние задания и тесты 30

Промежуточный экзамен (индивидуальный анализ).15 Завершающий экзамен (групповой проект) 20

Д. План и темы занятий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: