Коррекция сенсорики

Цель коррекции сенсорики состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Это направление включает стимуляцию деятельности зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов.

Сенсорное развитие — это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета.

Сенсорное воспитание — это последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорная культура опирается на усвоение сенсорных эталонов, которые выделены для всех пяти органов чувств (цвета спектра, геометрические фигуры, фонемы родного языка, шкала музыкальных звуков и др.). Усвоение сенсорного эталона — это далеко не только правильное его называние, но и использование в качестве мерки для оценки свойств других предметов, т. е. допускается его знание в пассивном словаре и активное использование в предметно-практических действиях.

Формирование Сенсорных эталонов может осуществляться по трем основным стратегиям:

1. Организация поиска эталона, идентичного заданному образцу. Ребенок ищет заданный элемент в системе эталонов по образцу, находящемуся в поле зрения (или в пределах досягаемости). Педагог обучает ребенка осуществлять движение по системе сенсорных эталонов, представленных в ряду или матрице.

2. Организация поиска эталона по представлению (мнемическому образу). Педагог показывает ребенку образец, просит его запомнить, а затем убирает образец из поля зрения. От ребенка требуется найти заданный эталон, опираясь на мнемический образ.

3. Формирование устойчивой связи между эталоном и словом.

Подготовительный этап — называние объектов и их свойств. Затем организуется поиск эталона по его названию, по словесному описанию.

Сенсорные действия разнообразны и многочисленны. Это рассматривание, ощупывание, выстукивание, обнюхивание, облизывание, прокатывание и т. п. Крайне важно, чтобы в дошкольном возрасте и первые годы школьного обучения были сформированы основные перцептивные действия. Детей следует обучать узнавать объекты по особым характеристикам, так называемым сигнальным меткам, по существенным признакам, в различных положениях и ситуациях. Одновременно с развитием перцептивных действий формируются и основные умственные операции: анализ объектов; сравнение (по форме, размеру, величине, цвету) гобнаружение одинаковых свойств у разных объектов и нахождение разных качеств у родственных объектов; формирование обобщенных способов обследования посредством перцептивных действий (увидел, услышал, потрогал, попробовал — узнал). Обследование предметов выступает как один из основных методов сенсорного воспитания.

Различают два типа сенсорных расстройств:

1. Элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (светоощущение, цветоощущение, ощущение высоты, громкости, длительности звука и др.).

2. Сложные гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы предмета, символов, пространственных отношений, звуков речи и т. д.).

3. Первый тип расстройств связан с поражением периферического и подкорковых уровней анализаторной системы. Второй же тип нарушения обусловлен, прежде всего, поражением корковых полей. Гностические расстройства носят название агнозий. В зависимости от пораженного анализатора различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Сенсорные дисфункции часто связаны со стерео-гностическим восприятием. Оценка их состояния может иметь важные последствия для дальнейшего образования ребенка, поскольку они определяют способность детей к познанию окружающего. Как показывают многие исследования, сохранные органы чувств у детей с нарушениями анализаторов не всегда используются самостоятельно для познания окружающего; 50-60 % условно нормально развивающихся дошкольников нуждаются в стимуляции сенсорного развития. В связи с этим огромное значение приобретает проведение сенсорного и психомоторного тренинга, а также осуществление пописенсорного подхода — опора на максимально возможное количество анализаторов при ознакомлении с новым объектом или явлением.

4. Сенсорные способности и двигательные навыки могут колебаться в различных условиях и ситуациях. Так, зрение может быть наилучшим в определенных секторах или на конкретном расстоянии от глаза; слух может функционировать наилучшим образом в определенном диапазоне частоты; осязание может быть лучше на щеке, чем на руке.

5. Сенсорика выполняет три главные функции: 1) стимуляции психической активности; 2) релаксации, снятии напряженности, стресса; 3) создании основы для развития высших психических функций.

6. На протяжении всей жизни наш мозг нуждается в стимуляции. Если эта потребность не удовлетворяется нормальным, естественным путем посредством зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений, то вступает в силу другой источник — через гнев, агрессию, самоагрессию, т. е. отмечается вызывающее поведение. Стимуляция посредством низших ощущений (без участия интеллекта) — очень важный способ расслабления, появления наслаждения, удовольствия, удовлетворения. В плане психологической разгрузки очень важным является достижение состояния «безмыслия».

Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: глаза, уши, нос, рот, кожа. Однако это только предпосылки для восприятия окружающего мира. Ребенка необходимо научить рассматривать, вслушиваться, ощупывать, вдыхать запахи, а главное — выработать умение определять отношение воспринимаемых характеристик с сенсорными эталонами. Дети с особенностями в развитии далеко не всегда используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них существуют. Мышление ребенка от 4 до 7 лет в значительной степени определяется его восприятием. Ребенок, как правило, фиксирует внимание на одном аспекте или изменении какого-либо одного предмета и не замечает другие. После 7-8 лет ребенок все больше и больше оказывается способным преодолевать влияние восприятия и применять логическое мышление к конкретным ситуациям. Именно от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания, будет зависеть усвоение логических понятий.

В процессе коррекционного обучения крайне необходимо организовать познание своих потребностей, умение выбирать раздражители, вырабатывать привязанности, воздействовать на восприятие — «Я знаю, чего я хочу и чего мне не хочется»; «Если будет шумно, то я заткну себе уши, приглушу музыку, радио, телевизор и т, п.»; «Если будет темно, я могу зажечь свет»; «Если будет холодно, надену свитер» и т. д.

В сенсорном развитии и воспитании все большее распространение приобретает направление Впоеге1еп — снузелен (голл. — осознание жизни, стимуляция красотой) — создание и обустройство специальных сенсорных комнат, которые играют как стимулирующую, так и расслабляющую роль. 5поеге1еп — это целая стратегия, слагаемая из множества педагогических и клинических проявлений, которая стартовала 20 лет назад в Нидерландах, а сейчас успешно реализуется по всему миру, и во всех языках используется именно этот термин. Данная стратегия эффективна для клиентов всех возрастов различных нозологических групп. В ней большое место отводится цветотерапии, ароматерапии, тактильной стимуляции и т. п.

В передовых странах мира особую роль в коррекционной работе занимает сенсорная интеграция, метод американки Джин Айрис (1еап Аугез 1923-1988), направленный на стимуляцию работы анализаторов в условиях координации различных органов чувств. Если полисенсорный подход условно можно рассматривать как развитие органов чувств в статике, то этот метод является динамическим: зрительные, слуховые, тактильные ощущения и представления возникают в процессе движения, когда ребенок раскачивается на качелях или гамаке, лазает по канату или гимнастической стенке, катается на роликах или скейтборде. При этом перед ним ставится определенная цель: собрать разбросанные предметы в одну (две) корзины или найти буквы, необходимые для составления заданного слова, которые распределены по всей площади комнаты; составить упорядоченный ряд, нарисовать что-либо, произвести звучание предмета в условный момент. На основе этого метода можно создавать разные варианты увлекательных игр в достаточно интенсивном темпе движения, которые требуют значительного зрительного и слухового внимания, высокой концентрации и координации всех функций. Сенсорная интеграция особенно эффективна при гиперактивности, различных трудностях в обучении, она зарекомендовала себя как эффективное профилактическое средство дисграфий и подобных нарушений в школьные годы обучения, находит применение в лечении неврологических и дементных больных преклонного возраста.

Основные задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия: формирование умения всматриваться; распознавание и называние цвета, формы и т. д.; сравнение и группировка по внешним признакам; развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство — различие, изображение — фон, способность к визуальному дополнению части до целого).

В процессе предметно-практической деятельности дети знакомятся с хроматическими (цветные) цветами и ахроматическими (не цветные: черный, белый, серый), и их оттенками, учатся выделять теплые и холодные краски, адекватно раскрашивать предметы, распознавать и получать на бумаге мягкие пастельные и резкие контрастные сочетания цветов, представлять цветонасыщенность и цветоконтрастность. Знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит к активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ориентации в окружающем мире. Необходимо комплексное развитие остаточной функции и сохранных органов чувств.

При лечении различных заболеваний используется цветотерапия, или хронотерапия. Рекомендуется применять цвета как можно более разнообразно, т. е. облучаться этим цветом, есть пищу соответствующего цвета и одеваться в него. Воздействие цвета больше усиливается в эмоциональной, ментальной и духовной сферах. Основным цветом для лечения кожных болезней является оранжевый цвет. Он сообщает радость к жизни, особенно когда в основе болезни лежат эмоциональные «зажимы». Для снятия зуда применяется синий цвет. Цветовое облучение сильно воздействует не только на кожу, но и на более глубокие слои тела. Например, облучение области сердца розовым или зеленым дает ощутимое облегчение. При запоре облучение живота в течение короткого времени желтым цветом приводит к желанному результату. При сотрясении мозга облучение головы синим светом уменьшает распухание и бледность. Цвет тарелки влияет на аппетит: желтый цвет усиливает чувство сытости, благодаря чему мы съедаем меньше, чем обычно. Белая посуда нейтральна.

Визуальный ряд может влиять на поведение ребенка: радовать, печалить, успокаивать, раздражать. В лечебной практике неоднократно отмечалось, что у лежачих больных приход мрачно одетых людей не вызывает радостного оживления, а порой даже приводит к резкому раздражению левого полушария, и наоборот. Левое полушарие контролирует сенсорные и двигательные функции правой половины тела, осуществляет переработку информации аналитически и последовательно, отвечает за развитие речи. Правое полушарие осуществляет контроль над левой половиной тела, проводит переработку информации одновременно и целостно, обеспечивает зрительный и пространственный праксис, связано с интуицией и творческими способностями. Каждое полушарие имеет свои сильные и слабые стороны, и каждое вносит свой вклад в формирование и развитие мышления и сознания в целом.

Тактильная стимуляция не только повышает чувствительность отдельных участков тела, которые передают сигналы в кору головного мозга, «будят» дремлющие клетки, но и позволяет ребенку уютнее почувствовать себя в своей «шкуре» (коже). Тактильную стимуляцию, кроме разнообразных массажных движений рук (поглаживание, растирание, постукивание, пощипывание, похлопывание), проводят с помощью меха, кисточки, щетки, перышка, губки, ватки и т. п. Можно использовать фен, вызывая холодный, теплый, горячий поток воздуха, втирать крем, расчесывать, щекотать, покалывать. Такие реакции, как улыбка, моргание, вздрагивание, поворот и пр. (особенно при детском церебральном параличе, моторной алалии, раннем детском аутизме), не являются самоцелью, но по ним можно контролировать ощущения ребенка

Для развития (нормализации) чувствительности кожи хорошо подходят сухие шариковые бассейны. Частично их могут заменить ванны, ящики, заполненные песком, стружкой, листвой, семенами, каштанами, желудями, в которые погружают ребенка полностью, или только его руки, ноги поочередно. Благодаря этим погружениям и спонтанным манипуляциям, у ребенка развиваются психомоторные навыки. В этих условиях имеет смысл организовать целенаправленную поисковую деятельность: в наполнителе прячется один или несколько объектов, которые надо достать, нащупав руками или стопами ног.

Посредством осязания человек дополняет, расширяет и уточняет информацию, полученную при помощи других анализаторов. Развитое осязание очень значимо для многих видов профессионального труда, предметно-практической, художественной, музыкальной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: