Программа снижения агрессивного проявления и коррекции эмоционального интеллекта студентов-психологов

Название: «Программа снижения агрессивного проявления и коррекции эмоционального интеллекта студентов-психологов».

Разработанные тренинговые занятия позволяют прививать навыки анализа своих поступков, умение конструктивно выходить из противоречивых ситуаций, провоцирующих вспышки гнева. Студенты-психологи знакомятся с приемлемыми и способами выражения гнева, у них формируется способность к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Цель программы: развитие навыков общения, умения конструктивно выходить из противоречивых ситуаций, провоцирующих вспышки гнева, обучение приемлемым способам выражения гнева. Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию.

Задачи программы:

- формирование умения различать эмоции;

- формирование навыков установления контактов;

- формирование умений конструктивного общения;

- повышение уровня самооценки;

- снижение агрессивности

- формирование позитивного отношения к ровесникам

- повышение уровня эмоционального интеллекта.

Программа включает в себя 5 занятий:

Занятие 1

1.1. Упражнение «Групповое интервью».

По очереди каждый участник отвечает на некоторые вопросы. Ведущий бросает мячик и дает первый вопрос. Вопросы могут быть такого типа: «Твой любимый цвет», «Твое любимое блюдо», «Твой любимый урок», «Что тебя больше всего радует», «Из-за чего ты грустишь», «Твоя любимая песня»...


1.5. Упражнение «Познаем лучше друг друга»

Инструкция. В предыдущем упражнении мы создавали потрет лучшего друга, но среди нас есть люди с такими же чертами характера, которых по той или иной причине мы не замечаем.

Ведущий предлагает одному из участников закрыть глаза и попытаться описать человека, сидящего слева. Описать нужно по следующей схеме:

- Внешний вид (одежда, волосы, цвет глаз...)

- Любимые занятия, вещи. (в котором часу встает, что любит завтракать утром и т.д.)

- Хорошие черты характера.

1.6. Упражнение «Копилка хороших поступков»

Материалы: Каждому студенту нужны бумага и карандаш.

Инструкция. Мы все хотим достичь в жизни успехов. Возможно, вы хотите стать успешными психологами. Большинство людей считают, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять сами себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха только тогда, когда мы знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы отметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три успешных действия (проекта), которые вы сделали как психологи. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали. Запишите их на листе бумаги.

Такое признание своих достижений мы будем проводить отныне каждую неделю. А тот из вас, кто захочет стать еще более успешным в жизни и в профессии, может делать это самостоятельно.

Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.


Чувство любви, дружбы, привязанности к другим людям, а также злости - все это для человека является ценным опытом.

В нашем обществе существует мнение, что чувства мешают преодолению трудностей, возникающих при общении. Считается, что чем более рациональней ведет себя человек, тем лучше он умеет общаться Наверное, именно поэтому существует стереотип – нужно ясно и четко высказывать свои мысли. Но чувства мы редко можем четко и ясно выражать.

Когда кто-то не осознает своих чувств, не принимает или не умеет их выражать, он проявляет их таким образом; 1) навешивает ярлыки;
2) обвиняет Чем больше чувства касаются меня здесь и сейчас, тем труднее о них говорить.

Эмоции и переживания являются нормальными и естественными. Человек, лишенный эмоций, был бы подобен механизму.

2.5. Языковая разминка

Прочитать стихотворение "Знаешь, что ты человек!"

- весело,

- грустно,

- спокойно,

- со злостью,

- удивленно и т.д..

2.6. Упражнение «Волшебная лавка»

Ведущий спрашивает участников, какие черты характера им присущи. Затем предлагает представить, что они находятся в волшебной лавке, где он - продавец. Каждый участник может обменивал ты черты (мудрость, смелость, честность и т.п.), которых, по его мнению, слишком много и ими можно поделиться с другими, или те, от которых он хочет избавиться, на черты, которых не хватает. «Покупатель» сдает свои черты, а «продавец» интересуется, есть то, что нужно «покупателю», и сколько он мог бы дать взамен.

2.7. Упражнение «Угадай настроение»

Один или три участник (по количеству рядов в кабинете) выходят из комнаты, а другие студенты загадывают определенное настроение и пытаются его отчетливо показать, когда те, кто угадывает, зайдут в кабинет.

Задача: как можно быстрее «отгадать» настроение.

2.8. Рефлексия, итоги занятия.

Занятие 3

3.3. Упражнение «Уступи место»

Важно не только определять содержание и интонации собеседника, но и самому выбирать правильный тон.

Одному участнику дается задание изобразить пассажира, который не замечает никого вокруг. Он уступит место, заберет с сиденья портфель, только если ему захочется.

Задача для других: обратиться поочередно к этому пассажиру так, чтобы он выполнил ваше желание.

Обсудим, какой тон убедил пассажира.

3.4. Упражнение «Цветок»

С какими чувствами вы начали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не так хорошо? Чего вам не хватает в такие дни? Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, во время которого я покажу вам, как можно вызвать у себя приятные ощущения.

Сядь поудобнее и закрой глаза. Сделай три глубоких вдоха и выдоха...

А сейчас представь себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-либо любое растение, цветы которого тебе нравятся... Внимательно рассмотри его, его листья, цветы и бутоны еще не распустились...

Представь теперь, что ты - один из этих бутонов, который не распустился. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась и ты бы потянулся навстречу теплому солнечному свету...

А сейчас ты можешь представить себе, как твой бутон постепенно раскрывается. Постарайся почувствовать аромат этого цветка... Рассмотри цвет его лепестков... Посмотри, как ярко они сияют... Если хочешь, можешь понаблюдать, как мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Слышишь, они говорят: «Какой красивый цветок! Он так нравится мне!». Восхищайся и ты этим цветком, повторяя про себя: «Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой». Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное ощущение и помести в какую-либо часть своего тела. Например, ты можешь вдохнуть чувства и поместить его в район солнечного сплетения...

А сейчас потянись, расслабься, открой глаза и вернись к нам бодрым и отдохнувшим.

3.5. Итоги

Занятие 4

4.1. Упражнение «Ожидание»

Ведущий раздает каждому участнику маленький лист бумаги-стикер, на котором предлагает записать свои ожидания от сегодняшнего занятия, от своей работы на данном занятии.

4.2. Упражнение «Части моего «Я»

Ведущий предлагает участникам вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях, в зависимости от обстоятельств. После этого он предлагает нарисовать эти разные части «Я». Это может быть символический рисунок.

4.3. Театр экспромтом

Участники делятся на подгруппы по пять человек (в группы разделяют по принципу сходства частей "Я" с предыдущего упражнения). Раздают заранее подготовленные открытки с типичными образами (конфликтными ситуациями), характерными для участников определенного возраста (преподаватель не принимает курсовую, сокурсник отказывает в помощи т.д.) и роли обиженных людей, которые реагируют таким образом, чтобы соответствовать карточкам с изображением различных эмоциональных состояний. Задача для участников: разыграть сценку, в которой каждый выполняет свою роль.

4.4. Упражнение «Японский диалог»

В японском не употребляют слово "Нет". Если японец не хочет выполнять чью-то просьбу, он будет говорить что-то, но никогда не даст прямого отказа. Хотите узнать, как это? Разбейтесь на пары. Один в паре - японец, другой европейский человек. Европеец просит своего собеседника о чем-то очень-очень важном для него. Задача японца - отказать, но не в коем случае, не говорить об этом прямо.

4.5. Рисунок планеты «Ображенитус»

Участникам предлагается нарисовать на листах планету, где все обиженные друг на друга.

На планету летит метеорит, он через 10 лет уничтожит эту планету, но если ее жители вырастят лес, то метеорит пролетит, не причинив планете вреда.

Как выполнить эту задачу?

б) Участники должны на общем рисунке нарисовать и «отдать» то, что есть в каждом из них от старых обид (гнев, слезы, возмущения и тд.)
После чего совместно решают, что сделать со своей обидой.

в) Тренер предлагает участникам нарисовать на листах портрет человека, к которому они чувствуют обиду. Когда это сделано, все одновременно разрывают рисунки и выбрасывают их в корзину для мусора.

4.6. Итоги

Занятие 5

5.1. Упражнение "Ожидания"

Ведущий раздает каждому участнику маленький лист бумаги-стикер, на котором предлагает записать свои ожидания от сегодняшнего занятия, от своей работы на данном занятии.

5.2. Игра «Возвращение в прошлое»

Ведущий предлагает подумать несколько секунд и вспомнить, какие существенные ошибки были допущены в жизни. Предлагает представить, что участники вернулись в прошлое и не допустили ли этой ошибки.

Как разворачивались события? Разбиться по парам и обсудить друг с другом ситуацию.


Занятие 5

Тема. Решение "нерешаемых проблем"

5.1. Упражнение "Ожидания"

5.2. Упражнение "Разбитый стакан"

Студентам предлагается представить ситуацию, когда разбивается стакан, и подумать, как изменить то, что произошло.

«Разбитый стакан» - это что-то такое, что нас огорчает, но мы не можем изменить.

После обсуждения нужно прийти к выводам, что в мире есть много вещей, которые мы не в силах изменить, но мы можем изменить отношение к ним.

5.3. "Замена негативных мыслей о себе на положительные"

Вспомните о ваших неудачах, которые и сейчас влияют на вашу жизнь, поведение и самочувствие. Напишите 10 таких вещей.

А теперь попробуйте заменить негативные мысли о себе на положительные. Это можно сделать тремя способами:

• обращение к своим правам (если ты думаешь, что не такой, как все, то можешь заменить такое мнение, на другую: «Всегда я должен все сглаживать» - «Я не имею право на ошибку»);

• обращение к положительному опыту на эту тему («Я нерешительный» - «Есть ситуации, в которых мне удается быстро принимать решения»);

• замена прилагательных («Я толстая» - «Я аппетитная»). Ведущий предлагает обсуждения.

5.4. "Преодоление трудностей"

Участники группы по очереди с помощью мимики и жестов показывают, как они преодолевают жизненные трудности. Можно начертить мелом тропу, которая будет символизировать жизненный путь, поставить на ней различные препятствия.

5.5. "Запретный плод"

Члены группы поочередно показывают, как они будут вести себя в ситуации, когда их желания не совпадают с внешними нормами поведения. «Запрещенный плод» кладется на стул, стоящий в центре комнаты. Каждый должен подойти к стулу и показать, что он сделает с «запретным плодом».

5.6. Медитация «Золотой путешественник»

Сядьте удобно в кресле. Зажмурьте глаза и глубоко дышите. Представьте, что золотой свет постепенно наполняет ваше сердце, руки и ноги. Тело начинает светиться. Вы глубоко дышите, излучая золотой свет. Вы становитесь все светлее...

Представьте, что в вашем сердце находится золотой шар света. Это - золотой путешественник. Посмотрите, куда он вас поведет, послушайте, что он вам говорит. После этого откройте глаза.

Теперь золотой путешественник всегда с вами. Он может ехать с вами в автобусе или машине, идти в школу... Вы можете думать о нем как об энергии, мир, силу или свет, несет любовь.

5.7. Итог.

Таким образом, предложенная программа основывается на игре, а также не методике самоанализа и релаксации. Такой комплекс мер будет способствовать снижению уровня эмоционального напряжения, если занятия проводить не реже 1 раза в неделю.


Приложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: