Положение об организации и методике выполнения курсовых работ в Ставропольском государственном университете

1. Цели и задачи курсового проектирования

Новая модель образования, реализуемая в условиях классического уни­верситета, формирование образовательного пространства, освоение государст­венных стандартов предъявляют высокие требования к качеству подготовки специалистов. Выпускники университета по разносторонности и глубине усво­енных фундаментальных знаний должны быть способны самостоятельно и вы­сокопрофессионально решать производственные задачи.

Значительное развитие навыков самостоятельной учебной, исследова­тельской и научной работы студентов происходит в процессе выполнения кур­совых работ (проектов). Выполнение курсовой работы (проекта) имеет целью обогащение знаний студентов, обучение методам теоретического анализа явле­ний и закономерностей науки, выработку навыков применения теоретических знаний к комплексному решению профессиональных задач, использования справочной литературы, методов математической обработки эксперименталь­ных данных, компьютерных технологий. Системой курсовых работ (проектов) студент подготавливается к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта).

В процессе выполнения курсовой работы (проекта) студентом должны решаться следующие задачи:

1. Приобретение новых теоретических знаний в соответствии с темой ра­боты и заданием руководителя.

2. Развитие умений систематизировать, обобщать и логично излагать кон­цепции, альтернативные точки зрения исследуемых проблем.

3. Развитие учебно-исследовательских и методических умений, необхо­димых для построения системы научного анализа изучаемого аспекта.

4. Совершенствование профессиональной подготовки.

Курсовую работу (проект) целесообразно проводить после завершения теоретического курса или в ходе его изучения.

2. Тематика курсовых работ (проектов)

Одним из важных компонентов в системе постановки курсового проекти­рования (курсовой работы) является правильное определение тематики.

Тематика курсовых работ (проектов) должна быть актуальной, отвечать учебным задачам данного предмета, а также потребностям науки и практики. Актуальность тематики курсовых работ (проектов) - это, прежде всего, научность, современность и направленность к получению студентами навыков самостоятельной творческой работы.

Темы курсовых работ (проектов) должны быть комплексными, т.е. содержать ряд взаимосвязанных между собой проблем и строиться на фактическом материале профильных предприятий и учреждений, а также на итогах учебной производственной практики студентов, на научных работах членов кафедры, студенческих научных кружков и проблемных групп, с использование новейших достижений отечественной и зарубежной науки, актуальных прикладных аспектов.

Темы курсовых работ (проектов) определяются и утверждаются кафедрами, ведущими дисциплины, по которым учебными планами предусмот­рены курсовые работы (проекты), и деканом факультета.

Основные содержательные и процессуальные аспекты, необходимые для выполнения работы, оформляются кафедрой в заданиях по курсовому проектированию. В заданиях необходимо четко сформулировать название темы работы (проекта) и требования, определяющие его объем, содержание, а также исходные данные для выполнения количественных расчетов эмпирических данных.

3. Содержание и структура курсовых работ (проектов)

Содержание курсовой работы (проекта) должно содержать элементы но­визны, наряду с фундаментальным аспектом необходимо отражать анализ современного состояния изучаемой проблемы, а также региональные особенности. Задание по курсовой работе (проекту) необходимо индивидуализировать с учетом интересов и способностей студентов. Курсовая работа (проект) должна состоять из введения, теоретической части, эмпирических данных, заключения, списка литературы и приложения. В отдельных случаях, в соответствии с тема­тикой работы (проекта), эмпирическая часть может отсутствовать.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, задачи, цели, новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая часть должна содержать анализ состояния изучаемой проблемы на основе обзора научной, научно-информационной, справочной литературы. Представленный материал должен быть логически связан с целью исследования. В параграфах теоретической части необходимо отражать отдельные компоненты проблемы и завершать их выводами.

Эмпирическая часть включает описание системы экспериментального исследования, обоснование методов исследования, анализ результатов экспериментального исследования, схемы, графические и математические способы ин­терпретации полученных данных, выводы. В отдельных случаях эмпирическая часть может отсутствовать.

Заключение содержит выводы, подтверждающие или опровергающие первоначальные предположения (гипотезы), перспективы дальнейшего изучения проблемы, связь с практикой, анализ реализации целей и задач исследования.

Список литературы должен быть составлен в соответствии с требованиями к оформлению библиографий.

Приложение содержит весь фактический материал экспериментальных исследований (анкеты, опросники, схемы, чертежи, расчетные материалы, карты, рисунки, ответы респондентов и т.д.).

Содержание курсовой работы (проекта) рекомендуется представлять в объеме 1-1,5 печатных листа (1 печатный лист - 24 страницы машинописного текста через 2 интервала).

4. Организация и руководство курсовыми работами (проектами)

Руководство курсовыми работами (проектами) должно поручаться наибо­лее квалифицированным преподавателям кафедры, обладающим методическим опытом и научной квалификацией. Для учета специфики курсовых работ (проектов) по специальностям каждой кафедре необходимо разработать методические указания по выполнению курсовых работ (проектов). В методиче­ских указаниях должны быть определены задачи работы (проекта), характер ис­ходных данных, примерный объем и содержание отдельных частей проекта, а также порядок выполнения курсового исследования.

Руководство курсовыми работами (проектами) начинается с выдачи задания студентам. В этот период необходимым условием, обеспечивающим эффективность дальнейшего руководства, является индивидуальная беседа руководителя со студентом по заданию. В ходе беседы руководитель должен выяснить степень подготовленности студента к выполнению данного задания, рекомендовать необходимую литературу и информировать о порядке выполнения задания. В результате индивидуальной беседы может быть уточнена или выбрана студентом другая тема работы (проекта).

Задание выдается за подписью руководителя работы (проекта), датируется днем выдачи и регистрируется в кафедральном журнале.

В ряде случаев необходимо организовывать на кафедре чтение вводных лекций профессора или одного из опытных руководителей с целью разъясне­ния значения проектирования (работы) для данной дисциплины, требований предъявляемых к работе (проекту).

В рамках отведенного для руководства курсовыми работами (проектами) времени должны регулярно проводиться индивидуальные консультации.

Одной из важных форм руководства является предварительный просмотр выполненной работы. Если работа содержит экспериментальную часть, то руководитель, прежде всего, должен провести экспертизу этой части, а затем указать все ошибки, неточности по работе в целом.

После проверки выполнения студентом одного этапа работы, руководитель работы (проекта) разрешает студенту перейти к следующему.

Заведующие кафедрами должны периодически проверять состояние работы, контролировать направленность и методику работы отдельных руководителей, давая на заседаниях кафедры соответствующие методические указания.

Работа (проект) перед сдачей руководителю подписывается студентом. Если работа (проект) удовлетворяет требованиям, предъявляемым к курсовым работам, она допускается к защите, о чем руководитель делает надпись на титульном листе.

5. Защита курсовых работ (проектов)

Защита курсовой работы (проекта) является обязательной формой проверки выполнения работы. Защита производится на заседании кафедры, научно-методического семинара кафедры, научной проблемной группы, в специальной комиссии из 2-3 человек, выделенной кафедрами, при непосредственном участии руководителя, в присутствии студентов. Результаты наиболее интересных курсовых работ (проектов) могут быть доложены на научных конференциях. Публичная защита стимулирует научный интерес, творчество, ответственность студентов.

Защита состоит в коротком докладе студента по выполненной работе и в ответах на вопросы. Вопросы задаются присутствующими на защите преподавателями. Результаты защиты курсовой работы (проекта), согласно действующему Положению о промежуточной аттестации студентов в СГУ, оцениваются дифференцированной отметкой по пятибалльной системе. Оценка курсовой работы (проекта) записывается в ведомость, составляемую в 2 -х экземплярах, один из которых хранится в делах кафедры, другой представляется в деканатах факультета.

Защита курсовых работ (проектов), предусмотренных учебным планом, в первом полугодии проводится до 15 декабря, во втором полугодии - до 15 апреля.

Студент, не представивший в установленный срок курсового проекта (работы) или не защитивший его по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Курсовые работы (проекты), представляющие теоретический и практический интерес, следует представлять на конкурс в студенческие научные общества, конференции, отмечать приказом по университету.

Выполненные работы (проекты) после их защиты должны храниться на кафедре в течение 2 лет, затем работы, не представляющие для кафедры интерес, уничтожаются.

Итоги выполнения курсовых работ (проектов) ежегодно обсуждаются на кафедрах и по мере необходимости на Ученых советах факультетов, а в отдельных случаях и на заседаниях Ученого Совета университета.


Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: