Психологические проблемы клиентов и методы работы с ними

4.1. Основные проблемы в межличностных отношениях людей, причины их возникновения

Проблемы, связанные с межличностными отношениями людей, встречаются довольно часто в практике психокоррек­ции. Зачастую клиенты прямо не говорят о них, высказывая жалобы на другие проблемы личностного плана, однако это не означает, что на самом деле у них нет проблем, связанных с межличностными отношениями.

При этом необходимо отметить, что есть и обратная зависи­мость: если клиента беспокоит состояние дел в области меж­личностных отношений, то почти всегда у него же можно обнаружить и проблемы личностного плана, касающиеся его характера201.

Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотноше­ниям человека с окружающими людьми, могут быть разными по характеру. Многоаспектность проблем связана со сложнос­тью реально существующей системы человеческих взаимоот­ношений. Соответственно? эти проблемы могут быть связаны с:

• личными взаимоотношениями человека и касаться его взаимоотношений с близкими и родными;

• деловыми взаимоотношениями: коллегами, начальника­ми и подчиненными.

Помимо типа взаимоотношений проблемы могут быть обус­ловлены возрастными особенностями, например, могут возни­кать во взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения, более младшего или более старше­го возраста, чем он сам202.

Проблематика межличностных отношений также может быть связана с тендерными особенностями женщин и мужчин, как в монополовых (одинаковых), так и в гетерополовых (раз­личных по половому составу) социальных группах.

Проблемы сферы межличностных отношений, как правило, обусловлены степенью сформированное™ коммуникативных особенностей человека. Коммуникативные черты характера у человека проявляются в следующих умениях и навыках203:

• в умении правильно воспринимать и оценивать людей,
включая их индивидуальные характерологические особеннос­ти, цели, мотивы, намерения, состояния;

• в умении правильно оценивать сложившуюся жизненную ситуацию и действовать с ее учетом;

• в умении выбирать такие стиль, средства, приемы обще­
ния, которые бы с минимальными затратами приводили к. на­ меченной цели общения;

• в умении сочувствовать, сопереживать людям;

• в гибкости мышления, проявляемой в выборе эффектив­ных средств убеждения и оказания влияния на партнеров по общению.

К коммуникативным чертам характера можно отнести ряд волевых и деловых черт характера человека, проявляемых в его общении с людьми, например таких как уверенное поведение.

В процессе групповой психокоррекционной работы важно обучить клиентов некоторым коммуникативным умениям и на­выкам. К этим умениям и навыкам можно отнести следующие*

1. Умение правильно воспринимать и оценивать людей. Для этого необходимо:

• научиться внимательно наблюдать за людьми, целена­правленно находить и умело использовать информацию, позво­ляющую судить об индивидуальных особенностях людей, с ко­торыми человек вступает в общение;

• научиться сверять свои собственные впечатления о лю­дях с мнениями и оценками других людей.

2. Умение психологически правильно оценивать сложив­шуюся ситуацию, действовать в соответствии с ней. Для этого необходимо:

• научиться обращать внимание на сложившуюся обста­новку (ситуацию), особенно на такие ее аспекты, которые важны для выбора подходящего стиля, средств и способов общения;

• научиться наблюдать за теми людьми, кому общение
удается, стараться им подражать, обучаться на их примерах, а
также чаще экспериментировать над самим собой, усваивая новые, заимствованные у других, приемы и средства общения;

• внимательно, наблюдать за самим собой, за тем, что и как человек делает в процессе общения с людьми, быть всегда готовым ответить на вопрос, почему одни средства и приемы общения предпочтительнее других.

3. Умение предотвращать и эффективно разрешать конф­ликтные ситуации, находить способы Конструктивного выхода из сложных ситуаций.

4. Развитие эмпатических способностей человека.

5. Развитие интеллектуальных коммуникативных способно­стей зависит, во-первых, от общего уровня умственного разви­тия человека, во-вторых, от активности его участия в обменеинформацией с людьми, в-третьих, от того, находятся ли ря­дом с этим человеком другие люди, представляющие для него своим поведением хорошие образцы для личного подражания.

Если конкретизировать проблемы, связанные с межличнос­тными отношениями, и методы их коррекции, то необходимо остановиться на самых распространенных из них (табл. 6).

4.2. Основные проблемы, связанные с эмоциональной сферой людей,

причины их возникновения

Типичные жалобы клиентов на проблемы эмоционального характера, могут быть следующими204:

1. Слишком сильно выраженная эмоциональность, которую клиент хотел бы снизить, научившись сдерживать проявление своих эмоций. Причинами желания снизить эмоциональность могут выступать следующие:

. • Человек, сравнивая себя с другими людьми, которых он признает за образец для подражания, в том числе и в эмоцио­нально-экспрессивном плане, приходит к выводу о том, что он сам чрезмерно эмоционален и что его собственные эмоции не­обходимо умерить.

• Слишком частые замечания в адрес данного человека со стороны значимых для него людей, их указания на то, что его эмоции слишком неумеренны.

• Информация из самых разных источников. Например, чтение литературы может навести на мысль, что слишком эмо­циональные люди — это не вполне полноценные люди. Можно, скажем, иногда столкнуться с мнением о том, что быть эмоци­ональным для мужчины предосудительно.

2. Слишком слабо выраженная эмоциональность, фактиче­ски граничащая с безразличием и холодностью. Как отмечает Р.С. Немов, эта проблема возникает в сфере внутрисемейных взаимоотношений, особенно в молодых семьях, где один из суп­ругов жалуется на отсутствие эмоций у другого супруга. С пря­мыми или косвенными жалобами на этот же недостаток к пси­хологу могут обратиться и деловые люди, и политики, которые
хотели бы оказывать более сильное влияние на окружающих людей, чем их конкуренты. Иногда причиной жалоб на слабо выраженную эмоциональность становятся довольно заметные неблагоприятные изменения, происходящие в душе и поведе­нии человека под влиянием тех или иных событий в его жиз­ни. Они приводят к снижению общего жизненного тонуса че­ловека и, следовательно, его эмоциональности, порождая апа­тию, депрессию, безразличие и холодность во взаимоотношениях людьми, в том числе и достаточно близкими для данного че­ловека205.

3. Неадекватность внешнего выражения эмоциональных ре­акций, несоответствие внутренних переживаний их внешнему проявлению в жестах, мимике человека. Причины этого могут быть следующие:

• Человек переживает за другого человека, стремится выра­зить ему поддержку, однако делает это неуверенно и неумело, поэтому другой воспринимает его поведение как двуличное, лицемерное, издевательское и т.п.

• Человек, который внутренне чем-то или кем-то недоволен, внешне выражает свое недовольство не вполне адекватно. Он ли не в состоянии открыто продемонстрировать другому свое недовольство, или же делает это столь выразительно и подчерк­нуто, что другому человеку кажется, что его ненавидят.

• Телодвижения и экспрессия человека, его мимика и жесты
не вполне соответствуют реально переживаемым им эмоциям.

4. Преобладание эмоций над разумом в поведении челове­ка. Там, где необходимо действовать спокойно и разумно, при­нимая продуманные и взвешенные решения, человек действу­ет импульсивно, под влиянием эмоций. Это может проявлять­ся в следующих часто встречающихся особенностях человече­ского поведения:

• Сталкиваясь с теми или иными препятствиями на пути к
достижению некоторой цели, человек, вместо того чтобы спо­койно проанализировать, объективно оценить сложившуюся ситуацию, принять разумное решение и далее исходить из него, реагирует на ситуацию слишком эмоционально и действует под
влиянием сиюминутных эмоций.

• Человек жалуется на то, что из-за чрезмерно сильных эмо­ций, овладевающих им помимо его сознания и воли, он не в состо­янии здраво мыслить и контролировать свое поведение, причем то происходит во многих значимых жизненных ситуациях206.

Эмоциональная саморегуляция в межличностных отношениях107

Причинами неудовлетворенности, подавленности, напряжен­ности человека могут быть как особенности внутреннего, психологического мира человека, так и взаимоотношения, скла­дывающиеся у него с окружающими людьми.

Это могут быть «внутренние» и «внешние» причины.

К внутренним причинам могут быть отнесены следующие:

1. Борьба между собой равнозначных, равносильных моти­вов человека, каждый из которых не в состоянии преодолеть сопротивление конкурирующего с ним, другого мотива. Под борьбой равнозначных или равносильных мотивов имеется в виду
ситуация, когда в мотивации поведения человека друг с дру­гом конкурируют два или более разных мотивов, две или более трудно совместимых друг с другом потребности, причем каж­дая из них актуальна и достаточно сильна. Для того чтобы мотивационные побуждения не конкурировали друг с другом, их желательно как-то развести. Тогда человеку станет намного легче контролировать свое поведение, и в каждый момент вре­мени оно фактически окажется подчиненным задаче реализа­ции одной мотивационной тенденции.

2. Слабость воли человека. Это неумение человека прини­мать или выполнять уже принятые решения. Проблемы воли взрослого человека в психологическом консультировании по­ чти всегда необходимо решать, исходя из предпосылки о его
разумности и сознательности.

3. Наличие у человека не совместимых друг с другом черт
характера, которые придают его поведению непредсказуемость и непоследовательность. Это проблема, суть которой выражает­ся в том, что одни и те же ситуации и люди у одного и того же человека могут актуализировать различные поведенческие тен­денции, связанные, например, с конкурирующими чертами характера, противоположными друг другу (доброта и злость, экстраверсия и интроверсия). Данную проблему можно попытаться решить за счет выработки у человека полезной привыч­ки действовать рационально, не под влиянием эмоций, ситуа­ционно возникающих импульсов.

4. Повышенная эмоциональная возбудимость человека, с кото­рой он сам не в состоянии успешно справиться. Повышенная эмоциональная возбудимость проявляется у человека в том, что, столкнувшись с каким-либо препятствием на пути достижения
поставленной цели, он довольно быстро приходит в состояние повышенного эмоционального возбуждения и долго не может успокоиться. В данном случае решить проблему эмоциональной неуравновешенности клиента можно будет только одним путем
— изменить его образ жизни так, чтобы исключить возникнове­ние в будущем физической перегрузки и фрустрации.

5. Неуверенность человека в себе. Неуверенность человека в себе — это особое психологическое состояние, которое может быть порождено сочетанием нескольких различных причин. Прежде чем давать клиенту практические рекомендации по это­
му поводу, необходимо выяснить, в чем на самом деле состоит
причина его неуверенности в себе. Например, если эта причина
заключается в низкой самооценке, то необходимо повысить ее. Этого, в частности, можно добиться за счет обнаружения у кли­ента таких способностей и качеств личности, по которым он не только практически не уступает другим людям, но определенно
их превосходит. Если же причина неуверенности клиента в себе состоит в твердой установке на ожидание неудач, то необходимо так-то изменить эту установку на ожидание успеха.

6. Медлительность в принятии и реализации решений. Для
человека со сравнительно медленными естественными реакци­ями полезно находить и усваивать некоторые стандартные, оп­тимальные способы действий, требующие минимума времени, и в дальнейшем стараться следовать им.

К числу возможных причин внешнего характера могут быть отнесены208:

1. Слишком большая зависимость человека от складыва­ющихся жизненных обстоятельств.

2. Чрезмерная личная и деловая зависимость человека от окружающих людей.

3. Неопределенность ситуации, в которой оказался человек и в которой трудно по объективным причинам принимать или реализовывать разумные решения.

4. Сложные, противоречивые отношения человека с окру­жающими людьми.

Потребностно-мотивационные проблемы209

Потребностно-мотивационными проблемами считаются та­кие проблемы, которые возникают и проявляются, например, в утрате человеком интереса к людям, к работе, к происходяще­му вокруг него.

Следствием возникновения потребностно-мотивационных проблем становится снижение активности человека, потеря цели, смысла жизни.

При возникновении таких проблем несомненно страдает дело и люди, вовлеченные в него, причем не только те, к которым данный человек утратил интерес, но и сам этот человек, так как перестает получать от других людей стимулы, поддержи­вающие на нормальном уровне его человеческое существование.

Теряя интерес к людям, человек фактически лишается воз­можности общения с ними и хронически недополучает то, что необходимо ему самому для поддержания своего психологичес­кого благополучия. Все это в конечном итоге приводит к воз­никновению одиночества.

Проблемы именно мотивационно-потребностной сферы можно определить по следующим частным признакам.

Во-первых, человек почти всегда выглядит апатичным и усталым. Это, в свою очередь, чаще всего является естествен­ным следствием отсутствия у него выраженного интереса к людям и к происходящему вокруг него.

Во-вторых, человек мало интересуется тем, что происходит с ним и с другими людьми, и почти никак не реагирует на то, на что обычно довольно живо и эмоционально откликаются дру­гие люди. Такой человек заметно выделяется среди окружа­ющих его людей именно своими неэмоциональными реакция­ми на происходящее.

В-третьих, человек довольствуется тем, что у него уже есть, даже если это явно меньше того, что ему на самом деле нужно и на достижение чего он по праву мог бы рассчитывать, прило­жив небольшие усилия.

Выделяют некоторые типичные причины возникновения у человека проблем мотивационного характера:

1. Отсутствие у человека интереса к тому, к чему он есте­ственно должен бы был проявлять повышенный интерес. Такой проблемой, к примеру, может стать нежелание приобретать те или иные полезные для жизни знания, умения, навыки. (Од­ной из вероятных причин появления у человека такой пробле­мы может стать то, что он живет лишь сиюминутными интере­сами, в число которых не входит приобретение знаний, умений и навыков на будущее.)

2. Отсутствие у клиента какой-либо достаточно весомой, серьезной жизненной цели, определяющей смысл его существо­ ания.

3. Отсутствие у человека выраженного стремления к достижению поставленной цели, когда он или не приступает к прак­тическим действиям по ее реализации, или, приступив к таким действиям и потерпев первые неудачи на этом пути, прекращает усилия, направленные на преодоление возникших препятствий.

   
-  
   
Все указанные проблемы эмоциональной и мотивационной
сферы предполагают проведение психокоррекционной работы
в различных направлениях. Это могут быть как индивидуаль-
ные консультации клиентов, так и групповые дискуссии (бесе-
ды), а также тренинговые и психотерапевтические занятия.  
Если конкретизировать проблемы, связанные с эмоциональной  
сферой, и методы их коррекции, то необходимо остановиться
на самых распространенных из них (табл. 7).  

табл. 7


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: