Создание и организация психокоррекционной группы

Подготовка к началу психокоррекционной работы — это сложный многоаспектный процесс. Основная ответственность ложится на психолога, основными задачами которого являют­ся следующие:

—продумать цели организуемой группы с учетом продол­жительности, условий будущей работы, состава участников;

—выделить основные критерии отбора участников в группу
(кому будет отдаваться предпочтение, кто не будет принимать­ся, как практически будет производиться отбор, какая помощь коллег будет использоваться);

—определиться, работать с ко-терапевтом или одному (если
предполагается участие ко-терапевта, важно заранее выбрать
человека, чтобы он мог участвовать в организации группы);

— описать этапы формирования группы — способы подготовки участников к групповой работе, общая продолжительность работы группы, частота и продолжительность занятий, откры­тая или закрытая группа, место работы, порядок оплаты участия в группе;

— изучить возможность сочетания работы в психокоррекционной группе с индивидуальной психотерапией или консультированием, употреблением медикаментов, участием в других группах и т.п.;

—рассчитать способы оценки непосредственных и отдален­ных результатов работы группы;

—подготовить сообщение об организуемой психокоррекционной группе168.

Как только предварительная подготовка окончена, психолог (ведущий группы) приступает к последовательному формиро­ванию психокоррекционной группы. Сам процесс формирова­ния группы включает несколько этапов:

1. Сообщение об организуемой психокоррекционной группе.

2. Комплектование группы, отбор участников.

3. Начало работы в группе.

1. Сообщение об организуемой психокоррекционной группе (объявление о создании). Очень важно, чтобы терапевт группы подготовил ясное, краткое и конкретное сообщение об органи­зуемой группе, которое помогло бы будущим участникам более осознанно принять решение об участии в группе, а коллегам терапевта — более целенаправленно рекомендовать ее своим клиентам. В сообщении должны быть указаны:

• основные цели организуемой группы;

• время начала и место работы группы;

• общая продолжительность работы группы, частота и про­должительность занятий;

• процедура включения в группу;

• какие участники предпочтительны в группе;

• профессиональная квалификация и опыт ведущего (ве­дущих) группы;

• размер и порядок оплаты за участие в работе группы.
В информационном сообщении следует избегать рекламы

обещаний о возможном эффекте участия в группе, чтобы у участников не появились необоснованные ожидания. Сообщение дол­жно быть простым и профессиональным169.

В сообщении должно быть указано время, до которого участ­ники будут приниматься в группу, а также время первой встре­чи. Это помогает избежать постоянного откладывания начала работы группы («еще не собралось достаточное количество участ­ников»), способствует более интенсивной и целенаправленной заботе о формировании группы, а также помогает будущим участникам определиться и лучше планировать свое время. И коллеги более охотно направляют своих клиентов в группу, начало работы которой конкретно определено. Если к моменту начала работы в группе остаются свободные места, можно на­значить дополнительное время (2-3 недели) для пополнения уже работающей группы.

2. Комплектование группы, отбор участников Как отмечает А.А. Осипова, при комплектовании коррек­ционнои группы необходимо руководствоваться двумя основны­ми принципами: добровольности и информированности170.

Принцип добровольности заключается в том, что клиент самостоятельно принимает решение работать в коррекционнои группе, так как он должен быть личностно заинтересован в соб­ственных изменениях. Нельзя принуждать или обязывать по­сещать группу, так как нельзя заставить человека измениться, если он сам этого не хочет.

Принцип информированности предполагает, что клиент имеет право заранее знать все, что с ним может произойти, а также те процессы, которые будут происходить в группе. Поэтому с кли­ентами перед началом занятий проводится беседа о том, что та­кое групповая работа, каковы ее цели и какие результаты могут быть получены. Необходимо подчеркнуть, что вопрос о том, нуж­но ли предварительно предоставлять клиентам информацию о групповой психокоррекции, остается открытым.

Аналитически ориентированные психологи считают, что неопределенность в ожиданиях, касающихся ролей клиента и психотерапевта/тренера, необходима в начальных фазах коррек­ции. Они основываются на предпосылке, что существенным фактором является перенос на других членов группы своих про­блем. Поэтому на ранних этапах необходимо создать условия для переноса. Неопределенные ситуации, отсутствие информа­ции, фрустрация сознательных и бессознательных желаний поддерживают регрессивные реакции в отношении тренера и создают условия для такого осуществления переноса.

Некоторые психотерапевты/тренеры, опирающиеся на груп­повую динамику, также выступают против предварительного объяснения групповых целей. Главной задачей они считают анализ напряжения, возникающего в группе. Подавленность и неуверенность, лежащие в основе напряжения, побуждают груп­пу к решению проблем и достижению автономии.

Многие психологи считают, что клиента необходимо опреде­ленным образом проинформировать обо всем, что происходит в группе, с тем чтобы он хорошо приспособился к той роли, кото­рую от него ждут в группе. Такую позицию занимают руково­дители групп, которые не считают напряжение самым суще­ственным элементом групповой коррекции, а уделяют особое внимание сотрудничеству клиентов в группе и групповой спло­ченности. Одним из важных источников беспомощности клиен­та в начале группы является чувство несовместимости целей. Клиент часто не может понять связь групповых целей со своими собственными целями. Во вступительном объяснении психолог как раз и показывает, как эти цели взаимосвязаны171.

Эффективная психокоррекционная группа начинается с пра­вильного отбора участников. При отборе участников больше внимания следует уделять их мотивам, проблемам, целям, ожиданиям, начальному контакту с психологом, а при состав­лении группы — межличностным факторам: демографическо­му составу группы (по возрасту, полу), потенциальной совмес­тимости участников, т.е. степени гомогенности и смешанности (гетерогенности) группы.

Неудачно составленная группа может так никогда и не стать психотерапевтически продуктивной. Отбор в психокоррекционную группу всегда является двусторонним процессом, по­скольку участие определяется и выбором самого клиента и ре­шением руководителя группы. Руководитель должен побеседо­вать с каждым претендентом на участие в группе. Во время этого разговора в первую очередь важно помочь им разобрать­ся, насколько и каким образом группа может способствовать решению их жизненных проблем, а также оценить пригодность каждого участника будущей группы. Конечно, во время корот­кой встречи нелегко решить, будет полезной эта группа для человека или нет, поэтому не менее важным является и само­определение самого претендента.

Главными задачами беседы являются172:

—стремление дать клиентам определенную эмоциональную
основу, чтобы они восприняли психокоррекцию как метод, ко­торый может им помочь в решении их внутренних проблем;

—объяснение роли клиента и роли психолога в процессе взаимодействия;

—стремление дать клиенту общее представление о про­цессе коррекции, особенно о проблеме отрицательного пе­реноса.

Психолог должен подчеркнуть, что роль клиента будет дос­таточно активной и принятие решения целиком ложится на него; что в процессе психокоррекции у клиента может возни­кать сильное чувство по отношению к психологу, причем в од­ной стадии — положительное, а в другой — отрицательное, со значительной степенью недовольства и критичности. Особенно необходимо отметить, что состояние клиента во время сеанса будет колебаться: временами клиенту будет хуже, чем до нача­ла коррекционного воздействия.

Можно выделить несколько важных моментов беседы.

1. Сначала необходимо выяснить мотивы: почему клиент хочет участвовать в работе группы. Что побудило его обратить­ся в эту психокоррекционную группу; это его личное решение или его направил психолог?

2. Очень важны ожидания клиента: чего он ждет от группы, какие проблемы хотел бы решить, что и насколько он готов изменить в себе или в своей жизни?

3. Важно узнать, как клиент представляет себе работу психокоррекционной группы, что знает о ней, участвовал ли рань­ше в группах, если да, то какие были результаты.

4. Во время беседы должна осуществляться диагностика личности, стиля межличностного общения претендента. Все­ сторонняя оценка клиента помогает психологу решить, насколь­ко клиент соответствует характеру и целям организуемой груп­пы, позволяет прогнозировать его поведение в группе, поддер­живать отношения с другими участниками группы.

5. Следует помочь клиенту сформулировать 1—2 проблемы, которые он был бы готов обсудить в начале работы группы. Они должны быть связаны с основными проблемами клиента. Же­лательно, чтобы проблемы были как можно более конкретные,
разрешимые за 8—12 групповых занятий.

6. Обращается внимание на обязательность посещения груп­повых занятий. Если участие в группе платное, клиенту сле­дует сказать, сколько необходимо платить и каков порядок оплаты.

Если психокоррекционную группу будут вести два психоте­рапевта, желательно, чтобы они оба участвовали в беседах с пре­тендентами.

Решение сообщается клиенту сразу после беседы; можно договориться с ним, что окончательное решение будет сообще­но через некоторое время (должна быть договоренность о конк­ретном времени). Первый вариант лучше, хотя и требует более быстрого самоопределения руководителя группы.

Если, руководитель приходит к выводу, что претендент не подходит группе, следует подчеркнуть не столько непригодность клиента для группы (хотя иногда возможно и такое объясне­ние), сколько непригодность этой конкретной группы для кли­ента. В любом случае требуется честное и искреннее объясне­ние причин отказа, оставляющее клиенту возможность исполь­зовать другие формы психотерапии. Руководитель должен об­судить с клиентом возможные варианты альтернативной помо­щи (специализированная группа, индивидуальная психотера­пия и др.). Это обсуждение должно быть конкретным, следует указать, где можно найти помощь.

Таким образом, главный вопрос на данном этапе организа­ции группы — каких клиентов включить в группу и от каких отказаться. С другой стороны, критерии, которые помогли бы решить этот вопрос, очень противоречивы.

И. Ялом выделяет несколько элементарных критериев отбо­ра в психотерапевтическую группу173:

1. Способность справляться с групповыми заданиями.

2. Мотивация к психотерапии.

3. Соответствие личных проблем целям группы.

4. Возможность постоянно посещать занятия и работать в
группе до ее окончания.

При составлении группы следует придерживаться модели «под­держка плюс конфронтация», согласно которой необходимо:

1) избегать включения в группу участников, сильно разли­чающихся по возрасту, так как они могут покинуть группу или стать «отвергнутыми»;

2) поддерживать равновесие между конфликтностью груп­пы и способностью участников к риспособлению;

3) отбирать достаточно разных людей, которые являли бы пример разнообразного поведения и способов решения личных проблем.Как отмечает К. Рудестам, «кого принять в психокоррекционную группу» — это только первая часть вопроса. Вторая часть — кого не принимать, для кого группа может быть не только бесполезной, но, возможно, и рискованной. На этот вопрос отве­чают по-разному. Так, например, по мнению С. Виноградова и И. Ялома, для такой группы не подходят люди, имеющие174:

1. Предыдущие неудачи в психокоррекционных группах.

2. Недостаток мотивации к участию в группе.

3. Использование группы для поиска социальных контактов.

4. Нереалистичные ожидания.

5. Признаки маниакального и паранойяльного поведения.

6. Большая вероятность оказаться в роли аутсайдера.

7. Выраженная несовместимость с другими (одним или не­
сколькими) участниками группы.

8. Неспособность следовать групповым нормам и выполнять
групповые задания.

Таким образом, главный вопрос, касающийся отбора участ­ников в психотерапевтическую группу, может быть сформули­рован так: «Может ли этот конкретный человек быть вклю­ченным в эту конкретную группу в это конкретное время при этом конкретном руководителе психокоррекции?»

Г.В. Старшенбаум отмечает, что при составлении группы необходимо стремиться:

а) к разнородности привычного способа выражения эмоций
у участников;

б) к разнородности привычной защиты у них;

в) к однородности их уровня уязвимости;

г) не включать в группу только одного представителя како­го бы то ни было меньшинства175.

3. Начало работы в группе

Руководитель группы на этом этапе должен решить следу­ющие задачи:

• Давая оценку текущему состоянию (обстоятельствам, тре­бованиям к кажущимся способностям) контингента лиц, с ко­торыми психолог собирается работать, необходимо определить, чего нужно добиться на благо членов группы, и уже исходя из этого, конкретно определить, к какому состоянию стремиться.

• Разработать структуру группы, максимально подходящую данному контингенту, которую члены группы смогут использо­вать и которая может способствовать переходу из текущего со­ стояния в более предпочтительное.

• Дать реалистическую оценку характеру рабочей обстанов­ки, своим собственным интересам и профессиональному уровню.

• Исключить из состава группы людей, для которых опыт пребывания в группе может иметь негативные последствия, а также тех, кто в силу своей неуправляемости будет снижать
эффективность работы группы.

• Подобрать такой состав (как членов группы, так и веду­щих), который сумел бы обеспечить эмоциональную поддерж­ку и побуждение к изменениям с самого начала существова­ния группы176.

Независимо от индивидуального стиля профессиональной деятельности на одном из первых занятий группы психолог должен изложить основные принципы работы группы, обяза­тельные для всех ее членов:

—необходимость выполнять строгий распорядок групповых занятий;

—стараться говорить в группе обо всем открыто и искренне;

—не выносить за пределы группы того, что происходит во
время групповых занятий (это касается как группы в целом, так и каждого участника);

—помогать товарищам по группе включаться в работу группы;

—познать и изменить способ поведения и переживания, яв­ляющийся причиной их расстройств или играющий существен­ную роль в происхождении и течении аффективных симптомов;

—не тратить время на рассуждения на общие темы, кон­центрироваться на конкретных проблемах — как собственных, так и других членов группы;

—выслушивать мнения, советы окружающих, обдумывать
их, но принимать решения самостоятельно.

Сама по себе реализация этих принципов для многих кли­ентов трудна. Эти трудности могут быть темой для обсуждения в группе и предметом психокоррекционной проработки. Обсуж­дение в группе (как любое психокоррекционное обсуждение) должно базироваться на готовности к пониманию, отказе от оценочных суждений и приклеивания ярлыков177.

Для активизации работы используется анкета самооценки участников группы, с помощью которой каждый член группы может оценивать свои действия по 5-балльной системе178.

1. Я стараюсь быть активным членом моей группы.

2. Я готов лично включиться в работу группы и поделиться своими текущими проблемами.

3. Я считаю, что готов попробовать новые способы поведения в этой группе.

4. Я стараюсь выразить свою реакцию на происходящее в группе.

5. Я в силах рассказать о том, что может помешать мне чув­ствовать себя в группе в безопасности.

6. Я пытаюсь дать другим знать, как они на меня воздей­ствуют в конкретный момент.

7. Я стараюсь ясно представлять себе свои задачи и то, что хочу получить от группы.

8. Я внимательно слушаю окружающих и прямо им от­вечаю.

9. Я делюсь своим восприятием других, обеспечивая им об­ратную связь: говорю, какими я их вижу и как они на меня воздействуют.

10.Я в состоянии заявить о моих страхах, сомнениях и тре­вогах, касающихся участия в работе группы.

11.Я готов участвовать в различных групповых упражнениях.

12.Я в целом охотно посещаю сессии группы.

13.Я могу поддержать других, не занимаясь их спасением.

14.Я активно участвую в создании доверительной атмосфе­ры в группе.

15.Я готов выслушать и осмыслить то, что говорят мне дру­гие участники группы о моем поведении, не оправдываясь и не защищаясь.

16. Я пытаюсь приложить уроки, полученные в группе, к жизни за ее пределами.

17. Я отмечаю и выражаю мои реакции по отношению к ведущим.

18. Я не навешиваю ярлыков ни на себя, ни на других чле­нов группы.

19. Я не расспрашиваю других и не даю советов другим участникам.

20. Я беру на себя ответственность за то, что получаю от группы, и за то, что упускаю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: