Одним из важнейших аспектов работы психокоррекцион-ной группы является оценка ее эффективности. Оценка эффективности позволяет увидеть, что дала психокоррекционная группа участникам, какой смысл имела работа психолога в группе. На сегодняшний день, как правило, при оценке эффективности группы говорят об изменении симптомов. При этом практически не уделяется внимание социальной приспособленности участников, изменению их социальных установок, самопонимания, негативному воздействию психокоррекционной группы на участников, воздействию' группы на повседневную жизнь участников. А именно это и является главным результатом психокоррекции.
Для оценки эффективности работы группы чаще всего используются методики индивидуального исследования личности, оценивающие индивидуальные изменения (различные опросники личности и анкеты). Однако их результаты вызывают сомнения, так как большинство методик исследования личности (возможно, за исключением нескольких проективных методов) нивелируют личность, «сводят» ее в более или менее, однако всегда ограниченное количество измерений обедняют ее реальное богатство. Поэтому используемые в психологии традиционные эмпирические процедуры не очень подходят для исследования уникальных установок, чувств, изменений поведения людей, возникающих в психотерапевтической группе181.
|
|
Как отмечает А.А. Осипова, эффективность коррекционно-го воздействия может быть оценена с точки зрения:
а) разрешения реальных трудностей развития;
б) постановки целей и задач коррекционной программы.
При этом необходимо отметить, что оценка эффективности
коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности182.
Для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.
Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.
А.А. Осипова подчеркивает, что анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий, пролонгированностъ коррекционного воздействия и время осуществления воздействия.
|
|
1) Коррекционные занятия должны проводиться не менее
1 раза в неделю продолжительностью 1—1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а
также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
2) Пролонгированность коррекционного воздействия заключается в том, что даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения
новых проблем в общении. Желательно осуществлять контроль
и наблюдение каждого случая в течение 1—2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.
3) Эффективность коррекционных программ существенно
зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше
выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше
начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.
Оценка эффективности психокоррекционной группы складывается в течение всего времени работы группы и на всех этапах ее развития. Соответственно, чем более продуктивной была работа группы на всех этапах, тем более высоким будет эффект психокоррекционных мероприятий. Р. Кочюнас выделяет основные признаки продуктивной и непродуктивной психокоррекционной группы (табл. 5).