Общественно-политическая и культурная мысль таджикского народа во второй половине XIX – начале XX вв

План:

Источники коренных изменений в общественно-политической и культурной мысли таджикского народа.

Просветительские взгляды А.Дониша и зарождение просветительства.

Движение джадидов и их деятельность в Бухарском эмирате и в туркестанском крае.

4.Народное образование, наука, искусство, литература.

Источники коренных изменений в общественно-политической и культурной мысли таджикского народа.

Завоевание Центральной Азии Россией изменило отношение прогрессивных мыслителей Мав-нахра к власти и культурной жизни в крае. Северные районы, включенные в состав Туркестанского генерал-губернаторства, включились в новые социально-экономические отношения по развивитиалась перерабатывающая промышленность. Оно обусловило зарождение новых капиталистических производственных отношений и властных структур, и более прогрессивного общества. Создание новых русско-туземных школ, открытие библиотек, типографий, распространение газет и театров послужило толчком к пересмотру традиционных устоев общества. Если раньше критерием образованности являлись религиозные знания (арабского языка и ислама), то теперь знание русского языка и светских наук становились главными для местной интеллигенции в обществе. Вместе с тем, одна часть интеллигенции не хотела изменений традиционных устоев общества и покидала край, эмигрировав в исламские государства, а др. часть мыслителей, к которым относились таджикские просветители Дониш, Савдо, Возех, Шохин Сахбо, Хайрат и др., просветители узбекского народа - поэты Фуркат, Хамза, Хакимзаде Ниези, приняли новшества положительно. Просветители в своих произведениях призывали народ к просвещению, созданию новометодных школ, в которых изучали бы все современные науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: