Развитие отраслей психологии. Дифференциальная психология

Если экспериментальная психология выявляла общие закономерности психических процессов, то практическая психология пыталась, прежде всего, выявлять те признаки человека, которые отличали его от других. Перенос экспериментальных методов и математических приемов обработки данных на осмысление индивидуальных качеств человека и привел к образованию дифференциальной психологии. Ее предметом стали считать индивидуальные различия между людьми или группами людей. Еще в Древней Греции Теофраст (один из учеников Аристотеля) писал о типах людей, а в XVI – XVII веках у Монтеня, Ларош Фуко и др. Также в книгах даны наблюдения за индивидуальными психологическими качествами личности. Но, по сути, это были художественные, а не психологические произведения. Дифференциальное психологическое изучение человека сложилось под влиянием медицины, педагогической психологии. Так, Крепелин, Кеттел увидели возможности экспериментальных исследований индивидуальных различий людей.

Френсис Гальтон (1822 – 1911) создал техники изучения индивидуальных различий, внедрил статистических метод обработки полученных данных. Его интересовала генетическая основа индивидуальных различий между испытуемыми. Он предложил медов «близнецов» для соотношения между наследственностью и внешним влиянием. Он интересовался наследственной обусловленностью воображения, его различием у братьев и сестер. Гальтон искал способ, который бы математически описывал закономерности индивидуальных различий. В качестве метода он использовал статистику. Гальтон считал, что умственные способности не определяются «игрой случая», а строго предопределены фактором наследственности. Понятно, что Гальтон находился под влиянием теории эволюции, он выдвинул проблему генетических предпосылок развития психических способностей.

Статистически обработав огромный биографических материал по великим людям Англии, он пришел к выводу, что даровитость исходит из степени родства: из их детей талантливым может быть только первый. Разослав анкету английским ученым, он приписывает после обработки ее именно наследственности их ум.

К заслугам Гальтона относится разработка генетических предпосылок умственного развития и статистических методов исследования. Считается, что этими данными обусловлено возникновение идеи улучшения человеческого рода через соответствующие браки в течение нескольких поколений. Такое направление было названо евгеникой (учение о наследственном здоровье человека, о возможных методах влияния на эволюцию для совершенствования его природы, о законах наследования одаренности и об ограничении передачи будущим поколениям наследственных болезней). Но самым перспективным оказался метод вычисления корреляций между переменными, введенный Гальтоном, он присутствует и в усовершенствованном английским математиком Пирсоном методе. Несколько позже благодаря корреляционному анализу возникли и другие методы обработки данных – факторный анализ. В начале XX века статистические приемы обработки психологических данных уже активно применяются на практике. Например, для отбора людей на определенные виды деятельности.

Недовольный вундтовским безразличием к психологии индивидуальных различий, молодой американский психолог Джеймс Кеттелл (1860-1944) (Один из родоначальников методов тестирования. Учился в Лейпциге, Париже, Женеве и Геттингене. Был ассистентом В. Вундта в Лейпциге) переезжает из Лейпцига в Лондон к Гальтону. Именно Гальтон назвал испытание в его антропологической лаборатории умственными тестами (тест – испытание). После этого термин приобретает популярность. Кеттелл публикует статью «Умственные тесты и измерения» (1890 г.), в которых применяет статистический подход в серии тестов к очень большому числу индивидов. Несколько позже он предлагает 50 тестов для измерения чувствительности, времени, названии цветов, количестве звуков. В 1891 г. Кеттелл в Колумбийском университете в лаборатории стал активно применять тесты.

Через несколько лет в США созданы комитеты, объединяющие тестологов. В создании тестов принимают участие ученые разных стран: А.Бине, Г.Эббингауз, В.Штерн, Э.Торндайк, Г.Мюнстерберг, Г.Мюллер, и др., использующие тесты для нужд школ, медицины и производства.

Английский психолог Чарлз Эдуард Спирмен (1863-1945) (разработал основы факторного анализа в психологии) делает вывод: когда есть положительная корреляция между тестами на различные способности (математические, литературные и др.), ими измеряется некий генеральный фактор G. Кроме фактора, общего для всех видов деятельности в каждой деятельности выделил специальный фактор, только ей свойственный (S1, S2).

Задачей экспериментатора стало выяснение зависимости психологических явлений от внешних и внутренних раздражителей, т.е. от их причин. Тест фиксирует, что люди делают, не изменяя условий их деятельности, он регистрирует количество вариаций. При этом переменными являются индивидуальные различия. Дифференциальная психология изучает не причину, а вероятность закономерностей.

Трактовка Гальтона, основанная на теории наследственности, укоренилась и на Западе и в Америке. С этих же позиций разрабатывает тесты Альфред Бине (1857 – 1911), изучая этапы развития мышления у детей. В начале XX века он получает заказ от Министерства просвещения Франции на разработку метода выявления детей для вспомогательных школ. Бине разрабатывает серию вопросов разной сложности и решает создать не только тесты для различия нормальных и аномальных детей, но и для общей диагностики интеллекта детей от 3-х до 18 лет. Он разрабатывает задания разной степени сложности для каждого возраста, для каждой стороны интеллекта. Его тесты исходили из минимального опыта детей данного возраста (Бине считал, что интеллект является врожденным качеством и его уровень не изменяется с возрастом, меняется лишь содержание разрешаемых проблем). Это позволяло отличать обученного ребенка от просто способного. До сих пор это положение Бине считается в психологии необходимым условием разработки тестов (уровень знаний ребенка не должен влиять на его ответ). Но ошибки при этом допускались очень часто. Умственный возраст ребенка высчитывали по специальной шкале Симона. Позже немецкий психолог Штерн вводит коэффициент интеллекта (IQ), который является постоянной величиной и рассчитывается по формуле:

IQ= 100%

IQ вычислялся по шкале Бине – Симона. Нормой является коэффициент от 70 до 130%. Ниже нормы – умственно отсталые дети, выше нормы – одаренные. Бине считал уровень интеллекта постоянным, т.е. это врожденное качество. Он переделывал свою шкалу трижды. Его авторитет во Франции был столь велик, что его тесты не пересматривались в течение 60 лет. И сегодня тесты Бине наиболее адекватны.

Гуго Мюнстерберг (1863 – 1916) предложил тесты для профориентации и профотбора; они проверялись сначала на группе самых лучших рабочих, затем на принимаемых на работу. Стали создаваться групповые тесты. Например, перед первой мировой войной более 1,5 мил. новобранцев в Америке прошли тестирование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: