Причины

Реакции страха могут вызываться различными ас­пектами раздражителя. Из повседневного опыта изве­стно, что "сильные", "очень сильные" или "сверхсиль­ные" раздражители вызывают страх и реакцию бегст­ва. При этом сила раздражителя, вызывающего реак­цию бегства, выше, чем сила раздражителя, вызываю­щего просто страх.

Как было показано в лабораторных условиях, уже на ранних стадиях онтогенетического развития стиму­ляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызвать реакцию приближения, а большей интенсив­ности - реакцию удаления. Вообще для животного важней именно увеличение интенсивности раздражи­теля, так как сверхсильный раздражитель с большей Долей вероятности может свидетельствовать о на­ступлении опасных последствий. Не исключено, что сверхсильный сигнал является "релизером" (рели-зер - сигнал, запускающий инстинктивную реакцию) Для оборонительного поведения. Считают, что любой Раздражитель непривычно высокой интенсивности может вызвать реакции страха.

Реакции страха вызываются и раздражителями, интенсивность которых возрастает слишком быстро, например, быстро перемещающиеся или приближаю­щиеся предметы.

Если представить себе организм в виде сенсорной машины, реагирующей на определенные характерис­тики раздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем - порог восприятия или порог осознанного узнавания (дифференциация раз­дражителя). После того, как сигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение может строить­ся следующим образом:

• если сигнал опознан как относительно новый, раз­вивается исследовательское поведение;

• если сигнал, с учетом опыта, опознан как нейт­ральный (безразличный), продолжается текущая дея­тельность;

• если сигнал, с учетом опыта, опознан как поло; жительный (условный положительный), осуществляет­ся соответствующее ему поведение;

• если сигнал, с учетом опыта, опознан как отрица- тельный (условный отрицательный, связанный с бо­лью), осуществляется соответствующее ему оборони­тельное поведение.

С последующим увеличением силы раздражителя в пределах определенных границ (норма реакции) описанные выше поведенческие реакции развиваются в сторону увеличения их выраженности (интенсивное-ти).

Если сила раздражителя продолжает увеличивать­ся и превышает верхний порог нормы реакции, то есть становится "сверхсильным", организм отвечает не­адекватными, парадоксальными или оборонительны­ми реакциями.

При обсуждении интенсивности стимула следует напомнить также о влиянии внезапности его появле­ния. Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно, вызывают негативную реакцию. Внезап-

ность появления раздражителя отличается от его нео­жиданности. Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя, играющую значительную роль в развитии реакций страха.

Считают, что степень новизны обратно пропорцио­нальна следующим факторам: а) частоте появления по­хожих раздражителей; б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей); в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражи­тель никогда не встречался животному) и относитель­ную (необычное сочетание знакомых животному раз­дражителей). Степень новизны зависит также от сте­пени неожиданности раздражителя, которая опреде­ляется тем, насколько действующий раздражитель от­личается от ожидаемого животным. Поэтому появле­ние даже знакомого раздражителя в новой для него ситуации часто вызывает испуг.

Таким образом, выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и внезапности появления раздражителя. Поэтому к реакциям описанной выше "сенсорной машины" можно добавить:

• если раздражитель появляется внезапно или не­ожиданно для данной ситуации, отмечается реакция испуга;

•если раздражитель опознан как абсолютно но-, вый, развивается реакция страха (выраженность реак­ций страха находится в прямой зависимости от степе­ни новизны и силы раздражителя).

Известно, что животные предпочитают раздражи­тели умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуве­ренность, робость и даже реакция избегания - неже-

лание животного находиться в данной обстановке, не­повиновение, побег.

Новизна раздражителя определяется опытом жи­вотного и прежде всего ранним опытом, который при­обретается в основном благодаря таким формам на­учения, как привыкание и импринтинг. Среди видов импринтинга (социальный, экологический, пищевой и инструментальный) в развитии страхов наиболее ва­жен экологический, который обуславливает запечат-ление основных признаков экологической ниши жи­вотного (местность вокруг логова и среда его обита­ния), в которой ему придется существовать.

Только что родившееся животное или животное, у которого, наконец, начал функционировать зритель­ный анализатор, не различает "знакомое" и "незнако­мое". Но как только оно познакомится с некоторым минимумом раздражителей (под минимумом раздра­жителей здесь понимается минимально необходимое количество информации, достаточное для выживания в данной среде), экологический импринтинг заканчи­вается, животное оказывается в состоянии отличать одни предметы от других и начинает сторониться вновь появившихся объектов, которые воспринимают­ся им как незнакомые.

В связи с этим, если запечатление произошло, чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия. По окончании чувствительного (иногда его называют критическим) периода новая информация, даже сверхзначимая, не оказывает влияния на развитие.

Значение периода импринтирования трудно пере- оценить по его влиянию на последующую жизнь. Так, по мнению известного физиолога Л.Г. Воронина, по механизму импринтирования устанавливается ко­нечный объем (базовая информация) долговременной

памяти, ограниченная именно продолжительностью периода запечатления. Л.Г. Воронин приходит к за­ключению, что "после окончания этого периода (им­принтирования), вероятно продолжающегося до поло­вого созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав дол­говременной памяти, то есть ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма бу­дет многократно перекодироваться и перекомбиниро­ваться по условнорефлекторным законам в связи с по­требностями организма и изменениями во внешней среде. Тогда в зрелом возрасте в любом обучении мы будем наблюдать лишь различные варианты становле­ния процесса считывания (условного отражения) ра­нее зафиксированной информации".

Невозможность осуществления адекватного (с точки зрения будущего существования) экологичес­кого импринтинга приводит к ранней сенсорной де-привации, вызывающей часто необратимые измене­ния структурной и функциональной организации цент­ральной нервной системы и ее анализаторов.

Принято различать три вида условий содержания животных:

Обедненные условия содержания (обедненная среда), когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (со­держание в условиях замкнутой территории с ограни­ченным притоком новых раздражителей).

Нормальными или обычными условиями содер­жания (нормальная среда) называют условия, макси­мально соответствующие экологическим особеннос­тям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать.

• Под обогащенными условиями содержания (обо­гащенная среда) подразумевают дополнительное на-

личие контактов с особями своего и других видов, раз­личных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий. Во время импринтирования в памяти формируют­ся "нервные модели стимулов", которые, сформиро­вавшись, являются матрицей, прокрустовым ложем для информации, воспринимаемой животным. Чем значительней несовпадение раздражителей окружаю­щей среды с банком моделей стимулов, тем выражен-ней реакция животного. Поэтому животные, выращен­ные за городом или в питомнике, так "боязливы" и "трусливы" в условиях города. Такое поведение в свое время получило название "синдром питомни­ка". Учитывая это явление, службы собак армии и по­лиции всего мира закупают животных, выращенных в тех условиях, в которых им впоследствии придется работать. Но нечто аналогичное происходит сейчас со многими собаками во время продленного квартирного содержания. При этом, во-первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гипо­динамии, а, следовательно, к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям; во-вто­рых, происходит социальная изоляция, которая в бу­дущем скажется на общении с себе подобными; а в-третьих, организм испытывает ту самую сенсор­ную депривацию.

К тому же для формирования полноценных струк­турно-функциональных взаимоотношений централь- ных систем обеспечения эмоций в онтогенезе необхо-дим определенный уровень афферентного разнооб­разия. Это ведет к повышению функциональной реак- I тивности звеньев той части эмоциогенных аппаратов, которая обеспечивает отрицательные эмоции.

Таким образом, вследствие дефицита средовых воздействий в раннем онтогенезе возрастает функци-

ональная реактивность субстратов отрицательного подкрепления. В свою очередь, это определяет повы­шенный уровень негативного эмоционального напря­жения, возникающего при воздействии на организм биологически отрицательных внешних раздражите­лей, что приводит к усилению субъективной значимос­ти этих воздействий. То есть, возрастает уровень тре­вожности животного и выраженность эмоциональной реактивности, в том числе и на незнакомую обстанов­ку и раздражители, что очень легко регистрируется на поведенческом уровне. Очень важно отметить, что эмоциональная собака кажется более трусливой по сравнению с менее реактивной собакой.

Значительную роль в реагировании собак на не­знакомые стимулы играет также степень знакомства с ситуацией, в которой появляется раздражитель. С увеличением новизны обстановки, ситуации (а зна­чит и неопределенности), в которой находится живот­ное, увеличивается состояние его тревожности, что также сказывается на выраженности поведенческих реакций. Так известно, что незнакомый предмет в не­знакомой ситуации исследуется значительно меньше и чаще вызывает оборонительную реакцию, но и вне­запное появление знакомого раздражителя в незнако­мой обстановке может вызвать сильную реакцию стра­ха. При наличии состояния тревоги "страшные" пара­метры стимула как бы усиливаются и даже, казалось бы, не очень опасный раздражитель способен иниции­ровать выраженную реакцию страха.

Выраженность ответных реакций определяется также опытом, накопленным в виде опыта. Известно, что при стрессовых ситуациях, сопровождаемых бо-лью или сильным страхом, очень быстро, а часто с первого раза образуются условнорефлекторные связи на состояние и инструментальные условные ре-

флексы (реакция избегания), когда запускающими стимулами становятся обстановка в целом или отдель­ные ее раздражители. В связи с чем встреча таких же или похожих стимулов может запускать имеющееся в репертуаре оборонительное поведение.

Например, при изучении неврозов и фобий было показано, что возникновение неврозов в определен­ной "травмирующей" обстановке характеризуется очень быстрым образованием "патологических" ус­ловных рефлексов, вероятно по типу доминанты, свя­зывающих состояние организма с отдельными раз­дражителями окружающей среды или их совокупнос­тью. Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой (звуки выстре­ла, взрыва), подтверждается и другими наблюдения­ми. Даже отдаленные компоненты, связанные с трав­мировавшей ситуацией, могут воспроизводить пере­житое патологическое состояние, между тем как пове­дение животного в других условиях не обнаруживает явных нарушений.

Таким образом, эффективность, с которой внеш­ние ситуации вызывают реакцию страха, оборонитель­ное или исследовательское поведение, зависит от то­го, что животные на основании своего опыта считает знакомым. Но также замечено и влияние наличного внутреннего состояния (мотивация, физиологическое состояние) животного на выраженность его реакций. Например, было показано, что от внутреннего состоя­ния зависит, вызовет ли раздражитель при данной сте­пени несоответствия страх или исследовательское по­ведение. Радостное возбуждение, наличие какой-либо сильной потребности, выполнение целенаправленно­го действия уменьшает состояние страха. И наоборот, угнетенное состояние, недомогание, усталость спо-

собствуют развитию более выраженных оборонитель- ныхреакций.

Влияние "типа высшей нервной деятельности" на знак и выраженность реакций животных на ситуации и раздражители неоднозначно, хотя, авторы многих тест-систем принимают как аксиому связь длительной ориентировочной реакции и наличие поведенческих реакций, сопровождающих состояние страха, со сла­бым типом ВНД (высшей нервной деятельности).

Но, например, Иванов-Смоленский (1932) и Розен-таль (1936) показали, что исследуемые ими собаки, обладающие выраженной пассивно-оборонительной реакцией, не могли быть отнесены к слабому типу нервной системы. Широко известны опыты, проведен­ные Выржиковским и Майоровым (1933). Эти исследо­ватели, распределив щенков двух пометов на две группы, воспитывали одну группу в изолированных от окружающего мира условиях, а другую - на свободе, где щенки тесно соприкасались с окружающей обста­новкой. Результатом такого воспитания оказалось резкое различие в поведении собак опытных групп. Воспитанные на свободе не проявляли "пассивно-оборонительной реакции", а собаки, воспитанные в изолированных условиях, проявляли ее в резко вы­раженной степени как по отношению к людям, так и ко всей новой обстановке, за исключением того помеще-ния, в котором они воспитывались. При определении типа высшей нервной деятельности "трусливых" собак они были отнесены к сильному типу.

И.П. Павлов, первоначально связывающий наличие пассивно-оборонительной реакции" со слабым типом ВНД, отказался в последние годы своей жизни от этого отождествления, считая трусость реакцией, которая постоянно маскирует истинную силу нервной системы. В 1938 году он писал: "Все казавшиеся нам трусливы-

ми, то есть медленно привыкавшие к нашей экспери­ментальной обстановке собаки, которые также с тру­дом вырабатывали условные рефлексы (а вся их услов-норефлекторная деятельность легко может быть нару­шенной от малозначительных новых внешних влияний), огульно относилась нами к слабому типу нервной сис­темы. Это привело даже к грубой ошибке, когда я одно время считал таких собак специалистами торможения, то есть сильными по торможению". Как показали ис­следования Л.В. Крушинского(1938,1944,1946,1947), проведенные на большом поголовье животных, собаки с "пассивно-оборонительной реакцией" могут относит­ься как к слабому, так и сильному типу ВНД. Крушин-ский приходит к выводу, что наличие "пассивно-оборо­нительной реакции" у собак всех изученных типов ясно свидетельствует о том, что связи между этой и слабым типом нервной системы нет: 1. "пассивно-оборони­тельная реакция", не являясь непосредственным свой­ством слабого типа, все же более легко возникает у слабых собак; 2. "пассивно оборонительная реакция" может свободно комбинироваться как с сильным, так и слабым типом нервной системы; 3. "пассивно-оборо­нительная реакция" и тип высшей нервной деятельнос­ти являются в значительной степени самостоятельны­ми свойствами нервной системы.

Оценивая потомство, полученное от "смелых" и смелых" и "трусливых и трусливых" собак, Крушин-ский показал, что количество "трусливых" щенков до-стоверно выше в пометах от "трусливых" родителей, чем в пометах от "смелых", хотя они встречаются и у последних.

Поведенческие акты, как правило, находятся под очень большим влиянием многообразных условий re-нотипических и средовых факторов. На выраженность реакций страха и их наличие влияют пороги чувстви-

тельности анализаторов, возбудимость, эмоциональ­ность, тревожность животного, работоспособность (сила) центральной нервной системы, подвижность нервных процессов и, вероятно, некоторые другие фи­зиологические и психологические особенности, кото­рые могут контролироваться одним или многими гена­ми. Определить, какие из свойств или генов играют ре­шающую роль в выраженности оборонительных реак­ций, является делом нелегким. Но так или иначе, ис­следованиями М.П. Садовниковой-Кольцовой (1931), Д.К. Беляева и Л.Н. Трут (1964) была подтверждена возможность усиления оборонительных реакций путем отбора отличающихся в нужном направлении живот­ных. Возможен отбор и по одному поведенческому признаку. Так, Л.В. Крушинскому и Л.Н. Молодкиной (1959) удалось вывести линию крыс, чувствительных к определенным характеристикам звукового раздра­жителя (отбор проводился без строгого инбридинга). Но при этом необходимо помнить, что исследования проводились в стандартных для всех животных услови­ях лаборатории или вивария, чего нельзя достичь при воспитании и выращивании собак, находящихся в лич­ном пользовании. Стандартные условия позволяют оп­ределить отличия в поведении, которые, с большой до­лей вероятности контролируются генетически.

По некоторым данным такие чувства, как страх, любопытство и агрессивность являются врожденны­ми, и лежащие в их основе механизмы развиваются с определенной последовательности на строго опре­деленных этапах созревания организма. В эти крити­ческие периоды любое воздействие, нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда не-обратимо, формирование поведения. А Хэмфри и Уор-нер (1934) отметили, что боязнь сильных звуков и сильных тактильных раздражителей являются неза-

висимыми наследственными признаками, определяю­щими рецессивными факторами, зависимыми в зна­чительной степени в своем проявлении от условий предшествующей жизни собаки.

На основании собственных исследований Л.В. Кру-шинский пришел к выводу, что, вероятно наследуется не сама "пассивно-оборонительная реакция", а скорее определенная норма реагирования животного на внешние условия его воспитания. "Пассивно-оборони­тельная реакция" возникает в результате теснейшего взаимодействия результата влияния внешних факто­ров с наследственными возможностями организма.

Таким образом, реакции страха вызываются сильны­ми, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздра­жителями, а также раздражителями, условнорефлектор-но связанными с опасными для животного последствия­ми, при этом степень выраженности реакций определя­ется ранним опытом, степенью знакомства с ситуацией (обстановкой), внутренним состоянием животного, и ге­нетически зависимыми порогами чувствительности его анализаторов, возбудимостью, эмоциональностью, тре­вожностью, силой нервной системы и подвижностью нервных процессов. Однако генетическое влияние кор­ректируется, правда, до некоторой степени, воздействи­ями внешней среды (тренированность).

Идентификация, социализа­ция и страхи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: