Лекция 2.4. Значение методологии в познании предмета «История государства и права Беларуси»

1. Понятие и значение методологии в познании предмета «История государства и права Беларуси»

2. Методы научного познания, используемые историко-правовыми науками.

Методология, методы научного анализа, технический прием, специальные, частно-научные методы, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, исторический метод, конкретно-исторический метод, системный анализ и др.

Проблемы возникновения, природы, сущности госу­дарства и права, их функционирования, роли и значе­ния в жизни общества, государственно-правовой дейст­вительности и тенденций ее развития, политико-право­вых процессов и их отражения в сознании людей отно­сятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления обществен­ными процессами. Сама жизнь выдвинула историю госу­дарства и права в число фундаментальных наук. Ныне на первый план вышла ее гуманистическая и культур­но-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспече­нии прав и свобод человека и гражданина. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост науч­ных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.

Многовековой мировой опыт государственно-право­вого развития вызвал к жизни многочисленные и много­образные политико-правовые теории и доктрины. Все они опираются на различные методы, подходы и полу­чают далеко не одинаковые выводы и результаты: одни теории отвергают саму возможность познания истории государства и права, другие считают, что государство и право возникают и развиваются спонтанно, третьи утверждают, что государство и право создаются и совер­шенствуются по воле людей, и т. д.

В нашей науке многие десятилетия господствовал монистический — марксистско-ленинский — подход к изу­чению государственно-правовых явлений. Марксистско-ленинская теория государства и права признавалась един­ственно истинной, т. е. правильно отражающей объектив­ную действительность. Все другие теории и доктрины считались (в той или иной мере) ложными и подверга­лись критике. Это обедняло наше учение о государстве и праве, не позволяло в полной мере использовать ми­ровые достижения политической и правовой культуры.

Вместе с тем любая история, используя свои методы познания, несет крупицы знаний в общую копилку, позволяет глубже и полнее понять те или иные стороны, грани изучаемых феноменов. Отмеченное в полной мере относится к марксистско-ленинской доктрине, которая в последнее время подвер­галась жесточайшей критике и даже очернительству, в том числе со стороны ее бывших «горячих» сторонни­ков. Затяжной системный кризис во многих странах, называвшихся социалистическими, жизненная потреб­ность его преодоления обусловили резко отрицательное отношение к марксизму-ленинизму как учению и соци­ализму как общественно-политическому строю. Однако наука не может впадать в крайности. Спору нет, в марк­сизме немало утопического и устаревшего, но есть в нем положения и выводы, имеющие непреходящее значение. Идеи о коллективизме, народовластии, социальной спра­ведливости, трудовой морали неистребимы, пока суще­ствуют человек и мир.

Сегодня в нашей стране существует свобода выбора методов, спо­собов, подходов к изучению истории государства и права, плюра­лизм учений и мнений, идеологическое многообразие. Хотя верно и то, что о государстве и праве нельзя сказать почти ничего такого, что бы прямо или косвенно не за­трагивало интересов различных социальных групп, классов, партий и политических течений. Но науке надле­жит дистанцироваться от групповых, классовых, нацио­налистических интересов во имя истины и правды.

Теория и методы возникают одновременно, к ним предъявляются сходные требования: не только результа­ты, но и путь к ним должен быть истинным. Но теория и методы не тождественны, не могут и не должны подменять друг друга.

Плодотворность научного поиска, степень познания прошлой и реальной действительности во многом зависит от методов, используемых исследователями, в том числе и научных. Вид­нейшие ученые придавали методам познания исключи­тельное значение. Так, Ф. Бэкон сравнивал метод с фо­нарем, освещающим путь ученому, считая, что даже хромой, идущий с фонарем по дороге, опередит того, кто бежит впотьмах без дороги. Сам термин метод имеет греческое происхождение. Под ним понимается способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Методы – это продукты интеллектуальной деятельности человека, они неразрывно связаны с предметом изучения. Предмет отвечает на вопрос, что изучает наука истории, методы – как, какими способами она это делает.

История государства и права Республики Беларусь – это не собрание определенных фактов и событий о прошлом. Это постоянно развивающаяся наука с присущими ей и вместе с ней развивающимися и обновляющимися методами познания. В связи с этим определим, что метода истории государства и права – это приемы, подходы, способы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов. Учение о методах научного познания называется методологией.

Нельзя объять необъятное и поведать сразу обо всем, что изучают научные дисциплины. Для изложения всех принципиально важных факторов из истории народов нужна целая библиотека, также и как для рассказа о происхождении больших или малых народов-этносов, для сколько-нибудь подробного анализа общих или частных проблем.

Все эти факторы требуют не просто познания, а осмысления и научной трактовки. Для этого каждая из наук пользуется общенаучными (вырабатываемыми для всех наук) и частнонаучными (выработанными специальной наукой) методами. Наука не стоит на месте, не стоит на месте и само история, получают новое толкование некоторые известные факты, их дополняют вновь открытые, будут зачеркнуты иные положения, сегодня почти признанные, отпадут те или другие пересказанные не раз гипотезы. Однако можно твердо поручиться за верн6ость общих исторических начал.

Историко-правовой наукой накоплен значительный арсенал различных методических приемов и средств, позволяющих с разных точек зрения объяснять и толковать процессы развития государства и права.

Так в настоящее время, в литературе по истории государства и права Республике Беларусь встречается различные концепции, по своему объясняющие ряд проблемных вопросов истории белорусского государства и права, среди них такие как происхождение белорусского этноса, формирование национального государства и его последующая эволюция.

Такая ситуация не случайна, так как многочисленные и многообразные правовые теории и доктрины опираются в своих исследованиях на различные методы, подходы и получают, как правило, далеко не одинаковые результаты и выводы.

Как отмечалось ранее, научное познание в области истории государства и права не сводится к описанию фактов и событий исторического прошлого. Оно предполагает концептуальное и теоретическое осмысление материала, что в свою очередь требует использования всевозможных научных приемов.

В истории государства и права Республики Беларусь, как и в других историко-правовых науках, наряду с общенаучными методами, которые вырабатываются общественными и естественными науками особенно важное значение имеет использование специальных или частнонаучных методов: конкретно-исторического, сравнительного, критического и других.

История государства и права разрабатывает собствен­ные методы исследования государственно-правовых яв­лений и в то же время активно использует общие методы, выработанные общественными и естественными науками.

На протяжении долгого времени в науке противобор­ствуют идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика. Нашей отечествен­ной науке присуща ориентация на материалистический подход, согласно которому глубинные, сущностные сто­роны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материалистический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и увеличения экономического по­тенциала общества.

Философской основой истории государства и права служит диалектический метод, т. е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и созна­ния. К общим законам диалектики относятся: переход количественных изменений в качественные (увеличение числа норм и институтов, закрепляющих и регулирую­щих отношения частной собственности, привело к деле­нию российского права на частное и публичное); закон единства и борьбы противоположностей (единство прав и обязанностей, централизация и децентрализация в го­сударственном строительстве); закон отрицания отрица­ния (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Творческое применение законов диалектики, отражение богатства жизненных процессов в таких философских категориях, как «содержание и форма», «возможность и действительность», «случайность и необходимость», «историческое и логическое», «должное и сущее», «сво­бода и ответственность» и т.д., помогают избежать вульгарных субъективистских и волюнтаристских ис­толкований государственно-правовых явлений.

К философским законам и категориям непосредст­венно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному, и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы государства может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам — форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм. При подобном под­ходе познание формы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться конкретными признаками и особен­ностями. При движении мысли от конкретного к обще­му, абстрактному исследователь может, например, изу­чить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правона­рушения.

Наша наука исследует государство и право не в ста­тике, она не рассматривает их как нечто раз и навсегда данное, неизменное. Напротив, она исходит из того, что анализируемые явления исторические, динамичные, из­меняющиеся вместе с обществом, вбирающие в себя достижения цивилизации, мировой политической и пра­вовой культуры. Двигаясь по пути социального прогрес­са, государство и право обогащают свое содержание гуманизмом и демократизмом, общечеловеческими цен­ностями, становятся все более социально ориентирован­ными. Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни государства и права. Изложенное обусловливает применение при познании го­сударственно-правовых явлений исторического метода.

На вооружении истории государства и права находит­ся и системный метод познания. Любая система пред­ставляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое, не присущее им самим качество. Государство и право по своей сути, по структуре — сложные, системные явления. Основными элементами первого выступают органы го­сударства, второго — нормы права. В целом же государ­ство как важнейший политический институт входит наряду с другими политическими институтами в поли­тическую систему, а право — в нормативную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элемен­тов государства и права, прямого и обратного влияния на государство и право внутренней и внешней среды, для предупреждения противоречий и «возмущений» в правовой и государственной системах.

Одновременно «История государства и права Беларуси» наука использует специальные или частнонаучные методы. Знание и умелое использование общенаучных мето­дов не исключает, а, напротив, предполагает применение специальных и частных методов познания государствен­но-правовых явлений.

Традиционен для историко-юридической науки формально-юридический метод. Исследование внутреннего стро­ения правовых норм и права в целом, анализ источни­ков (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. — все это конкретные проявления формально-юри­дического метода. Он применим и при анализе форм государства, при определении и юридическом оформле­нии компетенции органов государства и т.д.

Словом, формально- юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает опи­сать, классифицировать и систематизировать государст­венно-правовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

В наше время, когда закономерно усиливаются ин­теграционные процессы, возрастает роль метода сравни­тельного государствоведения и правоведения, который имеет своим объектом сходные государственно-право­вые институты различных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последова­тельном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политичес­ких и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механическим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

К специальным относится и метод государственного и правового моделирования. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального де­ления, при формировании системы законодательства и др.

В современных условиях особое значение приобрета­ет конкретно-социологический метод исследования госу­дарственно-правовых проблем. С его помощью можно вы­явить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Кон­кретно-социологические исследования содействуют раз­работке ключевых вопросов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, статистических и иных данных.

В рамках конкретно-социологического метода ис­пользуются такие приемы, как наблюдение, анкетирова­ние, интервьюирование, эксперимент и др.

Теоретическое осмысление этих проблем истории государства и права является объективной потребностью и необходимым условием научного управления обществен­ными процессами. Сама жизнь выдвинула историю госу­дарства и права в число фундаментальных наук. На первый план сегодня вышла ее гуманистическая и культур­но-творческая миссия, которая ярче всего проявляется в удовлетворении духовных запросов людей, в обеспече­нии прав и свобод человека и гражданина. Постоянный поиск новых исследовательских приемов, способов, методов обеспечивает прирост науч­ных знаний, углубление представлений о присущих предмету закономерностях.

Контрольные вопросы:

1. Раскрыть понятие методологии.

2. Что понимается под методом научного познания и чем он отличается от технического приема?

3. Классификация методов научного познания: общенаучные и частнонаучные методы.

4. Дать определение формально-юридического, сравнительно-правового, исторического, конкретно-исторического метода и др.

Тема 3. Формирование белорусского этноса и становление государственности на территории белорусских земель

Лекция 3.5. Формирование белорусского этноса как признака белорусской государственности

1. Понятие и признаки этноса.

2. Формирование признаков белорусского этноса

Этнография, этногеография, этнолингвистика, антропология и др., этногенез, этнос, этническая группа, субэтническая группа, этническая территория, этническая культура, этническое самосознание, этнический язык,менталитет, материальная культура, банцеровская куль­тура, культура типа Корчак и др., индоевропейцы, славяне, балты, германцы, романцы, греки и др., дреговичи, кривичи, радимичи.

История человечества исчисляется несколькими миллио­нами лет. Первые люди, вероятнее всего, выделились из мира животных на территории Восточной Африки. Это про­цесс связан с началом изготовления орудий труда. Основным материалом долгое время был камень, преимущественно кремень, поэтому первая и наиболее продолжительная эпоха в истории человечества именуется каменным веком. Рассе­ление человека по планете затянулось на миллионы лет, и на территории современной Беларуси первые люди, возможно, появились в эпоху среднего палеолита (мустье). В пользу этого свидетельствуют находки орудий труда мустьерского облика возле деревень Подлужье Чечерского, Клеевичи Костюковичского и Абидовичи Быховского районов.

В эпоху верхнего (позднего) палеолита люди уже бесспор­но жили на территории Беларуси. В каменном веке люди жили в экстремальных условиях, когда для выживания приходилось прикладывать неимовер­ные усилия, причем средняя продолжительность жизни со­ставляла 20 лет. Непосредственное влияние на существование человеческих коллективов оказывали клима­тические условия, среди которых особое место занимали оледения, в результате наступления которых люди вынужде­ны были покидать уже освоенные регионы или даже гибли.

Древнейшие обитатели Беларуси занимались загонной охотой на крупных животных: мамонта, пещерного медведя, шерс­тистого носорога. Животных использовали в пищу, кости служили для изготовления орудий труда и амулетов-украше­ний, использовались для возведения жилищ и топлива, шкуры животных применялись при сооружении жилищ и в качестве одежо.ы. Другим занятием было собирательство: в пищу упот­реблялось все, что было съедобно: дикорастущие плоды, корни и листья, насекомые и т.д. Достаточно рано человек научился ловить рыбу. Хозяйство велось коллективно: только соединенными усилиями человеческий коллектив мог противостоять мощным животным, неблагоприятным природным факторам. Существованию человека способствовали каменные орудия труда: остроконечники, резцы, скребки, ручные рубила. Ка­мень обрабатывался с помощью других камней, костей, рога. Человек использовал разнообразные технические приемы обработки: обивку, скол, ударную и отжимную ретушь, пиление, сверление и т.д. Медленно, но неуклонно шел про­цесс совершенствования техники и технологии обработки орудий труда, что вело к созданию более совершенных и производительных орудий труда. Применялись также орудия труда из дерева, кости и рога. Возле г.п. Красносельский Волковысского района исследован уникальный комплекс: шахты по добыче кремня и мастерские по изготовлению из него орудий труда (шахты разрабатывались в конце неоли­та — бронзовом веке).

Постепенно человек накапливал опыт, совершал многочис­ленные открытия: знакомился с полезными свойствами огня, а затем и способом его искусственного получения, осваивал до­мостроение и изготовление одежды, изобретал комбинирован­ные орудия труда (топор, луки стрелы), учился изготовлять из глины посуду и т.д.

Накопленные знания подвели человека к освоению произ­водящих типов хозяйства: земледелия и скотоводства, кото­рые появились на территории Беларуси в конце неолита. Первые поля обрабатывали деревянными палками и мотыга­ми, возделывали ячмень и другие злаки. Первым приручен­ным животным была собака, затем — крупный и мелкий рогатый скот, свинья и лошадь. Новые производящие виды хозяйства сосуществовали с традиционной охотой, собира­тельством и рыбной ловлей; комплексная система хозяйство­вания ослабила зависимость человека от природы, способствовала быстрому росту численности населения.

Распространение производящего хозяйства происходило в бронзовом веке Беларусь находится вдали от регионов, где добывали компоненты для бронзы, поэтому здесь по-прежне­му преобладали каменные орудия; местное бронзолитейное дело возникло в первой половине II тыс. до н.э.

С хозяйственной деятельностью человеческих коллекти­вов связан генезис общества, эволюция брачно-семейных отношений. Древнейшим объединением являлась праобщина: человеческое стадо, совместно занимающееся производственной деятельностью и регулирующее распределение ре­зультатов труда.

В верхнем палеолите функционировала раннеродовая об­щина. Род состоял из женщин-родственниц, их потомков и пришлых мужей-мужчин из другого рода. Члены рода имели право и обязанность вступать в брак с членами другого рода (групповой брак), счет родства велся по материнской линии. В семье и обществе исключительное место занимала женщи­на: равноправный участник трудовой деятельности, продол­жательница рода, хранительница семейного очага и т.д. Это был период так называемого матриархата.

В конце неолита — бронзовом веке, с появлением и ста­новлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял до­минирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет муж­чин-воинов, военных вождей), нарушается прежнее равно­правие, возникает частная собственность.

С древних времен и до середины I тысячелетия н.э. на территории северной и срёдней Беларуси жили балтские лета-литовские ("восточно-литовские") племена. Что касается юга и юго-востока Беларуси, то, как предполагают ученые, весьма вероятно, эта территория входила в зону раннего рассе­ления славян.

В первых столетиях н.э., под натиском готов, которые при­шли со Скандинавии и высадились около устья Вислы, славяне начали свою миграцию на восток. С бассейна Вислы они перешли в бассейн Припяти и достигли Днепра. В результате "великого переселения народов" славяне раз­делились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полу­острове, стали предками современных югославянских наро­дов — болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирий­ским населением, которое раньше угнетали византийские рабо­владельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западны­ми и южными славянами выделилась третья группа — восточ­ные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.

О том, как и когда расселялись славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэ­тому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, различные гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в "Повести временных лет", ученые черпают из археологических источников.

Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в У-УП в. н э населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р Эльбы и Дуная на запад и юг) Или, точнее, ее локального варианта — культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в УІ-УІІ в. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славя­нам.

Но основную территорию Беларуси и соседних регионов в У-УІІІ в. заселяли другие племена, которые оставили после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие — славянской, или называют "своеобразной балта-славянской культурой". Происходит это оттого, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и. балтской.

В целом, для разрешения вопроса формирования отдельного этноса необходимо применять специальные этнографические материалы.

Термин «Белоруссия» тесно связан с термином «белорусы» - именем народа, проживающего в этом крае. Возникновение Белоруссии как этнической территории является существенной частью белорусского этногенеза, то есть процесса формирования белорусского народа. Невозможно научно исследовать возникновение Белоруссии, не исследовав ряда проблем по белорусского этногенезу, не ответив на вопросы: «Кто был предками белорусов»; «Когда белорусы сформировались как народ - этнос»; «Как и в каких условиях развивался этот процесс, когда, по каким причинам, что этому способствовало, на какой территории» - перечень вопросов представляется неограниченным. Однако фундаментальным вопросом, требующим первоочередного разрешения является вопрос о понятии и происхождении этноса.

Суть изложения материала состоит в том, что в исследовании по данной проблеме необходимо прежде всего учитывать роль множества факторов экономических, политических, исторических. Только сопоставляя данные разнообразных источников, можно придти к выводу о том, что процесс образования Белоруссии, белорусского народа был гораздо более сложным, чем его старались представить многие исследователи до сих пор.

Вначале необходимо выяснить содержание основных понятий, определить способ исследования и проанализировать возможности источников по этой проблеме.

Этнос - (от греческого слова этнос - общество, группа, племя, народ), определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, которая может выражаться в форме племени, народности, нации. Основными условиями возникновения этноса являются общность территории и языка, обычно выступающих в качестве признаков этноса. Однако основными признаками этноса являются этническое самосознание и менталитет, совокупность материальной и духовной культуры.

Этническая общность - (этнос) - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Этот термин близок к понятию народ в этнографическом смысле.

Этнографическая группа - (субэтническая) - обособленная часть народности или нации, сохраняющая некоторые особенности языка, культуры и быта.

Этническая территория - территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающая ареал его формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями.

Этногенез - (от греческого - племя, народ и генез), происхождение народов. Включает как начальные стадии возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Этнография - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

Этногеография – раздел науки, изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и регионов для определения этнических границ, динамики их развития и численности народа.

Этнолингвистика - направление в языкознании, изучающее взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка.

Антропология - наука, изучающая происхождение человека и эволюцию физической организации человека и его расс.

Одной из самых распространенных теорий о происхождении белорусов является теория субстратного происхождения. Сторонником этой теории является известный россий­ский археолог В. Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. В чем она заключается? Под балтским субстратом (от латинского термина — основа, подкладка) понимается этнокультурное наследие балтского этноса, оказав­шее влияние на формирование белорусской народности. Сто­ронники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянско­го, произошло отделение части восточнославянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, сла­вяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые, вероятно, подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровьи, но за балтами осталось правобережье среднего Понеманья и неко­торые части территории между Неманом и Припятью.

Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составили основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славя­нами территории Беларуси, где ранее жили балты, в УІІІ-ІХ вв. сложились этнично близкие между собой племенные союзы-кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их осно­ве образовался старобелорусский этнос. Он компактно распо­лагался в Верхнем Поднепровье, Подвиньи, Понеманьи. В его формировании приняли участие представители некоторых дру­гих этнических образований, среди которых ятвяги и некоторые другие балтоязычные племена.

Границы белорусского этноса, который складывался на про­тяжении веков, приблизительно в полтора раза превышают территорию современной Беларуси.

Предки восточных славян, которые расселились в Припят-ском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, воз­никли восточнославянские племена — дреговичи, кривичи, радимичи — предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древ­ляне, северяне, волыняне — предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кри­вичей — предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторон­ники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населе­ния еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени — древлянам и кривичам. Признавая, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дрегови­чи, радимичи и, в меньшей степени, волыняне, и что общая территория их расселения превышала границы современной Беларуси, они считают, что нет оснований утверждать, что превышение это было в 1,5 раза. Далее указывается, что как часть волынян (большинство которых участвовало в этногенезе украинцев) приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей — в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо­западной части русского этноса.

Что же касается формирования белорусского этноса, то следует сказать, что основные признаки формирования белорусскго этноса прошли сложные этапы в своем развитии.

Белорусский язык возник в результате смешения, северных-подвинско-днепровских и южных – поприпятьских элементов разговорной речи восточнославянского населения. Характерные Черты старобелорусского языка, или правильнее говорить старорусского, закрепляются и в письменных памятниках 15-16 веков.

Таким образом, в 15-16 веках в северной части поприпятьского (полесского) района, центральном регионе и южной зоне подвинско-днепровского региона оформилась система нового, восточнославянского языка, который получил название «белорусский»,это значит возникла одна из важнейших черт белорусского этноса.

В период формирования белорусской народности развились и укрепились особенные для ее этнической территории черты материальной и духовной культуры.

Этническое самосознание, являющееся одним их главных показателей консолидации народа – осознание людьми принадлежности к своему народу, его отличительность. На территории Беларуси оно возникло, прежде всего, в окружении прогрессивно настроенных граждан, шляхты, духовенства. Известно, что национальное самосознание белорусов в дальнейшем подвергалось деформации под воздействием сначала полянизаторских, а затем русификаторских тенденций. Одновременно с самосознанием складывалось умонастроение народа, его психология, то есть белорусский менталитет.

Итак, на основе изученного материала можно сказать, что время становления белорусского этноса приходится на 13-18 века.

Через ряд сложных этапов в своей эволюции этногенез белорусов в 19 веке, особенно в его последние десятилетия и начале 20 века, значительно ускорился и вышел на стадию формирования нации.

Таким образом, не смотря на неблагоприятные государственно-политические условия, специфическую этно-социальную ситуацию, формирование белорусской нации в начале 20 века в общих чертах завершилось.

Контрольные вопросы:

1. Определить понятие и основные признаки этноса.

2. Что изучают такие науки как этнография, этногеография, этнолингвистика, антропология и др.

3. Назвать характерные черты этнической территории.

4. Какие народы принимали участие в формировании белорусского этноса?

5. Навать концепции происхождения белорусского этноса.

Лекция 3.6. Становление государственности на территории белорусских земель

1. Становление признаков белорусской государственности

2. Образование государств у славянских народов Восточной Европы. Предпосылки и время образования.

Государство, государственная власть, государственная территоия, население, свойства суверенитета, система налогообложения, государственность, догосударственное общество, фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков, мифология, военная демократия, феодальная иерархия, средневековой город, погост, град, дружина, общинное землевладение, дань, полюдье.

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства. В конечном счёте, без территории государства не существует, хотя она может изменяться во времени. Одной из многочисленных форм расширения государства, его территориальной сферы является колониальная экспансия, следствием чего выступает образование крупных империй. В подобных случаях колониальные зоны относятся к территориям империи, несмотря на значительные расстояния и социально-культурные различия между метрополией и колониями. Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты, реализуемая через юридические нормы. Одна из главных целей элит, не состоящих на службе иностранных держав, заключается в гарантировании территориальной целостности государства. Кроме того, обеспечение территориальной целостности требует тщательной демаркации границ каждого государства и их закрепления в документах международного права, например в договорах.

Возникновение и исчезновение государств связано, прежде всего, с территорией; именно этим объясняется тот факт, что их целостность становится предметом самых острых конфликтов.

Таким образом, относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства. Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.

Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации.

Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Даже в том случае, когда на различные национальные группы, существующие на территории одного государства, распространяется его политическая власть, отношения между ними часто бывают напряжёнными, а в особых случаях и конфликтными. В многонациональных государствах внутренний конфликт может повлечь опасность для политической стабильности, поскольку возникающие в подобных случаях сепаратистские национальные движения стремятся создать самостоятельное государство. В некоторых случаях сепаратистские движения ведут вооружённую борьбу в форме герильи или террористической деятельности за достижение национальной независимости.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираюсь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда социальные привычки к подчинению и её социологическая легитимация ослабляются и возникает возможность свержения элиты.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения.

На основе формально-юридического анализа понятия «государство» возможно проследить как этот социально-организованный союз прошел процесс становления на территории Беларуси.

В первых столетиях нашей эры народы Восточной Европы уже имели торговые отношения не только внутри своего региона, но и с народами далеких стран, о чем свидетельствуют найденные на территории Беларуси старинные римские монеты. Наличие пашенного земледелия, ремесленного производства «торгово-экономических связей у народов Восточной Европы в начале нашей эры позволяет сделать вывод о значительном разделении труда.

При решении вопроса о времени происхождения государ­ственности у восточных славян надо выделить период революци­онного переворота в общественных отношениях, который произо­шел вслед за переворотом в производственных отношениях и ха­рактеризуется использованием железных орудий труда. Начало производства и использования таких орудий на территории Бела­руси датируется VII—V вв. до н.э. К этому времени можно отнес­ти и устойчивое разделение общества на классы.

На рубеже нашей эры шел процесс становления рабовладель­ческого строя. Однако на территории Беларуси этот строй не по­лучил своего классического развития. К IX в. н.э. здесь появля­ется укрепленные поселения — «паселішчы гарадоў-замкаў».

Таким образом, становление государственности у восточных славян проходило в течение длительного периода (с VII—VI вв. до н.э. и до VIII—IX вв. н.э.) под влиянием в основном экономи­ческих, политических и социальных внутренних причин, хотя и внешние тоже сыграли свою роль. Поведение населения в этот период регулировалось обычным правом и правилами, предпи­санными языческой религией.

Материальная сторона жизни древних людей нашла отра­жение в конкретных археологических материалах, что позволяет характеризовать ее с достаточной степенью вероятности. Вместе с этим мировоззренческую и бытовую стороны жизни древних обществ реконструировать по мате­риальным находкам весьма непросто. Ученые прибегают к этнографическим и фольклорным источникам, проводят ши­рокие сравнительно-исторические параллели. Тем не менее, многие выводы носят гипотетический характер, нуждаются в дальнейшей разработке и уточнении.

В далеком прошлом людям для выживания приходилось прикладывать максимум усилий. Человека со всех сторон окружали и подстерегали опасности: неизведанные явления природы (молния и гром, пожары, ливни и наводнения, ура­ганы), рядом обитали мощные и хищные животные. Людям не хватало ни знаний, ни умения успешно противостоять опас­ностям, они не всегда могли правильно понять причинно-следственные связи. Очень часто явления и события воспринимались в искаженном и фантастическом виде.

Общепризнанно, что у верхнепалеолитических охотников и собирателей уже существовала определенная система представлений об окружающем их мире, которые непосредственным образом были связаны с конкретными условиями их жизни и занятий.

Первоначальной стадией осмысления человеком неживой природы был фетишизм. В дальнейшем человек наделяет окружающую природу присущими ему же качествами, насе­ляет ее множеством духов. Эта система религиозных воззре­ний известна как анимизм. В числе древнейших верований был и тотемизм: вера в общее происхождение, волшебные родственные связи между людьми, животными и растениями и т.д.

На верхнепалеолитической стоянке Юревичи найдена ор­наментированная пластинка из бивня мамонта. Некоторые ученые связывают ее с фетишизмом. Вблизи Беларуси, на Елисеевичской стоянке (Брянщина), найдена вырезанная из бивня мамонта женская статуэтка. Подобные статуэтки найдены и на других верхнепалеолитических стоянках. Трак­туют эти находки по-разному: это и олицетворение женщины-хранительницы домашнего очага, женщины-матери, хозяйки дома и окружающей природы, в первую очередь — матери и хозяйки промысловых животных и т.д. При всем разнообра­зии мнений подчеркивается исключительно важное положе­ние женщины в верхнепалеолитическом обществе.

В ту эпоху существовали разнообразные обряды, которые были направлены на обеспечение удачной охоты - занятия, от которого зависело существование человеческого коллек­тива. Эти обряды носили магический характер и, видимо, предваряли начало охоты, а затем (в случае успеха) совер­шались в качестве благодарности.

На верхнепалеолитических памятниках (вне белорусского региона) найдены погребения, которые свидетельствуют о существовании у первобытного человека веры в загробную жизнь как продолжении земной. Первоначально погребения выражали просто заботу о беспомощном сородиче. Понятие о смерти ассоциировалось лишь с изменением некоторых жизненных функций и умерший не переставал быть членом коллектива. Коллектив продолжал заботиться об умершем чтобы уберечь от зверей, его укрывали в яме, снабжали необходимыми орудиями труда и охоты, украшениями, пищей. С течением времени возник культ предков, следы которого сохранились на Беларуси до наших дней

Вероятно, очень рано возникло почитание огня. На про­тяжении тысяч лет огонь являлся защитником человека от неблагоприятных климатических условий и хищных живот­ных. Именно таким образом объясняются многочисленные факты использования огня при погребениях.

В мезолитическую и неолитическую эпохи круг религиозных представлений, видимо, в своей основе оставался прежним, так как человек продолжал заниматься охотой и собирательством. С изменением фауны стали почитаться другие животные. На стоянках найдены костяные фигурки лосей, змей, уток. Их рас­сматривают как тотемов родовых коллективов. Высказывается предположение о существовании культи утки, который сопро­вождался соответствующими мифологическими сказаниями.

Развился культ предков. Ушедшие в потусторонний мир предки представлялись духами-защитниками, божествами. С этими представлениями археологи связывают находки костя­ных и деревянных человеческих фигурок, преимущественно мужских. Это говорите положении мужчины-охотника в родо­вом коллективе. В пользу существования культа предков свидетельствуют и захоронения, сопровождавшиеся обряда­ми и помещением с умершим комплекса вещей.

Освоение новых занятий, переход к земледелию и ското­водству привел к переосмыслению верований и воззрений на окружающий мир. Земледелец стал по-другому смотреть на явления природы, ему стали необходимы другие покровите­ли, могущие обеспечить его благополучие. На первое место выходит почитание Солнца - источника света и тепла. Куль­та Солнца отражен в орнаментальных элементах глиняной посуды: крест, круг и т.д. Солнценебесный змей-огонь - божество, якобы способствующее плодородию и деторожде­нию. Богатый материал для реставрации воззрений людей железного века дали памятники милоградской культуры. Это фигурки животных, грузики-пряслица, подвески-амулеты и т.д. Анализ находок позволил сделать вывод, что умилоградцев-земледельцев культ Солнца занимал доминирующее по­ложение, с ним был тесно связан аграрный культ, призванный обеспечить получение хорошего урожая. Фигурки животных связаны с тотемистическими представлениями или же каким-то образом обслуживали обряды почитания солнца. Имеется вероятность существования культа Камня. Возможно, присут­ствовала культовая антропофагия - человеческие жер­твоприношения с поеданием убитых. Найдены остатки сооружений, которые трактуют как святилища. Продолжал существовать и культ предков.

Многие предметы, связанные с культами, одновременно служили украшениями: в первую очередь, разнообразные подвески-амулеты из зубов животных и человека, фигурки животных и т.д. Некоторые из них покрыты орнаментом, кото­рый сочетает эстетическую и магическую функции. Специфи­ческой и во многом загадочной выступает орнаменталистика, дешифровка которой позволит выяснить многие стороны жизни древних людей.

Находки, которые археологами определены как культовые, выполнены с большим мастерством и талантом и в полной мере являются памятниками первобытного искусства. Наиболее ранние из них относятся к верхне палеолитической эпохе. Среди них женские статуэтки - верхнепалеолитические Венеры. В дальнейшем номенклатура предметов, которые можно связать с искусством, значительно расширяется.

Достаточно рано человек начал использовать музыкаль­ные инструменты. Наиболее ранние свидетельства о них на территории Восточной Европы относятся к верхнему палео­литу, это древнейшие ритмично-ударные инструменты. Непо­средственно на территории Беларуси музыкальные инструменты найдены на неолитических памятниках (напри­мер, на стоянке Осовец Бешенковичского района найдена дудка, изготовленная из птичьей косточки).

В истории средневековья исключительную роль играли горо­да. Средневеколвый город - это укрепленное поселение,, кото­рое являлось для определенной территории (государства, земли, княжества, волости) административным, фискальным, военным, экономическим (торгово-ремесленным), культовым и культур­ным центром. Но весь этот комплекс характеристик стал при­сущ городам не сразу, да и не в полной мере.

Процесс возникновения городов был связан с распадом первобытнообщинного строя и образованием сословно-классового общества. Процесс во­зникновения городов шел параллельно с образованием государства. Когда же государство усилилось, появились новые пути возникновения городов. Ремесленное производство в городах отличалось от сельско­го более сложными и высокими технологиями. Здесь получили развитие кузнечное, гончарное, кожевенное, ювелирное, косто­резное, бондарное ремесла, ткачество и т.д. Продукция город­ских ремесленников расходилась по всей сельской округе, а некоторые изделия попадали в соседние города, княжества и даже в отдаленные государства.

В каждом городе имелся торг, на котором реализовывалась продукция города и деревни. Здесь же осуществлялась торговля с иноземными гостями (купцами). Местные купцы также выво­зили товары на далекие иноземные рынки, например, в Визан­тию. Несмотря на различные трудности (пожары, эпидемии, войны), города успешно развивались и к концу XIII в. их было на Беларуси не менее 35.

В конце I тысячелетия н.э. в социально-экономическом развитии восточных славян происходят крупные перемены. Эволюция сельской общины шла в 2-х направлениях: 1) наблю­дался медленный процесс дифференциации общинников, росла частная крестьянская собственность, а затем феодальная соб­ственность на землю; 2) имел место захват общественной земли и подчинение свободных общинников государственной властью. Оба эти процесса переплетались и развивались одновременно. Складывалось многоукладное общество, где феодальный уклад постепенно стал преобладать над остальными. Социаль­ная многоукладность — черта, которая характеризует многие общества, что в своем развитии вышли за границы первобытной общины. Рядом с феодальными землевладельцами и зависимым крестьянством повсеместно существовали остатки слоя мест­ных владельцев.

Основной частью населения являлись свободные общинни­ки - "люди". Их социальное положение постепенно менялось: часть переходила в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей в Х в. называли "челядью". Этот термин в современной историографии означает широкий круг людей, которые находились в зависимости от хозяина и работали на него. В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы. В историчес­кой литературе их обычно считают рабами. Одним из источни­ков холопства был захват людей в плен. Существуют свидетельства о вывозе большого количества рабов, в том числе славянского происхождения, в ІХ-Х вв. Но отсутствуют данные о значительном использовании рабского труда в сельскохозяй­ственном производстве на Руси.

Динамика общественного развития восточных славян тако­ва, что трудно четко установить, когда заканчивается военная демократия и начинается феодализм. О становлении классо­вого общества свидетельствуют не только зависимое положение отдельных категорий населения, но и наличие дружины. Дру­жинники (или бояре) получали от князя право собирать дань. Именно так складывалась вассальная зависимость, которая выглядела как право собирать дань с определенной территории дружинниками в качестве вассалов великого князя Сбор даров со свободного населения той территории, которой "владел" (управлял) князь, назывался полюдьем. Постепенно дань ста­новилась феодальной рентой.

Очевидно, что общественное развитие средневековых земель Беларуси, оказавшее влияния на формирование государственности на территории Беларуси проходило тем же путем, что и других восточных славян. Здесь в ІХ-ХІІ вв., а местами и позже, уживались и переплетались три основные социально-экономические уклада: общинный, ра­бовладельческий, феодальный, который постепенно становился господствующим.

Контрольные вопросы:

1. В какой период на территории белорусских земель начинают формироваться первые государственные образования?

2. Какие термины в 9-12 веках употреблялись для названия государства?

3. Назвать теории образования государств у славян Восточной Европы.

4. Назвать характерные признаки периода военной демократии

5. Каекой общественный строй сложился на территории белорусских земель в 9-12 веках?

Тема 4. Общественный и политический строй раннефеодальных государств-княжеств на территории Беларуси (1Х-Х11 вв.)

Лекция 4.7. Образование раннефеодальных государств-княжеств на территории белорусских земель

1. Общая характеристика древних государственных образований.

2. Общая харктеристика древнего права Беларуси. Договор 1229 года.

Город-государство, княжеская династия, князь, Рюриковичи, Рогволод, Рогнеда, Ярополк, Брячислав, Глеб, христианство, Русь, варяги, половцы, хазары, волость, погост, тиун, вече, обычай, обычное право, договор 1229 года, дуализм, консервативность, разобщенность, традиционализм.

При решении вопроса о времени происхождения госу­дарственности у восточных славян надо выделить время революционного переворота в общественных отношени­ях, который произошел вслед за переворотом в произ­водственных отношениях. Таким переворотом в произ­водственных отношениях было использование железных орудий труда. Начало производства и использования же­лезных орудий труда на территории Беларуси датирует­ся VII-V вв. до нашей эры. К этому времени можно отне­сти и устойчивое разделение общества на классы.

На рубеже нашей эры шел процесс становления рабовла­дельческого строя. Однако этот строй на территории Беларуси не получил своего классического развития. К IX в. нашей эры на территории Беларуси появляются укрепленные посе­ления - «паселіща гарадоў - замкаў».

Таким образом, становление государственности у во­сточных славян проходило в течение длительного пери­ода времени (с VII-V вв. до нашей эры до УП1-1Х вв. на­шей эры) под влиянием экономических, политических и социальных внутренних причин, хотя и внешние причи­ны сыграли свою роль. Поведение населения в этот пе­риод регулировалось обычным правом и правилами, предписанными языческой религией.

Восточнославянские союзы племен чувствовали родство между собой, поскольку они были близки по языку, культуре, обычаям, имели много общих внешних интересов. Все это создавало условия для политического объединения восточных славян, что и произошло во второй половине IX в. Во главе этого объединения стояла династия Рюриковичей, а главным городом— Киев. Однако империя Рюриковичей не была централи­зованным государством. Она представляла собой политическое объединение феодалов вокруг великого князя с целью отпора постоянным набегам внешних врагов (печенегов, половцев, варягов, хазар) и осуществления сбора дани с собственного населения. В ХІ-ХІІ вв. - рост производительных сил, возник­новение новых экономических центров, усиление власти князей на местах, постоянные междоусобицы, а в результате - фео­дальная раздробленность, приведшая к распаду Киевской Руси. Полоцкое княжество на севере и Туровское на Юге занимали основную часть территории Беларуси. Верхнее Понеманье (так называемая Черная Русь) входило во Владимиро-Волынское княжество. Земли в верхнем течении Днепра и Западной Двины составили Смоленское княжество. Нижнее Посожье и Попри-пятье оказались, соответственно, в составе Черниговского и Киевского княжеств.

Древний Полоцк как центр кривичей-полочан издавна сопер­ничал с двумя другими влиятельными центрами восточносла­вянского мира: на севере - с Новгородом, а на юге - с Киевом. Во второй половине Х в. в Полоцке княжил Рогволод. Во время борьбы за киевский престол, которую вели братья Владимир и Ярополк, каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Рогволода Рогнеде, но встретил с ее стороны решитель­ный отказ. В ответ Владимир с войском напал на Полоцк, убил Рогволода и его сыновей, а Рогнеду силой взял в жены. Согласно преданию, Рогнеда совершила неудачное покушение на жизнь мужа и была выслана вместе с сыном Изяславом в Полоцкую землю. Здесь Изяслав занял посад деда и возобновил местную княжескую династию.

В XI в. сын Изяслава Брячислав и, особенно, внук Всеслав фактически не считались с волей киевских князей и проводили самостоятельную политику. В борьбе с киевским князем Яро­славом Мудрым за город Новгород Брячислав добился передачи ему городов Витебска и Усвят, что стояли на важном пути со Скандинавии в Византию. По Западной Двине полочане осу­ществляли экспансию на прибалтийские земли, основывая там центры по сбору дани и управлению подвластным населением. Всеслав Брячиславич до поры до времени поддерживал мирные отношения с киевскими князьями, но как только между послед­ними начались усобицы, развернул борьбу за подчинение Полоцку Северной Руси. В 1065 г. полоцкие дружины осаждали Псков, а в следующем, 1066 г., штурмом взяли Новгород. В ответ на это три князя - братья Ярославичи во главе с Изяславом киевским пошли на Полоцкую землю и захватили Минск. Здесь, на берегу реки Немиги, 3 марта 1067 г. произошла жестокая битва. Всеслав отступил. Пойдя на клятвопреступление, Яросла­вичи схватили его под Оршей и отвезли в Киев. Но в 1068 г. восставшие против Изяслава киевляне освободили Всеслава и сделали его великим князем киевским. Через семь месяцев он возвратился на родину, и борьба Полоцка с Киевом продолжалась дальше.

Изяслав, расправившись со своими врагами в Киеве, послал войска на Полоцк. Всеслав отошел к Финскому заливу и вместе с племенем пытался, правда безуспешно, захватить Новго­род. Вскоре он при поддержке жителей Полоцка возвратил свою столицу. В 1071 г. произошла новая битва с киевскими войска­ми, по итогам которой было подписано соглашение о примире­нии между двумя государствами, но оно оказалось непродолжительным. В 1077 г. против Всеслава были осущест­влены два похода: сожжены Лукомль, Логойск, Друцк, опусто­шены окрестности Полоцка, но сам город не был взят. Полоцкий князь, в свою очередь, на время захватил Смоленск (1078 г.). В 1084 г. Владимир Мономах с черниговскими и половецкими войсками разрушил Минск, не оставив в нем "ни челядина, ни скотины". На известный съезд князей в Любече (1097 г.), где было постановлено, что каждый должен держать "отчину свою", Всеслав не был приглашен. Это свидетельствовало скорее всего о том, что киевские князья считались с Полотчиной как непод­властной им землей.

В XII в. освободились из-под власти Киева другие земли. Труднее всего этого было достичь Туровскому княжеству, которое непосредственно граничило с Киевским. Туров являлся центром дреговичей и впервые упоминается в летописи под 980 г. в связи с именем князя Тура. Здесь на княжении сидели сыновья великих князей, которые пользовались правом насле­дования киевского престола. Вместе с Киевом в XII в. Туровская земля переходила то к суздальским, то к волынским князьям. Упорно боролся за полную самостоятельность Святополк Ока­янный (988-1057 гг.), но окончательно достигнуть этого удалось значительно позже, в 1158 г., при Юрии Ярославиче, который утвердил в Турове самостоятельную династию. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого.

Государственное образование смоленских кривичей отделилось от Киева в конце 20-х гг. Тогда оно досталось князю Ростиславу Мстиславичу. Сначала-Смоленская земля по- развитию отставала от полоцкой, нов во второй половине XII в. стала одним из самых известных восточносдавядских княжеств. Одновременно на­чалось дробление этих и других самостоятельных княжеств на уделы. В Понеманье выделились Гродненское, Новогрудское и Волковысское, на юге - Пинское и Дубровицкое княжества, а также Слуцкое и Клецкое. Разгорались междо­усобицы, что приводило к разрушению городов и сел, унич­тожению посевов, скота.

Не избежала этих процессов и Полоцкая земля. После смерти Всеслава его сыновья заняли уделы (Полоцкий, Минский, Витебский, Друцкий, Изяславский, Логойский), наиболее сильным из которых стал Минский. Глеб Всеславич, который здесь княжил, выделялся особенной активностью, расширяя во все стороны свои владения. Это вызвало недо­вольство Киева, приведшее к войнам с Минском, которые закончились пленением Глеба. Однако и дальше полоцкие князья вели отчаянную борьбу против Киева и его союзников, что привело в 1129 г. к высылке ряда князей в Византию, из которой через 10 лет не все возвратились в свои уделы. Политическая жизнь Полоцка второй половины XII в. харак­теризовалась выступлениями горожан против неугодных кня­зей, борьбой враждующих боярских группировок, сменой местных князей на полоцком троне. Всеславичами развивает­ся соперничество и стремление к перераспределению уделов, к изменению границ между ними. Распад Киевской Руси привел к прекращению попыток киевских князей подчинить себе Полоцк. Однако полоцкие князья сами вмешались в борьбу Киева и Смоленска, что привело к потере ряда городов (Друцка, Орши) в пользу последнего. Потери на востоке компенсировались расширением владений полоцких князей на землях по нижнему течению Западной Двины с выходом к Балтийскому морю. Характерно, что Всеславичи, внутри соперничая между собой, как правило, объединялись, если их родине угрожала внешняя опасность. Еще в первой половине XIII в., хотя и номинально, но признавалась власть полоцкого великого князя. Поэтому авторитет Полоцкого княжества оставался достаточно высоким, и союза с ним искали многие властители.

Управление в княжествах осуществлялось по принципу известной из истории средних веков феодальной иерархии великий князь - удельные князья - бояре Они создали местную администрацию - в волости или погосты назнача­лись зависимые от князей тысяцкие, вирники и тиуны Крес­тьяне и мещане удерживались в повиновении с помощью военной силы княжеских дружин Бояре и дружинники со­ставляли думу при князе. Важнейшим органом самоуправле­ния в ряде городов (Полоцк, Витебск) было вече. В "Хронике Литовской и Жемойтской" утверждается "Новгород Вели­кий, Псков и Полоцк.

Первые раннефеодальные княжества на Беларуси являют­ся истоком ее государственности, воплощением идеи неза­висимости пробелорусского этноса. Ранее и наиболее последовательно просматривается эта идея в Полоцком кня­жестве, превосходившем своими размерами некоторые значи­тельные королевства Западной Европы, где существовала местная династия, за которой признавались и сохранялись права на протяжении многих поколений, поэтому в истори­ческой литературе период ІХ-первой половины XIII в неред­ко определяется как полоцкий.

В рассматриваемый период на территории каждого княжества действовала своя система обычаев, регулирующих отноения между людьми.

В древности доминирующим было обычное неписаное право, источником которого служили обы­чаи, возникшие из общественных отношений и санкциони­рованные государством. Оно складывалось по мере фор­мирования государства, которое, прежде всего, поддер­живало выгодные господствующему классу правила по­ведения, что привело к тому, что право и справедливость стали несовместимы.

По мере усиления социальной напряженности в обще­стве и его феодализации возникла необходимость в бо­лее четкой регламентации всех сторон общественной жиз­ни, что можно было осуществить только с помощью пи­саного права, нормы которого в некоторой степени огра­ничивали произвол феодальной администрации.

Характерными чертами раннефеодального права были формальное равноправие свободных людей и мягкость наказаний. Но и в это время право предусматривало опре­деленные привилегии феодалов и закрепляло полное бес­правие рабов.

Писаное право не заменяло обычное право. Оно дей­ствовало наряду с ним, дополняя его или изменяя отдель­ные нормы. Первыми правовыми актами писаного права были грамоты князей, договоры. Одним из них был Договор Витебской, Полоцкой и Смоленской земель с Ригой и Готским берегом 1229 г. был заключен с це­лью упорядочить взаимоотношения, возникавшие непос­редственно в сфере торговли или тесно связанные с ней (например


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: