Обучение психологии направленно на овладение способами познания личности и поведения других людей; на формирование способности человека преобразовывать самого себя; самосовершенствование. Цели же преподавания психологии иные: рост качества преподавания психологии в разных сферах деятельности психолога.
Задачи курса:
1. Дать студентам знания о специфике преподавания психологии.
2. Сформировать навыки и умение управления педагогическим предметом;
3. Способствовать развитию у студентов педагогических, коммуникативных способностей;
4. Развивать потребность в просвещенческой деятельности и умение эффективно организовать ее;
5. Помочь студентам овладеть приемами профессионального самообразования и самовоспитания;
6. Способствовать познанию и развитию личности студентов в контексте выбранной им профессии.
Тема: Лекция – традиционная форма преподавания в ВУЗе.
План:
1. Особенности современной ВУЗовской лекции;
2. Познавательные функции лекции;
3. Подготовка содержания лекции.
Вопрос.
Лекция как форма обучения появилась в средние века, когда книги были еще редкостью и знания сообщались студентам профессорами, считывающими текст с книг, поэтому лекция в переводе с латинского означает чтение.
В России лекцию стали использовать со времен М. В. Ломоносова, это было устное изложение материала, сопровождаемое различными демонстрациями. Вопрос о значении лекции в ВУЗе все еще актуален. Противники лекционного метода считают, что лекция приучает к некритическому восприятию материала чужих мыслей, не ведет стремление студентов самостоятельно добывать знание, не приучает мыслить, отнимает много времени, трудно воспринимается и записывается; а при этом можно использовать учебники и методические пособия.
Одновременно лекция находит множество сторонников, утверждающих, что при правильной методики чтения лекции, при грамотной организации слушателей большая часть ее недостатков преодолима. В ряде случаев лекция оказывается незаменимым методом: при разноречивых подходах к учебному материалу в учебниках разных направлений; когда самостоятельное изучение затруднено из-за объективных трудностях нового материала; в случае появления новой информации, незафиксированной.
В силу этих причин лекция остается ведущей формой преподавания в ВУЗе.