Процесс менеджмента КСО – это общеорганизационный процесс, основанный на традиционной модели систем менеджмента качества «Plan-Do-Check-Act» (план – действие – контроль – отчет), направленный на соединение в одно целое ценностей и принципов социальной ответственности, инструментов менеджмента и любых других внутренних организационных и бизнес-процессов и интеграцию этого всего в руках руководства.
Общий процесс менеджмента необходим для того, чтобы различные компоненты системы менеджмента корпоративной социальной ответственности (ценности, принципы, инструменты) были взаимосвязаны в организационном процессе и поддерживались соответствующими ресурсами, политикой и процедурами.
Устойчивое развитие корпорации требует принятия основополагающих ценностей и принципов, введения организационного процесса для поддержания выполнения обязательств в отношении всех участников и использования ряда инструментов менеджмента для решения различных задач. Целью общей системы менеджмента корпоративной социальной ответственности, которая основана на корпоративных ценностях и способствует их внедрению в каждый процесс принятия решения в бизнесе, является осуществление ключевых действий по фазам (план, действие, контроль, отчет).
|
|
Одна из самых больших опасностей в корпоративном подходе к социальной (в том числе этической и экологической) ответственности – это недостаток интеграции программ корпоративной социальной ответственности с общей бизнес-стратегией. Это случай, когда социально ответственная деятельность входит в основную повестку дня как бы по «остаточному» принципу. Даже корпоративная риторика может стать сигналом такого опасного подхода. Более зрелый подход к социально ответственной деятельности требует интеграции рассмотрения социальных проблем и проблем окружающей среды в общей бизнес-стратегии. Это видение разделяют все рассматриваемые стандарты общей системы менеджмента корпоративной социальной ответственности (табл. 8).
Таблица 8
Процесс менеджмента Q-RES, VMS, SIGMA и АА 1000
Фаза | Ключевые действия |
План | Определить миссию, принципы и ценности организации Развить правила этики, политики и процедур Определить участников и приоритетные правила социально ответственной деятельности |
Действие | Обеспечить взаимодействие ценностей, стратегии и поли- тики внутри организации Обучать служащих Осуществлять надзор за соблюдением правил |
Контроль | Оценивать исполнение Обеспечивать гарантии Следить за процессом принятия решений |
Отчет | Отчитываться перед участниками социально ответственно- го процесса Составлять отчеты согласно общепринятым стандартам Обеспечивать обучение и инновации |
Общий процесс менеджмента КСО (поддерживаемый четырьмя стандартами) может включать следующие элементы:
|
|
– повышение знания об уместности подходов социально ответственной деятельности на различных уровнях организации;
– развитие корпоративных ценностей и принципов;
– определение всех основных участников социально ответственного процесса и взаимодействие с ними для выяснения их интересов, нужд и легитимных прав по отношению к организации;
– развитие бизнеса с учетом принципов социально ответственного поведения;
– разработка (приобретение) четких правил менеджмента КСО;
– обеспечение членов предприятия необходимыми знаниями, навыками и умением определять и управлять предписаниями положения о социальной ответственности компании в их повседневном принятии решений;
– развитие корпоративной политики и процедур проверок;
– разработка организационных структур для поддержки социально-ответственного поведения внутри организации;
– разработка механизмов внутреннего контроля и аудита;
– взаимодействие исполнения предписаний по социально ответственному поведению с установленной политикой и правилами;
– оценка и отчетность деятельности в области социальной ответственности компании;
– пересмотр каждого шага процесса с учетом анализа исполнения обратной связи с участниками социально ответственного процесса. Рассматриваемые стандарты системы менеджмента КСО
включают в себя общий процесс, который организации должны упорядочить, чтобы связать воедино свои ценности, инструменты менеджмента и систему управления в целом, сформировав при этом эффективную стратегию поведения.