Обработка данных. Регистрируется время (в секундах), затраченное на весь путь, отклоне­ния от прямой в конце пути при движении вперед и при возвращении при помощи сантиметровой

Регистрируется время (в секундах), затраченное на весь путь, отклоне­ния от прямой в конце пути при движении вперед и при возвращении при помощи сантиметровой ленты. Кроме того, измеряются по 4—5 шагов, сделанных обеими ногами, затем вычисляется средняя ширина шага для правой и левой ноги и коэффициент асимметрии.

При натяжении ведущей нити рейка с ползунком-самописцем всегда на­ходится на одной линии с ведущей нитью и позволяет самописцу регистри­ровать боковые отклонения при ходьбе. Колесики и барабаны подобраны с таким расчетом, чтобы при ходьбе испытуемого на расстояние Юм линия, вычерчиваемая на бланке, равнялась 10 см. Расстояние можно увеличить или уменьшить, пользуясь запасными барабанами различных диаметров. Пружина, находящаяся на оси зубчатого колесика, создавая сопротивление для натяжения ведущей нити при ходьбе вперед, наматывает нить при ходь­бе в обратном направлении.

При закреплении ведущей нити (с дополнительным отводом) к пяткам испытуемого можно получить запись ходьбы с учетом длины шага.

Для исследования точности ходьбы А. В. Ярмоленко была предложена методика ходьбы по квадрату. При этом детям предлагалось идти строго по линии, очерчивающей квадрат. Для оценки точности ходьбы у взрослых мы усложнили задание: испытуемый должен идти, надев светонепроницаемые очки. На полу нарисован квадрат со стороной 2 м. К обуви испытуемого привязывают матерчатые подошвы, покрытые мелом.

Инструкция. Пройти как можно точнее по линии, очерчивающей квадрат. Испытуемый встает в один из углов квадрата, надевает очки и по команде начинает движение.

Регистрируется время, затраченное на весь путь. Затем следы, оставлен­ные испытуемыми, экспериментатор соединяет мелом в сплошную линию. И, встав на лестницу-стремянку, фотографирует. Необходимо правильно выбрать расстояние, чтобы весь квадрат попал в объектив. Проявленную пленку заряжают в фотоувеличитель и, проецируя изображение на бумагу, вычисляют масштаб изображения, который равен:

М = натур. изобр. '

измеряют максимальное отклонение от заданной линии при помощи ли­нейки.

Умножив полученную величину на величину масштаба, получают действи­тельное отклонение от заданной линии (например, сторона квадрата-изоб- ражения равна 100 см, сторона квадрата, нарисованная на полу, — 200 см, сле­довательно:


Максимальное отклонение на изображении 3,8 см, значит, реальная ве­личина отклонения 3,8 х 20 =76 см).

Наиболее проста и доступна для проведения в любых условиях методика Е. В. Хохряковой.

Необходимая аппаратура: шагомеры, мел, темные очки, сантиметр.

Порядок работы. Прикрепить в начале занятий шагомеры и замерить двигательную активность к концу занятий (т. е. в течение 4 ч). В соответ­ствие с условиями методики, испытуемым предлагается с закрытыми гла­зами пройти 15 м по прямой линии. При этом регистрируется время, точ­ность (отклонение от прямой), а также ширина шага и угол разворота стоп. Для регистрации ширины шага передний конец обуви испытуемых густо смазывается мелом. Встав на исходную позицию, испытуемый надевает очки, заклеенные светонепроницаемой черной бумагой, и по команде на­чинает идти.

Инструкция. Пройти в привычном среднем темпе 15 м, по команде остановиться, сделать поворот кругом и вернуться в исходную точку.

Встав на исходную позицию, испытуемый надевал мотоочки, заклеен­ные светонепроницаемой черной бумагой, и по команде начинал идти. Ре­гистрировалось время, затраченное на весь путь (в секундах), и отклонение от прямой в конце пути (в сантиметрах). Также измерялось по 4-5 шагов, сделанных как правой, так и левой ногами, затем вычислялась средняя ширина шага правой и левой ноги.

Статистические данные получены на группе в 202 человека (101 мужчи­на и 101 женщина в возрасте 20—26 лет). Данные ширины шага обеих ног и времени, затраченного на прохождение заданного отрезка пути, прошка- лированы. В табл. 2.12 представлены данные крайних (1, 3) и модального (2) классов шкалы.

Таблица 2.12. Данные крайних (1, 3) и модального (2) классов шкалы
Класс Ширина шага, см Время ходьбы, с
  42-46 40-43
  62-68 24-27
  97-103 13-14

Показатели точности ходьбы прошкалировать не удалось из-за очень большого разброса показателей (от 0 до 600 см).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: