Основные психологические школы. Структурализм

К окончанию XIX века в психологии происходят значительные изменения. Принято считать, что этот период был кризисным в истории психологии, т.к. появились различные школы, каждая из которых в центр своей категориальной системы ставила какую то одну категорию.

Так, направление, придававшее значение «главной единице» сознания – гештальту (психол. целостный образ, целостная структура, формирующиеся в сознании человека при восприятии объектов, при представлении о них) - утвердилась под названием гештальтпсихологии. Она считала, что психические образы – это целостности, которые только искусственным путем можно разделить или расщепить на элементы.

Изменился категориальный статус и психического действия: если раньше оно признавалось внутренним духовным актом субъекта, то теперь включало и внешнее телесное действие. Оно стало изучением бихевиоризма как направления психологии.

А когда определяющей для психической жизни вместо сознания стала сфера бессознательного (мотивы, влечения), тогда возникла школа З.Фрейда и направление с множеством ответвлений – психоанализ.

Французские психологи активно анализировали отношения между людьми, немецкие – включенность личности к культурные ценности. Так и возникали своеобразные психологические школы. Все дальнейшее развитие психологии происходило во взаимодействии этих школ.

Структурная школа, представителей которой называли структуралистами, считали, что, понятие структуры объясняет связь между ее элементами.

Именно исследование структуры сознания было главной задачей структуралистов. В основе их учения лежала идея В.Вундта, а в ней чувствовалось влияние механического естествознания.

Ученики Вундта, потерявшие веру в его идею разъехались. И только Эдвард Титченер (1867 – 1927) уезжает в США и в 1893 году в Корнуэльском университете продолжает следовать вундтовским программам. К 1905году он опубликовал четырехтомную «Экспериментальную психологию».

По Титченеру, перед психологией стоят три вопроса – Что? Как? Почему? Первый вопрос требует выявить, из каких элементов построен исследуемый предмет. Второй вопрос – как эти элементы комбинируются в предмете. Третий вопрос – почему возникает такая комбинация.

Таким образом, это означало поиск простейших элементов сознания и открытие регулярности в их сочетаемости.

Под сознанием Титченер понимал не то, что сообщает человеку его «банальное самонаблюдение», сознание имеет свой строй, материал, скрытый за поверхностью его явлений.

Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен исправить «ошибку стимула», которая выражается в смешении психического процесса с наблюдаемым внешним объектом, стимулом этого процесса.

Знание о внешнем мире оттесняет «непосредственный опыт и материю сознания». Это знание оседает в языке. Вербальные отчеты испытуемых – это информация о событиях, явлениях внешнего мира. Титченер требовал такого языка, которым можно было бы говорить о «психической материи», причем, в этой «психической материи» он различал три категории элементов: 1) ощущение (это простейший процесс, он обладает качеством и интенсивностью, отчетливостью и длительностью); 2) образ; 3) чувства.

Никаких надстроек над этими элементами материи Э.Титченер не признавал (когда Вюрцбургская школа требовала прибавить к чувственным единицам сознания «внечувственную чистую мысль», которая свободна от образов, Титченер, был против этого и противопоставил этой идее свою «контекстную теорию значения»).

Представления о каком-либо объекте, по Титченеру, - это совокупность чувственных элементов. Часто их может покидать сознание, в сознании только остается сенсорная сердцевина. Но ее достаточно, чтобы воспроизвести всю совокупность чувств. Он верил, что сочетание интроспекции с экспериментам и с математикой приблизит психологию к стандартам естествознания. Причину упадка лаборатории Титченера и его идей следует искать в объективных обстоятельствах дальнейшего развития психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: