ЛЕКЦИЯ 12
СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Классификация соединений
Детали, составляющие машину, связаны между собой тем или иным способом. Эти связи условно можно разделить на подвижные (различного рода шарниры, подшипники, зацепления и др.) и неподвижные (резьбовые, сварные, шпоночные и др.). Наличие подвижных связей в машине обусловлено ее кинематической схемой. Неподвижные связи обусловлены целесообразностью расчленения машины на узлы и детали для того, чтобы упростить производство, облегчить сборку, ремонт, транспортировку и т. п.
Неподвижные связи в технике называют соединениями.
По признаку разъемности все виды соединений можно разделить на разъемные и неразъемные.
Разъемные соединения позволяют разъединять детали без их повреждения. К ним относятся резьбовые, штифтовые, клеммовые, шпоночные, шлицевые и профильные соединения.
Неразъемные соединения не позволяют разъединять детали без их повреждения. Применение неразъемных соединений обусловлено в основном технологическими и экономическими требованиями. К этой группе соединений относятся заклепочные, сварные и соединения с натягом (прессовые).
|
|
По форме сопрягаемых поверхностей соединения можно разделить на плоские, цилиндрические, конические, сферические, винтовые и профильные.
По методу образования, определяемого процессом получения соединения или конструкцией соединяющей детали их можно разделить на клепаные, сварные, паяные, клееные, прессовые, резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые, клиновые и др.
Сварные соединения
Общие сведения и применение
Сварные соединения – наиболее распространенный и совершенный тип неразъемных соединений, так как лучше других приближает составные детали к цельным. При сварном соединении проще обеспечиваются условия равнопрочности, снижения массы и стоимости изделия. Сварку применяют не только как способ соединения деталей, но и как технологический способ изготовления самих деталей. Сварные соединения образуются путем сваривания материалов деталей в зоне стыка и не требуют никаких вспомогательных элементов. Прочность соединения зависит от однородности и непрерывности материала сварного шва и окружающей его зоны.
Применяемые в машиностроении виды сварки разнообразны. Наиболее распространена электрическая сварка. Различают два основных вида электросварки: дуговую и контактную.
Электродуговая сварка основана на использовании теплоты электрической дуги для расплавления металла. Для защиты расплавленного металла от вредного действия окружающего воздуха на поверхность электрода наносят толстую защитную обмазку, которая выделяет большое количество шлака и газа, образуя изолирующую среду.
|
|
Для дуговой сварки применяют электроды с различной обмазкой. Для сварки конструкционных сталей применяют электроды: Э42, Э42А, Э46, Э46А, Э50, Э50А и др. Число после буквы Э, умноженное на 10, обозначает минимальное значение временного сопротивления металла шва. Буква А обозначает повышенное качество электрода, обеспечивающее получение более высоких пластических свойств металла шва.
Различают следующие разновидности дуговой сварки:
1) автоматическая сварка под флюсом — высокопроизводительна и экономична, с хорошим качеством шва, применяют в крупносерийном и массовом производстве для конструкций с длинными швами;
2) полуавтоматическая шлаковая сварка, применяют для конструкций с короткими прерывистыми швами;
3) ручная сварка — малопроизводительна, с невысоким качеством шва, применяют при малом объеме сварочных работ и в
том случае, когда другие виды дуговой сварки нерациональны.
Контактная сварка основана на использовании повышенного омического сопротивления в стыке деталей и осуществляется несколькими способами. Контактную сварку применяют в серийном и массовом производстве для нахлесточных соединений тонкого листового металла (точечная, шовная сварка) или для стыковых соединений круглого и полосового металла (стыковая сварка).
Далее рассмотрим соединения дуговой сваркой, их достоинства и недостатки.
Достоинства сварных соединений.
1. Невысокая стоимость соединения вследствие малой трудоемкости сварки и простоты конструкции сварного шва.
2. Сравнительно небольшая масса конструкции.
3. Герметичность и плотность соединения.
4. Возможность автоматизации процесса сварки.
5. Возможность сварки толстых профилей.
Недостатки.
1. Невысокое качество сварного шва. Применение автоматической сварки в значительной мере устраняет этот недостаток.
2. Трудность контроля качества сварного шва.
3. Коробление деталей из-за неравномерности нагрева в процессе сварки.
4. Невысокая прочность при переменных режимах нагружения. Сварной шов является сильным концентратором напряжений.