Основной задачей практических занятий по новейшей истории стран Запада является закрепление и конкретизация знаний, полученных на лекциях, усвоение основных закономерностей в развитии индустриальных стран Запада, изучение эволюции экономической системы, социальной структуры, политико-правовой организации западного общества в XX веке. В ходе практических занятий студенты должны закрепить навыки работы с источниками, в первую очередь с опубликованными документальными изданиями, а также с исторической литературой, показав способность проведения самостоятельного анализа источников и монографических исследований.
На практических занятиях основное внимание уделяется изучению ключевой проблемы курса – трансформации индустриального общества в первой половине ХХ века. Этот период ознаменовался глубинными изменениями западного общества. Судьбоносными для всей западной цивилизации, капиталистической системы и мирового сообщества в целом явились 30-е годы этого столетия. Беспрецедентный драматизм этого десятилетия Франклин Делано Рузвельт, которому выпало стать спасителем американской цивилизации, обозначил так: «История человечества развивается по мистическим циклам. Одним поколениям многое дается, с других многое спрашивается, нынешнее поколение американцев встречается с судьбой».
|
|
В значительной мере исход этой всемирной «встречи с судьбой» зависел от того, какой исторический выбор осуществят и как распорядятся им разные общества. Схематично говоря, общечеловеческая «встреча с судьбой» в 1930-е гг. включала две главные и альтернативные реакции на глобальную кризисную ситуацию, вызванную многими факторами, но в первую очередь беспрецедентным мировым экономическим кризисом 1929-1933 гг.
Первый ответ предложила Германия. В ходе и вследствие экономического кризиса рубежа 20-30-х гг. германская нация сочла исчерпанными либерально-демократические способы решения своих проблем. Гитлеровский режим, утвердившийся в стране и воплотивший праворадикальный вариант врачевания социально-экономических и политических болезней капиталистического общества, оказался приемлем для многих немецких граждан, определенно сплотил нацию и даже получил одобрение в некоторых других странах.
В ходе и вследствие экономического кризиса рубежа 20-30-х гг. германская нация сочла исчерпанными либерально-демократические способы решения своих проблем. Необходимо показать особенности кризиса 1929-1933 гг., его проявления в различных областях экономики и общественной жизни Германии и сформулировать условия, которые благоприятствовали приходу НСДАП к власти. Главными среди таких причин стали резкая ломка устоявшихся социальных структур и маргинализация населения, кризис существующих политических систем, а также кризис массового сознания как на обыденном, так и на идеологическом уровне.
|
|
Далее следует проанализировать итоги парламентских выборов 1932 г., триумфально завершившихся для нацистов. В июле НСДАП поддержали 13,8 млн. избирателей, что позволило создать беспрецедентно большую фракцию из 230 депутатов в рейхстаге. СДПГ, НДП, ННП и НННП потеряли часть мандатов (их фракции стали насчитывать соответственно 133, 20, 23 и 37 депутатов). Партия Центра довела свое представительство до 75 депутатов, КПГ — до 89.
Гитлер, воодушевленный таким исходом выборов, отказался от предложения Шляйхера об образовании коалиционного кабинета. При поддержке коммунистов он до бился вынесения вотума недоверия правительству фон Папена. Однако протестный электорат НСДАП был очень неустойчив, и после новых выборов 6 ноября 1932 г. у НСДАП осталось «всего» 196 мандатов. Потерянные голоса оказались у НННП, получившей 51 место. За счет социалистов фракция КПГ выросла до 100 депутатов, у СДПГ остался 121 мандат. Получивший по итогам этих выборов пост канцлера министр обороны генерал К. Шляйхер был лишен поддержки парламента. 30 января 1933 г. Гинденбург предложил пост рейхсканцлера Адольфу Гитлеру. Первое правительство с участием НСДАП носило коалиционный характер. От национал-социалистов, кроме рейхсканцлера, в его состав входили двое – В. Фрик получил должность министра внутренних дел, а Г. Геринг стал министром без портфеля.
Важно проследить, как происходила консолидация нацистского режима, в ходе которой демократическая парламентско-представительская система Веймарской республики была заменена новой формой политического устройства страны – тоталитарным режимом.
Поводом для уничтожения оппозиционных политических партий и организаций послужил провокационный поджог рейхстага 27 февраля 1933 г. Буквально на следующий день появился новый президентский указ «О защите народа и государства», временно отменявший основные конституционные права и свободы. Полиция получала право проводить аресты без предъявления доказательств вины. Отменялись неприкосновенность жилища и собственности, тайна переписки телефонных разговоров, свобода слова и собраний. За государственные преступления вводилась смертная казнь. Этот указ действовал до самого краха Третьего рейха и поддерживал перманентное состояние чрезвычайной ситуации.
В марте появился закон «О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств», предполагающий уголовную ответственность за «грубое искажение действительности, суждения, способные причинить тяжелый ущерб благополучию империи». Эти и некоторые другие документы стали правовой базой для уничтожения плюралистической партийно-политической системы Германии. В соответствии с ними уже в марте была запрещена Коммунистическая партия Германии, спустя месяц распущены все профсоюзы. В июне вне закона оказалась СДПГ. Буржуазные партии объявляли о «самороспуске» или унификации.
В июле 1933 г. был принят закон, окончательно запретивший существование любых политических организаций, кроме НСДАП. Исключительные функции в системе германского государства нацистской партии были закреплены законом от декабря 1933 г. «Об обеспечении единства партии и государства». В соответствии с этим законом рейхсканцлер как фюрер единственной законной партии получал право лично формировать состав рейхстага и назначать высшие должностные лица.
После поджога рейхстага и начала шумной антикоммунистической пропагандистской кампании нацисты 5 марта провели внеочередные выборы в парламент. Они не принесли НСДАП абсолютного большинства и необходимых двух третей общего числа мандатов в рейхстаге. Однако нацисты сумели провести через парламент серию чрезвычайных законов, которые практически отменяли Веймарскую конституцию.
|
|
В соответствии с законом «Об устранении бедственного положения народа и государства» от 24 марта 1933 г. правительство получало ограниченные законодательные права, в том числе по изданию законов, изменяющих конституцию или отклоняющихся от нее. Тем самым правительство было выведено из-под контроля парламента, а рейхстаг лишился роли высшего законодательного учреждения государства.
Существенной перестройке подверглось имперское устройство. В ходе этой реорганизации Германия превратилась из федеративного в унитарное государство. Уже весной 1933 г. ландтаги были отстранены от формирования земельных правительств. По закону от 7 апреля 1933 г. «О слиянии областей с империей» во главе земельной администрации начали ставиться штатгальтеры (наместники правительства в землях), как правило, из числа гауляйтеров (руководителей земельных организаций НСДАП). По закону от 30 января 1934 г. ландтаги вообще ликвидировались, а штатгальтеры переподчинялись имперскому правительству. Спустя месяц был ликвидирован и рейхсрат.
Последним актом консолидации нового режима было сосредоточение в руках Гитлера полномочий рейхсканцлера, президента и главнокомандующего после смерти президента Гинденбурга 2 августа 1934 г. Принцип фюрерства был распространен на все государство. В Германии, при формальном сохранении Веймарской конституции, была создана тоталитарная диктатура.
В тот же период 1933—1934 гг. Гитлер предпринял и решительные шаги по консолидации собственной партии — уничтожению оппозиции внутри НСДАП. Существование так называемого левого, или антигитлеровского, крыла НСДАП было связано с наследием национал-революционного движения. Возглавляемое братьями Грегором и Отто Штрассерами, «левое течение» оформилось в НСДАП после провала мюнхенского путча 1923 г. В отличие от Гитлера Штрассеры стремились распространить идеи национал-социализма именно в рабочей среде. В то время когда Гитлер находился в тюремном заключении, а затем восстанавливал в партии свое влияние, Грегор Штрассер сумел создать автономную в рамках НСДАП организацию «Рабочее содружество северо- и западногерманских гау».
|
|
Программные установки «левого крыла» были ориентированы на возрождение традиций фелькишского социализма, идей немецких солидаристов и были близки к национал-большевизму. После прихода НСДАП к власти в результате парламентских выборов 1932 г. в рядах «левого течения» популярным стал лозунг «второй революции». Братья Штрассеры занимали более жесткую позицию в отношении монополий и крупных землевладельцев, требовали автаркии народного хозяйства, интенсивного обложения прибылей, широкой национализации промышленной собственности. В отличие от Гитлера они практически не уделяли внимание мистическим, оккультным элементам, в их программных установках не столь значительное место занимал антисемитизм. Сторонники Штрассеров отвергали биологическую агрессивность внешнеполитической концепции Гитлера. Рейх рассматривался ими как стержень Срединноевропейского союза с участием Франции и других стран. Популярной среди них была и идея революционной обороны в союзе с СССР против международного империализма.
Еще одной причиной для разногласий Гитлера с Ремом стали их давние различные представления о германской армии Третьего рейха. Э. Рем требовал превратить штурмовые отряды в костяк будущей народной армии и заменить старых прусских генералов крепкими парнями из штурмовиков. Но Гитлер понимал, что военные сыграли большую роль в его назначении рейхсканцлером и от армейского командования зависит его дальнейшая судьба.
В феврале 1934 г. Рем предложил правительству начать формирование народной армии на базе штурмовых отрядов. Это крайне обеспокоило офицерский корпус. Генералы не могли допустить, чтобы перевооружение армии, обещанное Гитлером, и весь рейхсвер попали под контроль «казнокрадов, хулиганов, пьяниц». Агрессивностью штурмовиков уже тяготился и сам Гитлер. Он здраво полагал, что только поддержка военных поможет ему сохранить власть после смерти Гинденбурга и что в качестве инструмента власти кадровая армия гораздо важнее и полезнее, чем неуправляемые штурмовые отряды. Его всерьез начали беспокоить тирады Рема о «коричневой революции», в ходе которой «серый остров» рейхсвера (чины рейхсвера носили форму серого цвета) будет поглощен «коричневым половодьем» штурмовиков. К лету 1934 г. напряженность между штурмовыми отрядами и армией настолько обострилась, что поставила под угрозу положение самого рейхсканцлера.
Во время «ночи длинных ножей» 30 июня 1934 г. представители «левого течения» были уничтожены, в том числе Эрнст Рем и Грегор Штрассер. В ходе кровавой чистки погибли также некоторые давние недруги фюрера: личный секретарь вице-канцлера Ф. Папена Э. Юнг, руководитель берлинской организации «Католическое действие» Э. Клаузенер, давно отошедший от политики Г. Кар, которому Гитлер так и не простил его отступничества во время «пивного путча». Были также убиты бывший рейхсканцлер К. Шлейхер и его ближайший сотрудник, генерал Ф. Бредов. Таким образом в рядах СА была ликвидирована группировка, недовольная чрезмерным ужесточением принципа фюрерства и отходом Гитлера от «революционных принципов». К концу 1933 г. из СА было изгнано более 200 тыс. человек. Тем самым было закреплено монопольное господство Гитлера в НСДАП.
Перестройка структуры германской экономики шла в направлении централизации экономической мощи в руках фашистского государства. Характерными чертами экономики в Третьем рейхе стали государственное регулирование, милитаризация, автаркия и «ариизация» собственности. При этом институт частной собственности оставался неприкосновенным, а целью государственного регулирования становилось смягчение трудовых конфликтов, сбалансирование экономического механизма, достижение компромисса между крупным и средним бизнесом, включение традиционных слоев населения в новые экономические отношения. Механизм государственного регулирования обеспечил в относительно короткий срок перевод экономики страны на военные рельсы, а развертывание военного производства стало главным условием экономического подъема и ликвидации безработицы.
