4.1. Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения
Проблемы, связанные с межличностными отношениями людей, встречаются довольно часто в практике психокоррекции. Зачастую клиенты прямо не говорят о них, высказывая жалобы на другие проблемы личностного плана, однако это не означает, что на самом деле у них нет проблем, связанных с межличностными отношениями.
При этом необходимо отметить, что есть и обратная зависимость: если клиента беспокоит состояние дел в области межличностных отношений, то почти всегда у него же можно обнаружить и проблемы личностного плана, касающиеся его характера201.
Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотношениям человека с окружающими людьми, могут быть разными по характеру. Многоаспектность проблем связана со сложностью реально существующей системы человеческих взаимоотношений. Соответственно? эти проблемы могут быть связаны с:
• личными взаимоотношениями человека и касаться его взаимоотношений с близкими и родными;
• деловыми взаимоотношениями: коллегами, начальниками и подчиненными.
Помимо типа взаимоотношений проблемы могут быть обусловлены возрастными особенностями, например, могут возникать во взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения, более младшего или более старшего возраста, чем он сам202.
Проблематика межличностных отношений также может быть связана с тендерными особенностями женщин и мужчин, как в монополовых (одинаковых), так и в гетерополовых (различных по половому составу) социальных группах.
Проблемы сферы межличностных отношений, как правило, обусловлены степенью сформированное™ коммуникативных особенностей человека. Коммуникативные черты характера у человека проявляются в следующих умениях и навыках203:
• в умении правильно воспринимать и оценивать людей,
включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
• в умении правильно оценивать сложившуюся жизненную ситуацию и действовать с ее учетом;
• в умении выбирать такие стиль, средства, приемы обще
ния, которые бы с минимальными затратами приводили к. на меченной цели общения;
• в умении сочувствовать, сопереживать людям;
• в гибкости мышления, проявляемой в выборе эффективных средств убеждения и оказания влияния на партнеров по общению.
К коммуникативным чертам характера можно отнести ряд волевых и деловых черт характера человека, проявляемых в его общении с людьми, например таких как уверенное поведение.
В процессе групповой психокоррекционной работы важно обучить клиентов некоторым коммуникативным умениям и навыкам. К этим умениям и навыкам можно отнести следующие*
1. Умение правильно воспринимать и оценивать людей. Для этого необходимо:
• научиться внимательно наблюдать за людьми, целенаправленно находить и умело использовать информацию, позволяющую судить об индивидуальных особенностях людей, с которыми человек вступает в общение;
• научиться сверять свои собственные впечатления о людях с мнениями и оценками других людей.
2. Умение психологически правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать в соответствии с ней. Для этого необходимо:
• научиться обращать внимание на сложившуюся обстановку (ситуацию), особенно на такие ее аспекты, которые важны для выбора подходящего стиля, средств и способов общения;
• научиться наблюдать за теми людьми, кому общение
удается, стараться им подражать, обучаться на их примерах, а
также чаще экспериментировать над самим собой, усваивая новые, заимствованные у других, приемы и средства общения;
• внимательно, наблюдать за самим собой, за тем, что и как человек делает в процессе общения с людьми, быть всегда готовым ответить на вопрос, почему одни средства и приемы общения предпочтительнее других.
3. Умение предотвращать и эффективно разрешать конфликтные ситуации, находить способы Конструктивного выхода из сложных ситуаций.
4. Развитие эмпатических способностей человека.
5. Развитие интеллектуальных коммуникативных способностей зависит, во-первых, от общего уровня умственного развития человека, во-вторых, от активности его участия в обменеинформацией с людьми, в-третьих, от того, находятся ли рядом с этим человеком другие люди, представляющие для него своим поведением хорошие образцы для личного подражания.
Если конкретизировать проблемы, связанные с межличностными отношениями, и методы их коррекции, то необходимо остановиться на самых распространенных из них (табл. 6).
4.2. Основные проблемы, связанные с эмоциональной сферой людей,
причины их возникновения
Типичные жалобы клиентов на проблемы эмоционального характера, могут быть следующими204:
1. Слишком сильно выраженная эмоциональность, которую клиент хотел бы снизить, научившись сдерживать проявление своих эмоций. Причинами желания снизить эмоциональность могут выступать следующие:
. • Человек, сравнивая себя с другими людьми, которых он признает за образец для подражания, в том числе и в эмоционально-экспрессивном плане, приходит к выводу о том, что он сам чрезмерно эмоционален и что его собственные эмоции необходимо умерить.
• Слишком частые замечания в адрес данного человека со стороны значимых для него людей, их указания на то, что его эмоции слишком неумеренны.
