Подготовка к началу психокоррекционной работы — это сложный многоаспектный процесс. Основная ответственность ложится на психолога, основными задачами которого являются следующие:
—продумать цели организуемой группы с учетом продолжительности, условий будущей работы, состава участников;
—выделить основные критерии отбора участников в группу
(кому будет отдаваться предпочтение, кто не будет приниматься, как практически будет производиться отбор, какая помощь коллег будет использоваться);
—определиться, работать с ко-терапевтом или одному (если
предполагается участие ко-терапевта, важно заранее выбрать
человека, чтобы он мог участвовать в организации группы);
— описать этапы формирования группы — способы подготовки участников к групповой работе, общая продолжительность работы группы, частота и продолжительность занятий, открытая или закрытая группа, место работы, порядок оплаты участия в группе;
— изучить возможность сочетания работы в психокоррекционной группе с индивидуальной психотерапией или консультированием, употреблением медикаментов, участием в других группах и т.п.;
|
|
—рассчитать способы оценки непосредственных и отдаленных результатов работы группы;
—подготовить сообщение об организуемой психокоррекционной группе168.
Как только предварительная подготовка окончена, психолог (ведущий группы) приступает к последовательному формированию психокоррекционной группы. Сам процесс формирования группы включает несколько этапов:
1. Сообщение об организуемой психокоррекционной группе.
2. Комплектование группы, отбор участников.
3. Начало работы в группе.
1. Сообщение об организуемой психокоррекционной группе (объявление о создании). Очень важно, чтобы терапевт группы подготовил ясное, краткое и конкретное сообщение об организуемой группе, которое помогло бы будущим участникам более осознанно принять решение об участии в группе, а коллегам терапевта — более целенаправленно рекомендовать ее своим клиентам. В сообщении должны быть указаны:
• основные цели организуемой группы;
• время начала и место работы группы;
• общая продолжительность работы группы, частота и продолжительность занятий;
• процедура включения в группу;
• какие участники предпочтительны в группе;
• профессиональная квалификация и опыт ведущего (ведущих) группы;
• размер и порядок оплаты за участие в работе группы.
В информационном сообщении следует избегать рекламы
обещаний о возможном эффекте участия в группе, чтобы у участников не появились необоснованные ожидания. Сообщение должно быть простым и профессиональным169.
|
|
В сообщении должно быть указано время, до которого участники будут приниматься в группу, а также время первой встречи. Это помогает избежать постоянного откладывания начала работы группы («еще не собралось достаточное количество участников»), способствует более интенсивной и целенаправленной заботе о формировании группы, а также помогает будущим участникам определиться и лучше планировать свое время. И коллеги более охотно направляют своих клиентов в группу, начало работы которой конкретно определено. Если к моменту начала работы в группе остаются свободные места, можно назначить дополнительное время (2-3 недели) для пополнения уже работающей группы.
2. Комплектование группы, отбор участников Как отмечает А.А. Осипова, при комплектовании коррекционнои группы необходимо руководствоваться двумя основными принципами: добровольности и информированности170.
Принцип добровольности заключается в том, что клиент самостоятельно принимает решение работать в коррекционнои группе, так как он должен быть личностно заинтересован в собственных изменениях. Нельзя принуждать или обязывать посещать группу, так как нельзя заставить человека измениться, если он сам этого не хочет.
Принцип информированности предполагает, что клиент имеет право заранее знать все, что с ним может произойти, а также те процессы, которые будут происходить в группе. Поэтому с клиентами перед началом занятий проводится беседа о том, что такое групповая работа, каковы ее цели и какие результаты могут быть получены. Необходимо подчеркнуть, что вопрос о том, нужно ли предварительно предоставлять клиентам информацию о групповой психокоррекции, остается открытым.
Аналитически ориентированные психологи считают, что неопределенность в ожиданиях, касающихся ролей клиента и психотерапевта/тренера, необходима в начальных фазах коррекции. Они основываются на предпосылке, что существенным фактором является перенос на других членов группы своих проблем. Поэтому на ранних этапах необходимо создать условия для переноса. Неопределенные ситуации, отсутствие информации, фрустрация сознательных и бессознательных желаний поддерживают регрессивные реакции в отношении тренера и создают условия для такого осуществления переноса.
Некоторые психотерапевты/тренеры, опирающиеся на групповую динамику, также выступают против предварительного объяснения групповых целей. Главной задачей они считают анализ напряжения, возникающего в группе. Подавленность и неуверенность, лежащие в основе напряжения, побуждают группу к решению проблем и достижению автономии.
Многие психологи считают, что клиента необходимо определенным образом проинформировать обо всем, что происходит в группе, с тем чтобы он хорошо приспособился к той роли, которую от него ждут в группе. Такую позицию занимают руководители групп, которые не считают напряжение самым существенным элементом групповой коррекции, а уделяют особое внимание сотрудничеству клиентов в группе и групповой сплоченности. Одним из важных источников беспомощности клиента в начале группы является чувство несовместимости целей. Клиент часто не может понять связь групповых целей со своими собственными целями. Во вступительном объяснении психолог как раз и показывает, как эти цели взаимосвязаны171.
Эффективная психокоррекционная группа начинается с правильного отбора участников. При отборе участников больше внимания следует уделять их мотивам, проблемам, целям, ожиданиям, начальному контакту с психологом, а при составлении группы — межличностным факторам: демографическому составу группы (по возрасту, полу), потенциальной совместимости участников, т.е. степени гомогенности и смешанности (гетерогенности) группы.
|
|
Неудачно составленная группа может так никогда и не стать психотерапевтически продуктивной. Отбор в психокоррекционную группу всегда является двусторонним процессом, поскольку участие определяется и выбором самого клиента и решением руководителя группы. Руководитель должен побеседовать с каждым претендентом на участие в группе. Во время этого разговора в первую очередь важно помочь им разобраться, насколько и каким образом группа может способствовать решению их жизненных проблем, а также оценить пригодность каждого участника будущей группы. Конечно, во время короткой встречи нелегко решить, будет полезной эта группа для человека или нет, поэтому не менее важным является и самоопределение самого претендента.
Главными задачами беседы являются172:
—стремление дать клиентам определенную эмоциональную
основу, чтобы они восприняли психокоррекцию как метод, который может им помочь в решении их внутренних проблем;
—объяснение роли клиента и роли психолога в процессе взаимодействия;
—стремление дать клиенту общее представление о процессе коррекции, особенно о проблеме отрицательного переноса.
Психолог должен подчеркнуть, что роль клиента будет достаточно активной и принятие решения целиком ложится на него; что в процессе психокоррекции у клиента может возникать сильное чувство по отношению к психологу, причем в одной стадии — положительное, а в другой — отрицательное, со значительной степенью недовольства и критичности. Особенно необходимо отметить, что состояние клиента во время сеанса будет колебаться: временами клиенту будет хуже, чем до начала коррекционного воздействия.
Можно выделить несколько важных моментов беседы.
1. Сначала необходимо выяснить мотивы: почему клиент хочет участвовать в работе группы. Что побудило его обратиться в эту психокоррекционную группу; это его личное решение или его направил психолог?
2. Очень важны ожидания клиента: чего он ждет от группы, какие проблемы хотел бы решить, что и насколько он готов изменить в себе или в своей жизни?
|
|
3. Важно узнать, как клиент представляет себе работу психокоррекционной группы, что знает о ней, участвовал ли раньше в группах, если да, то какие были результаты.
4. Во время беседы должна осуществляться диагностика личности, стиля межличностного общения претендента. Все сторонняя оценка клиента помогает психологу решить, насколько клиент соответствует характеру и целям организуемой группы, позволяет прогнозировать его поведение в группе, поддерживать отношения с другими участниками группы.
5. Следует помочь клиенту сформулировать 1—2 проблемы, которые он был бы готов обсудить в начале работы группы. Они должны быть связаны с основными проблемами клиента. Желательно, чтобы проблемы были как можно более конкретные,
разрешимые за 8—12 групповых занятий.
6. Обращается внимание на обязательность посещения групповых занятий. Если участие в группе платное, клиенту следует сказать, сколько необходимо платить и каков порядок оплаты.
Если психокоррекционную группу будут вести два психотерапевта, желательно, чтобы они оба участвовали в беседах с претендентами.
Решение сообщается клиенту сразу после беседы; можно договориться с ним, что окончательное решение будет сообщено через некоторое время (должна быть договоренность о конкретном времени). Первый вариант лучше, хотя и требует более быстрого самоопределения руководителя группы.
Если, руководитель приходит к выводу, что претендент не подходит группе, следует подчеркнуть не столько непригодность клиента для группы (хотя иногда возможно и такое объяснение), сколько непригодность этой конкретной группы для клиента. В любом случае требуется честное и искреннее объяснение причин отказа, оставляющее клиенту возможность использовать другие формы психотерапии. Руководитель должен обсудить с клиентом возможные варианты альтернативной помощи (специализированная группа, индивидуальная психотерапия и др.). Это обсуждение должно быть конкретным, следует указать, где можно найти помощь.
Таким образом, главный вопрос на данном этапе организации группы — каких клиентов включить в группу и от каких отказаться. С другой стороны, критерии, которые помогли бы решить этот вопрос, очень противоречивы.
И. Ялом выделяет несколько элементарных критериев отбора в психотерапевтическую группу173:
1. Способность справляться с групповыми заданиями.
2. Мотивация к психотерапии.
3. Соответствие личных проблем целям группы.
4. Возможность постоянно посещать занятия и работать в
группе до ее окончания.
При составлении группы следует придерживаться модели «поддержка плюс конфронтация», согласно которой необходимо:
1) избегать включения в группу участников, сильно различающихся по возрасту, так как они могут покинуть группу или стать «отвергнутыми»;
2) поддерживать равновесие между конфликтностью группы и способностью участников к риспособлению;
3) отбирать достаточно разных людей, которые являли бы пример разнообразного поведения и способов решения личных проблем.Как отмечает К. Рудестам, «кого принять в психокоррекционную группу» — это только первая часть вопроса. Вторая часть — кого не принимать, для кого группа может быть не только бесполезной, но, возможно, и рискованной. На этот вопрос отвечают по-разному. Так, например, по мнению С. Виноградова и И. Ялома, для такой группы не подходят люди, имеющие174:
1. Предыдущие неудачи в психокоррекционных группах.
2. Недостаток мотивации к участию в группе.
3. Использование группы для поиска социальных контактов.
4. Нереалистичные ожидания.
5. Признаки маниакального и паранойяльного поведения.
6. Большая вероятность оказаться в роли аутсайдера.
7. Выраженная несовместимость с другими (одним или не
сколькими) участниками группы.
8. Неспособность следовать групповым нормам и выполнять
групповые задания.
Таким образом, главный вопрос, касающийся отбора участников в психотерапевтическую группу, может быть сформулирован так: «Может ли этот конкретный человек быть включенным в эту конкретную группу в это конкретное время при этом конкретном руководителе психокоррекции?»
Г.В. Старшенбаум отмечает, что при составлении группы необходимо стремиться:
а) к разнородности привычного способа выражения эмоций
у участников;
б) к разнородности привычной защиты у них;
в) к однородности их уровня уязвимости;
г) не включать в группу только одного представителя какого бы то ни было меньшинства175.
3. Начало работы в группе
Руководитель группы на этом этапе должен решить следующие задачи:
• Давая оценку текущему состоянию (обстоятельствам, требованиям к кажущимся способностям) контингента лиц, с которыми психолог собирается работать, необходимо определить, чего нужно добиться на благо членов группы, и уже исходя из этого, конкретно определить, к какому состоянию стремиться.
• Разработать структуру группы, максимально подходящую данному контингенту, которую члены группы смогут использовать и которая может способствовать переходу из текущего со стояния в более предпочтительное.
• Дать реалистическую оценку характеру рабочей обстановки, своим собственным интересам и профессиональному уровню.
• Исключить из состава группы людей, для которых опыт пребывания в группе может иметь негативные последствия, а также тех, кто в силу своей неуправляемости будет снижать
эффективность работы группы.
• Подобрать такой состав (как членов группы, так и ведущих), который сумел бы обеспечить эмоциональную поддержку и побуждение к изменениям с самого начала существования группы176.
Независимо от индивидуального стиля профессиональной деятельности на одном из первых занятий группы психолог должен изложить основные принципы работы группы, обязательные для всех ее членов:
—необходимость выполнять строгий распорядок групповых занятий;
—стараться говорить в группе обо всем открыто и искренне;
—не выносить за пределы группы того, что происходит во
время групповых занятий (это касается как группы в целом, так и каждого участника);
—помогать товарищам по группе включаться в работу группы;
—познать и изменить способ поведения и переживания, являющийся причиной их расстройств или играющий существенную роль в происхождении и течении аффективных симптомов;
—не тратить время на рассуждения на общие темы, концентрироваться на конкретных проблемах — как собственных, так и других членов группы;
—выслушивать мнения, советы окружающих, обдумывать
их, но принимать решения самостоятельно.
Сама по себе реализация этих принципов для многих клиентов трудна. Эти трудности могут быть темой для обсуждения в группе и предметом психокоррекционной проработки. Обсуждение в группе (как любое психокоррекционное обсуждение) должно базироваться на готовности к пониманию, отказе от оценочных суждений и приклеивания ярлыков177.
Для активизации работы используется анкета самооценки участников группы, с помощью которой каждый член группы может оценивать свои действия по 5-балльной системе178.
1. Я стараюсь быть активным членом моей группы.
2. Я готов лично включиться в работу группы и поделиться своими текущими проблемами.
3. Я считаю, что готов попробовать новые способы поведения в этой группе.
4. Я стараюсь выразить свою реакцию на происходящее в группе.
5. Я в силах рассказать о том, что может помешать мне чувствовать себя в группе в безопасности.
6. Я пытаюсь дать другим знать, как они на меня воздействуют в конкретный момент.
7. Я стараюсь ясно представлять себе свои задачи и то, что хочу получить от группы.
8. Я внимательно слушаю окружающих и прямо им отвечаю.
9. Я делюсь своим восприятием других, обеспечивая им обратную связь: говорю, какими я их вижу и как они на меня воздействуют.
10.Я в состоянии заявить о моих страхах, сомнениях и тревогах, касающихся участия в работе группы.
11.Я готов участвовать в различных групповых упражнениях.
12.Я в целом охотно посещаю сессии группы.
13.Я могу поддержать других, не занимаясь их спасением.
14.Я активно участвую в создании доверительной атмосферы в группе.
15.Я готов выслушать и осмыслить то, что говорят мне другие участники группы о моем поведении, не оправдываясь и не защищаясь.
16. Я пытаюсь приложить уроки, полученные в группе, к жизни за ее пределами.
17. Я отмечаю и выражаю мои реакции по отношению к ведущим.
18. Я не навешиваю ярлыков ни на себя, ни на других членов группы.
19. Я не расспрашиваю других и не даю советов другим участникам.
20. Я беру на себя ответственность за то, что получаю от группы, и за то, что упускаю.