Научное руководство
Непосредственное руководство выпускной квалификационной работой осуществляет научный руководитель.
Обязанности научного руководителя заключаются в следующем:
- практической помощи студенту в выборе темы ВКР и разработке индивидуального плана;
- оказании помощи в выборе методики проведения исследования;
- предоставлении квалифицированных консультаций по подбору литературы и фактического материала;
- осуществлении систематического контроля за ходом выполнения работы в соответствии с разработанным планом;
- проведении оценки качества выполнения работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями (на основании рецензии научного руководителя);
- проведении предзащиты выпускной квалификационной работы с целью выявления ее готовности для предоставления к защите.
Научными руководителями выпускных квалификационных работ могут быть преимущественно профессора и доценты (штатные или совместители), имеющие ученую степень доктора или кандидата наук.
|
|
Научный руководитель ВКР контролирует все стадии подготовки и написания работы вплоть до ее защиты. Студент отчитывается перед руководителем о выполнении задания.
Подбор литературы
Начало выполнения ВКР связано с процессом подбора литературы, который целесообразно начинать с изучения тех работ, которые близки к выбранной студентом тематике.
Для подбора изданий по интересующей теме могут быть использованы списки литературы, содержащиеся в уже проведенных исследованиях (диссертациях на соискание ученых степеней, отчетах по НИР и т.д.).
Значимость работ определяется известностью автора. В настоящее время для оценки работы как отдельных ученых, так и научных коллективов используется индекс научного цитирования (SCI: Science Citation Index).
Индекс научного цитирования – реферативная база данных научных публикаций, индексирующая ссылки, указанные в пристатейных списках этих публикаций и предоставляющая количественные показатели данных ссылок (например, суммарный объем цитирования, индекс Хирша и др.). Индекс цитирования – это принятая в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию) в других источниках.
При подборе литературы необходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий в строгом соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению списка литературы. Список литературы выпускной квалификационной работы согласовывается с научным руководителем.
Рекомендуется использовать следующие источники литературы:
|
|
- Электронные ресурсы библиотеки НИУ-ВШЭ: https://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm
- Ведущие журналы в электронной подписке НИУ ВШЭ: https://library.hse.ru/e-resources/TopJournals.htm
- Библиографическая база Web of Knowledge: https://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm#WoK
- Библиографическая база Scopus: https://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm#Scopus
- Сравнение академических баз данных и поисковых систем: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_academic_databases_and_search_engines
- Онлайн-сервис Google Books: https://books.google.ru/
- Ngram Viewer: https://books.google.com/ngrams
- Библиотека Конгресса США: https://catalog.loc.gov/
- Онлайн-Магазин Amazon: https://www.amazon.com/
- Коллекция препринтов Social Science Research Network (SSRN): https://www.ssrn.com/
- Коллекция препринтов Research Papers in Economics (RePEc): https://repec.org/
Для написания работы также могут быть полезны следующие материалы:
1. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. М., 2001. Гл.5.
2. Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2003. Гл.3. https://socioline.ru/pages/umberto-eko-kak-napisat-diplomnuyu-rabotu
3. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практ. пособ. для докторантов, аспирантов и магистров. М.: Ось-89, 2008.
4. Ярская В. Н. Методология диссертационного исследодования: как защитить диссертацию. Полезно молодому ученому, соискателю ученой степени. Саратов: Изд. СГТУ, 2011. С. 102-113.
5. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 249-278. Главы 7-8. https://ecsocman.hse.ru/text/19189795/
6. Бут У.К., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: Шестнадцать уроков для начинающих авторов / Авт. пер. с англ. А. Станиславского. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 91-126 (Урок пятый: От вопросов к источникам; Урок шестой: Использование источников). https://www.twirpx.com/file/816560/
7. Research Projects and Research Proposal: a guide for scientists seeking funding / by Paul G. Chapin (2008).
8. Day, R., Gaster, B. How to Write and Scientific Paper. Seventh edinion paperback published 2012.
Стиль изложения научных материалов
Выпускная квалификационная работа должна быть выдержана в научном стиле, который обладает некоторыми характерными особенностями.
Прежде всего, научному стилю характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимений первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. В данном случае предполагается использовать неопределенно-личные предложения (например, «Сначала производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»), формы изложения от третьего лица (например, «Автор полагает...»), предложения со страдательным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию...»).
В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Необходимо применять терминологические названия. Если есть сомнения в стилистической окраске слова, лучше обратиться к словарю.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Подобные слова позволяют отразить следующее:
- последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);
- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее);
- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);
- различную степень уверенности и источник сообщения (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
- итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).
|
|
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как,
в то время как и др. Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные).
В научной речи очень распространены указательные местоимения «этот», «тот», «такой». Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в тексте научной работы обычно не используются.
Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания: приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных.
Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой по- (например, повыше, побыстрее).
Особенностью научного стиля является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное следующие, синонимичное местоимению такие, подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков (например, «Рассмотрим следующие факторы, влияющие на формирование рынка труда»).
Сокращение слов в тексте не допускается (за исключением общепринятых).
Нельзя употреблять в тексте знаки (<, >, =, №, %) без цифр, а также использовать в тексте математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин: в этом случае следует писать слово «минус».
В тексте используются только арабские цифры, но при нумерации кварталов, полугодий допускается использование римских цифр.
При записи десятичных дробей целая часть числа от дробной должна отделяться запятой (например: 15,6 тыс. руб., 18,5 м2).
Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным и логичным. Особое внимание следует обращать на логические переходы как от одной структурной части работы к другой, так и внутри каждой струкутрурной части – от одного вопроса к другому.
|
|