Регулирующая роль государства распространялась также на сферу социальной политики и сказывалась на положении всех значимых в германском обществе групп населения. Центральным законом, регулирующим трудовые отношения, стал закон «Об организации национального труда», принятый в январе 1934 г. Он содержал гарантии занятости и предусматривал защиту рабочих от увольнений. Вводились «советы доверенных» в качестве совещательного органа при «фюрере» предприятия.
Вместе с тем, каждая из социальных групп немецкого общества оказывалась в двойственном положении: с одной стороны, режим обеспечивал бесспорные преимущества, а с другой — создавал жесткие ограничения. Можно привести примеры такого противоречивого положения в нацистском государстве рабочих, крупных предпринимательских кругов и земельных собственников, мелкобуржуазных слоев – ремесленников, торговцев и кустарей.
Важными компонентами государственной социальной политики стали программы «Зимняя помощь» по поддержке малоимущих соотечественников, «Источник жизни» по поддержке материнства и детства, создание целостной государственной системы образования и воспитания. Значительную роль в популяризации идеи народного труда сыграла общественная организация «Сила через радость». Под ее эгидой создавалась разветвленная система народного досуга, в том числе «дома немецкого труда», осуществляющие организацию народных театров, выставок, массового туризма, спортивно-оздоровительной работы. «Сила через радость» патронировала и известный проект создания «народного автомобиля» — «Фольксвагена».
Вторая модель решения острокризисных социально-экономических проблем была продемонстрирована в 1930-х гг. в США. Ф. Д. Рузвельт, возглавивший Демократическую партию, а после президентских выборов 1932 г. — и американскую нацию, прекрасно осознавал свою историческую миссию. Она заключалась в поиске альтернативы праворадикальному вызову мировой истории, спасении американской цивилизации и сохранении ведущей роли западных ценностей в мире. Но осуществить эту миссию на основе классических капиталистических моделей было невозможно. Главной среди них — консервативно-индивидуалистической — был вынесен смертельный приговор. Собственной альтернативной модели Рузвельт дал лапидарное название — «Новый курс».За ним, как выяснилось уже после десятилетия рузвельтовских экспериментов, скрывалась целая философия и стратегия обновления США и западной цивилизации, доказавших превосходство над консервативно-индивидуалистической, как и над праворадикальной общественно-исторической моделями.
«Новый курс» Ф.Д. Рузвельта стал важной разграничительной вехой во всей американской истории. Различие между двумя эпохами американской истории, разделенными «Новым курсом», выразилось в следующем. Если в первую эпоху американское общество в целом развивалось по классическим канонам капитализма, то в последующую эпоху происходит процесс радикальной трансформациии этих канонов, и самого капитализма. Важнейшую роль в этой трансформации сыграло активное вмешательство государства и общества в процессы частнокапиталистического производства и накопления. Само подобное вмешательство зародилось еще до «Нового курса», но только под воздействием рузвельтовской политики приобрело системообразующий характер, стало не надстройкой над капитализмом, а вошло в его базис.
Изучение темы целесообразно начать с выяснения особенностей мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Онбыл самым сильным, тяжелым и разрушительным в истории капитализма. Важно подчеркнуть, что кризис показал невозможность укрепления капиталистических отношений на базе традиционных принципов рыночного хозяйства, «твердого индивидуализма», то есть неограниченной свободы частной инициативы и предпринимательства. Республиканский президент Гувер и члены его кабинета, придерживаясь идеологии «твердого индивидуализма», решительно выступали против использования государства для непосредственного регулирования экономики и социальных отношений. Они отвергали все предложения о государственной помощи безработным и тем более о введении федеральной системы социального страхования. В крайнем случае деятели республиканской администрации соглашались лишь с тем, что для помощи безработным могут быть использованы средства муниципалитетов и штатов. Как правило, эти функции возлагались исключительно на частную благотворительность. Такие взгляды были отражены в предвыборной платформе республиканцев. При ее характеристике необходимо подчеркнуть, что она не отвечала требованиям момента, не содержала каких-либо принципиально новых мероприятий, которые бы облегчили бедственное положение рабочих и фермеров в экстраординарных условиях экономического кризиса.
Ф. Д. Рузвельт, избранный президентом в 1932 г. и остававшийся на этом посту вплоть до своей смерти в 1945 г., столкнулся с социально-экономическими проблемами, которыми приравнивались многими современниками к катастрофе. Американские реалии 1929-1933 гг. сделали актуальным знаменитое пророчество К. Маркса о естественном коллапсе «перезрелого» капитализма. Любопытно, что сам Рузвельт подчас раскрывая причины экономического краха с помощью понятий и фраз, удивительно схожих с марксистскими. Так, главную причину американского краха он усматривал в противоречии между общественным характером производства и частным способом присвоения. Но Рузвельт категорически не принимал марксистского приговора капитализму, полагая, что последний может быть спасен и обретет новую жизнь в результате радикальных реформ.
Одна из главных среди этих реформ лежала в сфере распределения национального богатства. Рузвельт указывал, что быстрый рост производительности труда и товарной продукции, наблюдавшийся в Америке 20-х гг., не подкреплялся радикальным налогообложением корпораций и перераспределением стремительно возраставших прибылей в пользу большинства общества. Производительные мощности нации беспрерывно увеличивались, а ее потребительские возможности в силу эгоизма и всевластия монополий, отказывавшихся делиться сверхприбылью с нижними и средними слоями общества, оставались, по сути, неизменными. В таких условиях перепроизводство, безработица и экономический крах стали неизбежными. Далее следовал стратегический реформаторский лозунг Рузвельта: основные усилия должны быть направлены на радикальное преобразование сферы распределения, утверждение распределительной справедливости.
Радикальная реформа сферы распределения, направленная на расширение покупательной способности населения и, как результат, рассасывание кризиса перепроизводства, обозначалась самим Рузвельтом как «заправка насоса». В научной литературе эта модель и включенные в нее мероприятия стали обозначаться как «экономика спроса»(то есть экономическая политика, призванная увеличить платежеспособность населения, а следовательно, и спрос с его стороны на производимые обществом товары).
Среди мероприятий Рузвельта, способствовавших «заправке насоса», то есть расширению покупательной способности населения, выделялись следующие. Во-первых, это закон о минимальной зарплате. Во-вторых, это закон о правах рабочих на заключение коллективного договора с предпринимателями, на забастовку, введение принципа «закрытого цеха»,то есть приема на работу только членов профсоюза, существенно расширявший возможности трудящихся повышать заработную плату и перераспределять в свою пользу доходы предприятий. В-третьих, это законы о социальном страховании по старости и безработице.
Важнейшим законом, регулирующим трудовые отношения и увеличивающим платежеспособность населения, стал Национальный акт о трудовых отношениях или закон Вагнера, принятый в июле 1935 г. Он закрепил за рабочими право на организацию в профсоюз, на заключение коллективного договора между представителями рабочих и предпринимателем, на проведение стачек и пикетирование. В соответствии с этим законом правительство должно было пресекать все виды «нечестной трудовой практики» предпринимателей: вмешательство в деятельность рабочих организаций, преследование рабочих за вступление в профсоюз, создание компанейских союзов, отказ от переговоров с выборными представителями рабочих о заключении коллективного договора.
Существенным завоеванием американских рабочих было принятие в августе 1935 г. первого в истории США федерального закона о социальном страховании. Он вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице. Нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны, а его фонды создавались за счет паритетного налогового обложения предпринимателей и рабочих.
«Экономику спроса» стимулировала созданная правительством система общественных работ для остро нуждающихся и безработных американцев, которая охватила более 10 млн человек и на которую в годы «Нового курса» было затрачено 16 млрд долларов.
Одним из главных источников расширения покупательной способности нижних социальных слоев и одновременно механизмом перераспределения национального дохода между различными классами в период Нового курса стал государственныйбюджет. Основную тяжесть его формирования Рузвельт считал необходимым возложить на верхний класс, в первую очередь владельцев крупных корпораций, которых президент-демократ называл «жирными котами». Государственные налоги на крупные состояния в период «Нового курса» возросли более чем в три раза, а налог на сверхдоходы достиг рекордной отметки 75 %.
Но и эти суперналоги не покрывали потребностей правительства по расширению покупательной способности американцев, которая превратилась в основное средство борьбы с кризисом перепроизводства. В этой ситуации Рузвельт не побоялся пожертвовать одним из основополагающих постулатов классического капитализма, либерализма и Демократической партии — принципом сбалансированного бюджета.Рост государственных расходов на «заправку насоса» привел к постоянному бюджетному дефициту.
Рузвельт заявил о разделении либералов в вопросе о бюджетной политике на две школы: одна продолжала исповедовать доктрину сбалансированного бюджета, другая признавала узаконение дефицита, определяемого задачами снятия экономического кризиса и обеспечения социально-экономических запросов бедствующего народа. Рузвельт встал на сторону второй школы. Практическое воплощение ее принципов характеризовалось впечатляющими цифрами: с 1932 по 1940 г. ежегодные федеральные государственные расходы выросли с 4266 млн до 10061 млн долларов. За этот же период промышленное производство увеличилось на 60 %. Было бы преувеличением объяснять экономическое оздоровление только «заправкой насоса», но и отрицать ее огромную позитивную роль невозможно.
Глубокие реформы были осуществлены Рузвельтом не только в распределительной, но также и в производственной сфере.16 июня 1933 г. был одобрен закон о восстановлении промышленности (сокращенно НИРА), по которому предприятия под эгидой и контролем со стороны государства принимали кодексы «честной конкуренции» — своеобразные нормативы, определявшие объемы сырья и произведенной продукции, цены на товары и размер заработной платы, которые бы предотвращали дальнейшие остановки производства и позволяли рабочим поддерживать сносное существование. Кодексы после одобрения президентом США приобретали силу законов. Контроль за их проведением в жизнь возлагался на Национальную администрацию восстановления (НРА). Она одобрила около 750 кодексов в различных отраслях промышленности. В стране на два года приостанавливалось антимонополистическое законодательство, предписывалось картелирование по отдельным отраслям промышленности с целью гашения рыночной стихии. Всего кодексами «честной конкуренции» оказалось охвачено 99 % национальной промышленности.
12 мая 1933 г. был принят закон по регулированию аграрного сектора,направленный на ограничение товарных излишков путем сокращения посевных площадей и поголовья скота за государственную компенсацию.
В денежно-финансовой сфере расширялись полномочия Федеральной резервной системы, созданной еще в 1913 г. Закон Гласса-Стиголла о банках, подписанный 16 июня, вводил страхование частных вкладов американцев размером до 2 тыс. 500 доларов. В 1935г. сумма гарантированного вклада была увеличена до 5 тыс., а после Второй мировой войны - до 10 тыс. долларов. Создавалась комиссия по торговле акциями, взявшая под контроль фондовые биржи, осуществлялось рефинансирование долгов, отвечавшее интересам как должников, так и кредиторов, провозглашались отказ от золотого стандарта и девальвация доллара.
Рузвельтовский «Новый курс» способствовал радикальной перестройке американского капитализма, возникновению такой модели, которая создала реальные возможности выхода США из кризиса, стала либерально-капиталистической альтернативой праворадикальной гитлеровской общественно-исторической модели и послужила основой успешного развития американской экономики в послерузвельтовскую эпоху.
Изучая внешнюю политику Соединенных Штатов в 1933— 1933 гг., необходимо отметить, что в правящих кругах страны сформировалось два направления — «интернационалистское» и «изоляционистское». Сторонники первого направления (президент Ф. Рузвельт, члены его кабинета и многие влиятельные лидеры конгресса) считали, что образование блока фашистских государств создает военную угрозу для США и что поэтому необходимо сближение с буржуазно-демократическими странами Западной Европы, в первую очередь с Англией, и нормализация советско-американских отношений.
Приверженцы «изоляционистского» течения (сенаторы Р. Тафт, А. Ванденберг, конгрессмен Г. Фиш) полагали, что для укрепления международных позиций США надо сохранить «свободу рук» и не вступать в военно-политические союзы с европейскими странами. Следует объяснить причины победы «изоляционизма» во внешнеполитическом курсе США в 30-е годы и раскрыть основные направления внешней политики правительства Ф. Рузвельта.
Вплоть до 1940 г. США придерживались политики «нейтралитета»,которая была удачно испытана ими еще в эпоху вызревания первой мировой войны. И только в 1940 г. они обнаружили отчетливое осознание того факта, что военные успехи мощной фашистской оси Германия — Италия — Япония создают смертельную угрозу их национальному интересу и родственным им странам либеральной демократии. В США резко падает влияние «изоляционистов» и усиливается позиция «интернационалистов» во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом, настаивавшим на расширении разнообразной поддержки Англии и Франции. Но окончательный перелом в позиции США по отношению к мировой войне произошел под воздействием двух событий, имевших место 22 июня и 7 декабря 1941 г.
22 июня Германия, нарушив договор 1939 г., напала на СССР, бросив против него основные военные формирования. Это событие в мгновение ока поменяло расстановку политических сил в мире: СССР и западные демократии были теперь обречены объединиться против общего врага, отбросить антипатии и предрассудки в отношении друг друга, заняться поиском военного союза и общих политических целей. 7 декабря союзник Германии Япония нанесла сокрушительный удар по Пёрл-Харбору,главной военно-морской базе США, выведя из строя значительную часть американского военного флота и авиации. Теперь и Соединенные Штаты вынуждены были вовлечься в непосредственные широкомасштабные военные действия против фашистского блока.
Во второй части курса новейшей истории стран Запада главной проблемой практических занятий является изучение моделей социалистического строительства. Во-первых, речь идет о «шведской модели» и специфике скандинавского пути. Становление этого варианта развития связано с именем Социал-демократической рабочей партии Швеции. Создателем «северной модели» называют Гуннара Мюрдаля, который получил за её разработку Нобелевскую премию. За два послевоенных десятилетия в стране был проведен целый ряд демократических реформ, в результате которых сформировалась одна их наиболее развитых и сбалансированных моделей «государства благосостояния».
Ещё одной попыткой социалистического строительства во второй половине ХХ века стало формирование режимов «восточноевропейского социализма». История стран Центрально-Восточной Европы отличалась целым рядом своеобразных черт, главной из которых и стало развитие в рамках так называемого «социалистического пути развития». Это привело к возникновению целого ряда особенностей истории народов Польши, Югославии, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Румынии и Албании. Для этих стран выделяют следующие периоды в послевоенной истории:
1. Период «народной демократии» (1944-1948 гг.), одной из главных черт которого стала возможность альтернативного пути дальнейшего развития и одновременное сосуществование советской и западной экономической, социальной, политической и культурной модели.
2. Период сталинизма (1948-1956 гг.) – время, предопределенное противостоянием великих держав и началом «холодной войны», характеризовавшееся террором, репрессиями, уничтожением инакомыслия и установлением жесткой однопартийной системы. В это же время в результате советско-югославского конфликта 1948 г. начинается развитие Югославии по собственному, специфическому пути.
3. Эпоха так называемого «реального социализма» (1956-1989 гг.) – попытки построения восточноевропейского варианта социализма, целая череда кризисов в странах Центрально-Восточной Европы, проблемы внутреннего развития, которые привели к событиям 1989 г. и последовавшим кардинальным изменениям в этих странах.