• Информация из самых разных источников. Например, чтение литературы может навести на мысль, что слишком эмоциональные люди — это не вполне полноценные люди. Можно, скажем, иногда столкнуться с мнением о том, что быть эмоциональным для мужчины предосудительно.
2. Слишком слабо выраженная эмоциональность, фактически граничащая с безразличием и холодностью. Как отмечает Р.С. Немов, эта проблема возникает в сфере внутрисемейных взаимоотношений, особенно в молодых семьях, где один из супругов жалуется на отсутствие эмоций у другого супруга. С прямыми или косвенными жалобами на этот же недостаток к психологу могут обратиться и деловые люди, и политики, которые
хотели бы оказывать более сильное влияние на окружающих людей, чем их конкуренты. Иногда причиной жалоб на слабо выраженную эмоциональность становятся довольно заметные неблагоприятные изменения, происходящие в душе и поведении человека под влиянием тех или иных событий в его жизни. Они приводят к снижению общего жизненного тонуса человека и, следовательно, его эмоциональности, порождая апатию, депрессию, безразличие и холодность во взаимоотношениях людьми, в том числе и достаточно близкими для данного человека205.
3. Неадекватность внешнего выражения эмоциональных реакций, несоответствие внутренних переживаний их внешнему проявлению в жестах, мимике человека. Причины этого могут быть следующие:
• Человек переживает за другого человека, стремится выразить ему поддержку, однако делает это неуверенно и неумело, поэтому другой воспринимает его поведение как двуличное, лицемерное, издевательское и т.п.
• Человек, который внутренне чем-то или кем-то недоволен, внешне выражает свое недовольство не вполне адекватно. Он ли не в состоянии открыто продемонстрировать другому свое недовольство, или же делает это столь выразительно и подчеркнуто, что другому человеку кажется, что его ненавидят.
• Телодвижения и экспрессия человека, его мимика и жесты
не вполне соответствуют реально переживаемым им эмоциям.
4. Преобладание эмоций над разумом в поведении человека. Там, где необходимо действовать спокойно и разумно, принимая продуманные и взвешенные решения, человек действует импульсивно, под влиянием эмоций. Это может проявляться в следующих часто встречающихся особенностях человеческого поведения:
• Сталкиваясь с теми или иными препятствиями на пути к
достижению некоторой цели, человек, вместо того чтобы спокойно проанализировать, объективно оценить сложившуюся ситуацию, принять разумное решение и далее исходить из него, реагирует на ситуацию слишком эмоционально и действует под
влиянием сиюминутных эмоций.
• Человек жалуется на то, что из-за чрезмерно сильных эмоций, овладевающих им помимо его сознания и воли, он не в состоянии здраво мыслить и контролировать свое поведение, причем то происходит во многих значимых жизненных ситуациях206.
Эмоциональная саморегуляция в межличностных отношениях107
Причинами неудовлетворенности, подавленности, напряженности человека могут быть как особенности внутреннего, психологического мира человека, так и взаимоотношения, складывающиеся у него с окружающими людьми.
Это могут быть «внутренние» и «внешние» причины.
К внутренним причинам могут быть отнесены следующие:
1. Борьба между собой равнозначных, равносильных мотивов человека, каждый из которых не в состоянии преодолеть сопротивление конкурирующего с ним, другого мотива. Под борьбой равнозначных или равносильных мотивов имеется в виду
ситуация, когда в мотивации поведения человека друг с другом конкурируют два или более разных мотивов, две или более трудно совместимых друг с другом потребности, причем каждая из них актуальна и достаточно сильна. Для того чтобы мотивационные побуждения не конкурировали друг с другом, их желательно как-то развести. Тогда человеку станет намного легче контролировать свое поведение, и в каждый момент времени оно фактически окажется подчиненным задаче реализации одной мотивационной тенденции.
2. Слабость воли человека. Это неумение человека принимать или выполнять уже принятые решения. Проблемы воли взрослого человека в психологическом консультировании по чти всегда необходимо решать, исходя из предпосылки о его
разумности и сознательности.
3. Наличие у человека не совместимых друг с другом черт
характера, которые придают его поведению непредсказуемость и непоследовательность. Это проблема, суть которой выражается в том, что одни и те же ситуации и люди у одного и того же человека могут актуализировать различные поведенческие тенденции, связанные, например, с конкурирующими чертами характера, противоположными друг другу (доброта и злость, экстраверсия и интроверсия). Данную проблему можно попытаться решить за счет выработки у человека полезной привычки действовать рационально, не под влиянием эмоций, ситуационно возникающих импульсов.
4. Повышенная эмоциональная возбудимость человека, с которой он сам не в состоянии успешно справиться. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется у человека в том, что, столкнувшись с каким-либо препятствием на пути достижения
поставленной цели, он довольно быстро приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и долго не может успокоиться. В данном случае решить проблему эмоциональной неуравновешенности клиента можно будет только одним путем
— изменить его образ жизни так, чтобы исключить возникновение в будущем физической перегрузки и фрустрации.
5. Неуверенность человека в себе. Неуверенность человека в себе — это особое психологическое состояние, которое может быть порождено сочетанием нескольких различных причин. Прежде чем давать клиенту практические рекомендации по это
му поводу, необходимо выяснить, в чем на самом деле состоит
причина его неуверенности в себе. Например, если эта причина
заключается в низкой самооценке, то необходимо повысить ее. Этого, в частности, можно добиться за счет обнаружения у клиента таких способностей и качеств личности, по которым он не только практически не уступает другим людям, но определенно
их превосходит. Если же причина неуверенности клиента в себе состоит в твердой установке на ожидание неудач, то необходимо так-то изменить эту установку на ожидание успеха.
6. Медлительность в принятии и реализации решений. Для
человека со сравнительно медленными естественными реакциями полезно находить и усваивать некоторые стандартные, оптимальные способы действий, требующие минимума времени, и в дальнейшем стараться следовать им.
К числу возможных причин внешнего характера могут быть отнесены208:
1. Слишком большая зависимость человека от складывающихся жизненных обстоятельств.
2. Чрезмерная личная и деловая зависимость человека от окружающих людей.
3. Неопределенность ситуации, в которой оказался человек и в которой трудно по объективным причинам принимать или реализовывать разумные решения.
4. Сложные, противоречивые отношения человека с окружающими людьми.
Потребностно-мотивационные проблемы209
Потребностно-мотивационными проблемами считаются такие проблемы, которые возникают и проявляются, например, в утрате человеком интереса к людям, к работе, к происходящему вокруг него.
Следствием возникновения потребностно-мотивационных проблем становится снижение активности человека, потеря цели, смысла жизни.
При возникновении таких проблем несомненно страдает дело и люди, вовлеченные в него, причем не только те, к которым данный человек утратил интерес, но и сам этот человек, так как перестает получать от других людей стимулы, поддерживающие на нормальном уровне его человеческое существование.
Теряя интерес к людям, человек фактически лишается возможности общения с ними и хронически недополучает то, что необходимо ему самому для поддержания своего психологического благополучия. Все это в конечном итоге приводит к возникновению одиночества.
Проблемы именно мотивационно-потребностной сферы можно определить по следующим частным признакам.
Во-первых, человек почти всегда выглядит апатичным и усталым. Это, в свою очередь, чаще всего является естественным следствием отсутствия у него выраженного интереса к людям и к происходящему вокруг него.
Во-вторых, человек мало интересуется тем, что происходит с ним и с другими людьми, и почти никак не реагирует на то, на что обычно довольно живо и эмоционально откликаются другие люди. Такой человек заметно выделяется среди окружающих его людей именно своими неэмоциональными реакциями на происходящее.
В-третьих, человек довольствуется тем, что у него уже есть, даже если это явно меньше того, что ему на самом деле нужно и на достижение чего он по праву мог бы рассчитывать, приложив небольшие усилия.
Выделяют некоторые типичные причины возникновения у человека проблем мотивационного характера:
1. Отсутствие у человека интереса к тому, к чему он естественно должен бы был проявлять повышенный интерес. Такой проблемой, к примеру, может стать нежелание приобретать те или иные полезные для жизни знания, умения, навыки. (Одной из вероятных причин появления у человека такой проблемы может стать то, что он живет лишь сиюминутными интересами, в число которых не входит приобретение знаний, умений и навыков на будущее.)
2. Отсутствие у клиента какой-либо достаточно весомой, серьезной жизненной цели, определяющей смысл его существо ания.
3. Отсутствие у человека выраженного стремления к достижению поставленной цели, когда он или не приступает к практическим действиям по ее реализации, или, приступив к таким действиям и потерпев первые неудачи на этом пути, прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий.
- | |
Все указанные проблемы эмоциональной и мотивационной | |
сферы предполагают проведение психокоррекционной работы | |
в различных направлениях. Это могут быть как индивидуаль- | |
ные консультации клиентов, так и групповые дискуссии (бесе- | |
ды), а также тренинговые и психотерапевтические занятия. | |
Если конкретизировать проблемы, связанные с эмоциональной | |
сферой, и методы их коррекции, то необходимо остановиться | |
на самых распространенных из них (табл. 7). |
табл. 7