Оценка эффективности работы группы

Одним из важнейших аспектов работы психокоррекцион-ной группы является оценка ее эффективности. Оценка эффек­тивности позволяет увидеть, что дала психокоррекционная груп­па участникам, какой смысл имела работа психолога в груп­пе. На сегодняшний день, как правило, при оценке эффек­тивности группы говорят об изменении симптомов. При этом практически не уделяется внимание социальной приспособлен­ности участников, изменению их социальных установок, само­понимания, негативному воздействию психокоррекционной группы на участников, воздействию' группы на повседневную жизнь участников. А именно это и является главным результа­том психокоррекции.

Для оценки эффективности работы группы чаще всего ис­пользуются методики индивидуального исследования личнос­ти, оценивающие индивидуальные изменения (различные опросники личности и анкеты). Однако их результаты вызыва­ют сомнения, так как большинство методик исследования лич­ности (возможно, за исключением нескольких проективных ме­тодов) нивелируют личность, «сводят» ее в более или менее, однако всегда ограниченное количество измерений обедняют ее реальное богатство. Поэтому используемые в психологии тра­диционные эмпирические процедуры не очень подходят для исследования уникальных установок, чувств, изменений пове­дения людей, возникающих в психотерапевтической группе181.

Как отмечает А.А. Осипова, эффективность коррекционно-го воздействия может быть оценена с точки зрения:

а) разрешения реальных трудностей развития;

б) постановки целей и задач коррекционной программы.
При этом необходимо отметить, что оценка эффективности

коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оце­нивает, поскольку позиция участника коррекционного процес­са в значительной мере определяет итоговую оценку ее успеш­ности182.

Для клиента основным критерием успешности своего учас­тия в программе будет эмоциональное удовлетворение от заня­тий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу по­ложительных чувств и переживаний.

Для психолога, ответственного за организацию и осуществ­ление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей.

Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, моти­вов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

А.А. Осипова подчеркивает, что анализ факторов и усло­вий, влияющих на эффективность коррекционной работы, по­казал, что существенное значение для достижения запланиро­ванного эффекта имеет интенсивность коррекционных меро­приятий, пролонгированностъ коррекционного воздействия и время осуществления воздействия.

1) Коррекционные занятия должны проводиться не менее
1 раза в неделю продолжительностью 1—1,5 ч. Интенсивность кор­рекционной программы определяется не только продолжительно­стью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, раз­нообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а
также мерой активного участия в занятиях самого клиента.

2) Пролонгированность коррекционного воздействия заклю­чается в том, что даже после завершения коррекционной рабо­ты желательны контакты с клиентом с целью выяснения осо­бенностей поведения, сохранения прежних или возникновения
новых проблем в общении. Желательно осуществлять контроль
и наблюдение каждого случая в течение 1—2 месяцев после за­вершения коррекционных мероприятий.

3) Эффективность коррекционных программ существенно
зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше
выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше
начата коррекционная работа, тем большая вероятность успеш­ного разрешения трудности развития.

Оценка эффективности психокоррекционной группы скла­дывается в течение всего времени работы группы и на всех эта­пах ее развития. Соответственно, чем более продуктивной была работа группы на всех этапах, тем более высоким будет эффект психокоррекционных мероприятий. Р. Кочюнас выделяет ос­новные признаки продуктивной и непродуктивной психокор­рекционной группы (табл. 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: