Обязательно (!) еще раз пройдите курс дрессировки и откорректируйте иерархические взаимоотношения (см. раздел "Коррекция иерархического поведения"). Повышение управляемости собаки, ее безусловная подчиняемость позволит вам гарантированно остановить назревающий конфликт.
Но одно дело коррекция иерархических отношений взрослых и собаки, а другое дело повышение иерархического статуса ребенка. Если ребенок уже достаточно подросший (от 8 лет и старше), докажите собаке, что он тоже имеет право управлять ее поведением. Для этого станьте на какое-то время инструктором-дрессировщи-
ком. Возьмите собаку на поводок, а ребенка за руку и найдите для занятий спокойное место. На первом этапе сами держите собаку на поводке. Собака должна находиться слева от ребенка, а вы слева от собаки и немного сзади. Пусть ребенок подает знакомые собаке команды четким, громким и уверенным голосом. Если собака не подчиняется, вы молча, но решительно заставляйте собаку выполнять команды ребенка. Желательно не только не говорить никаких слов, но и не смотреть в глаза собаки. Вас нет. Но ребенок должен не толЪко командовать, он должен еще и поощрять собаку. Вы заставляете, а ребенок хвалит. Он оглаживает собаку, говорит ей ласковые слова и дает лакомство. Отработайте таким образом все команды послушания.
|
|
Когда собака начнет в таких условиях подчиняться ребенку, переходите к следующему этапу. Передайте короткий поводок ребенку, а себе пристегните удлиненный легкий поводок. Это может быть веревка. Дайте ребенку большую самостоятельность, а сами держитесь, в 3-5 метрах в стороне. Если собака не будет подчиняться ребенку, вы должны совершить рывок поводком. Если и после этого собака не подчиняется, быстро и молча. приближайтесь и заставляйте ее выполнить команду.
На третьем этапе вы уже не используете поводок, а просто находитесь невдалеке и в случае необходи-мости корректируете поведение собаки.
Необходимо то же самое проделать и в квартире. Если ребенок маленький, то вы как лидер стаи име-ете право, во-первых, доказать, что при взаимоотношении с другими членами семьи агрессивное поведе- - ние ни в коем случае недопустимо - то есть вам необ- ходимо скорректировать сложившуюся норму поведе ния. Во-вторых, вы должны дать понять собаке, что ре-бенок это "табу". В этом случае можно использовать отрицательное подкрепление. В зависимости от запу -
[ценности ситуации, особенностей собаки и ваших с ней взаимоотношений в качестве отрицательного подкрепления используется угрожающий окрик, рывок поводком, ультразвуковой удар или болевые воздействия годен Метод 4. (отрицательное подкрепление).
|
|
Начните с себя. Моделируйте ситуации: грубовато играйте с собакой, делайте с ней то, что может сделать ребенок (схватите за ухо, лапу, хвост, за шкуру и т.п.). Но не очень-то сильно терроризируйте собаку, особенно в начале занятий. При любых признаках агрессивной реакции применяйте отрицательное подкрепление. И снова продолжайте "играть". Если собака ведет себя правильно, обязательно хвалите ее.
По отношению к ребенку любые формы агрессивного поведения должны быть "наказуемы". Не оставляйте их без внимания. Как минимум, прикрикните на собаку. На период коррекции поведения желательно, чтобы собака находилась в квартире на коротком по- водке и в удавке. Так вы быстро вовремя и легко сможете доказать собаке, что она неправа. Если говорить о Методе 7 (ориентировочном торможении), то применяя его, будьте осторожны - можно напугать ребенка.
Более щадящий режим коррекции поведения заключается в применении Метода 8 (выработка несовместимого поведения) и Метода 10 (подкрепление отсутствия нежелательного поведения). То есть вы не только настойчиво доказываете собаке, что общаться и играть с человеком можно только посредством игрушек и брать в пасть можно только игрушки, а не руки, ноги или полы одежды, но и тут же прекращаете всяческие взаимодей-ствия при первых признаках агрессивного поведения.
Если ваша собака проявляла агрессию к ребенку, не р искуйте - никогда не оставляйте ребенка и собаку наедине!
Если вы не уверены в собаке, не позволяйте ей нахо-
диться вместе с ребенком без намордника (см. Приуче-ние собаки к наморднику). Но надевайте намордник заранее, до появления ребенка в комнате. Следите за тем, чтобы у собаки не образовалось причино-следственной связи: ребенок - причина надевания намордника.
Приобретите клетку. Научите собаку пользоваться клеткой и если вам приходится отлучаться из комнаты или квартиры, помещайте собаку в клетку. Клетка не только обезопасит вашего ребенка, но и избавит собаку от его назойливых приставаний. Счастливы будут оба.
Обучение собаки терпению
Для этого воспользуемся советом Б. Килкоммонса и С. Уилсона (Ребенок и собака. - М.: Аквариум, 1996). При этом мы будем комплексно воздействовать на собаку: включаем привыкание, повышаем порог болевой чувствительности, корректируем норму поведения и одновременно занимаемся переделкой оборони-тельных и инструментальных агрессивных реакций. Эти же упражнения необходимо проделывать, если собака никогда не встречалась или мало общалась с детьми (неполная социализация).
Как мы уже упоминали, с точки зрения собаки, де-ти ведут себя несусветно. Прежде всего они издают громкие и необычные звуки, что, по собачьему мнению, может быть связано с неприятностями. Сломайте этот стереотип. Будучи наедине с собакой (это для то-го, чтобы не травмировать окружающих), попробуйте вести себя как ребенок. Кричите, визжите, мычите, орите, ревите, хохочите и одновременно подкармливайте и хвалите собаку. Следите, чтобы собака при этом не возбуждалась. Или запишите на магнитофон детский шум и кормите собаку при таком звуковом со- провождении. Рано или поздно собака привыкнет.
Попробуйте ползать по полу и совершать резкие движения, какие совершает ребенок. Машите руками и ногами, игрушками, лопатками и прочими детскими инструментами и хвалите, ласкайте и подкармливайте собаку. Не делайте ей больно.
Научите собаку терпеливо относиться к детским хватаниям и объятиям. Лаская собаку, потяните за кожу, за лапу, за ухо, за хвост и похвалите собаку. Сначала это делайте медленно и несильно, но постепенно увеличивайте усилия.
Обнимите собаку буквально на 2-3 секунды. Отпустите и радостно похвалите ее. Снова обнимите и снова похвалите. С каждым занятием все увеличивайте продолжительность объятий. И понемногу все сильнее прижимайте собаку к себе. Не забывайте ее хвалить.
|
|
Когда вы после таких занятий будете уверены в собаке, проделайте с ней то же самое, но в присутствии ребенка. А потом попробуйте подключить и ребенка. Но будьте внимательны и осторожны.
И еще, сделайте так, чтобы ребенок стал для собаки сигналом наступления счастья. Например, таким образом. Нет ребенка в комнате, на собаку не обращают внимания, рычат и терроризируют. Как только ребенок входит в комнату, устраивайте для собаки праздник. И кормите, и хвалите, и играйте, и ласкайте! Но все это заканчивается, как трлько ребенок выходит из комнаты.
Многие виды конкурентной агрессии (борьба за ограниченные ресурсы) могут быть устранены при помощи вышеописанных упражнений. Однако научите собаку отличать свои игрушки от детских. И строго-настрого запретите собаке пользоваться игрушками де-тей- Как бы ни была миролюбиво настроена или контролируема ваша собака, пусть она завтракает и ужинает отдельно от ребенка. И также, когда она наслаждается костью, в комнате не должно быть ребенка.
Но воздействия на собаку это только половина де-ла. Если члены вашей семьи, включая детей, будут вести себя провокационно, рано или поздно терпение собаки лопнет. Воспитывать в семье надо и детей, и собак. Научите ребенка так же требовательно, как и собаку, вести себя в присутствии собаки спокойно. Убедите его в том, что собаке тоже может быть больно. Научите его тому, что мы называем любовью. Взрослые члены семьи должны прекратить "наказывать" собаку в присутствии ребенка. Иначе не исключено, что ребенок в результате подражания не воспроизведет ваших действий. Но и в присутствии собаки будьте мягче с ребенком: не кричите на него и не шлепайте. Собака тоже регистрирует все нюансы вашего отношения к ребенку. И не дай бог, чтобы она решила, что ваш ребенок "мальчик для битья".