Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
затраты на рубль товарной продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные статьи затрат.
Источники информации: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
|
|
Источники информации для анализа:
Данные планов
Форма «отчет о затратах на производство и реализацию продукции предприятия»
Форма 2-ф
Данные текущего бухгалтерского учета, калькуляции отдельных изделий, планы и акты внедрения новой техники, расчеты предприятия.
Этапы анализа:
Факторный анализ затрат
Анализ затрат на рубль продукции
Анализ себестоимости отдельных видов продукции
Анализ отдельных видов затрат
Анализ резервов снижения себестоимости.
Форма стат. отчетности | Предоставляется |
12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)» | - Месячная срочная - На 4 рабочий день после отчетного периода |
1-п (затраты) «Отчет о затратах на производство промышленной продукции (работ, услуг)» | - 9 раз в год (за январь, январь-февраль, январь-апрель, январь-май, январь-июль, январь-август, январь-октябрь, январь-ноябрь, январь-декабрь) - 20 числа после отчетного периода |
1-мп «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации» | - годовая - 10 февраля |
1-мп (микро) «Отчет о финансово-озяйственной деятельности микроорганизации» | - годовая - 26 января |
6-п (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» | - годовая - 28 февраля |
6-цены (промструктура) «Отчет о структуре цены отдельных видов готовой продукции» | -4 раза в год (за март, июнь, сентябрь, декабрь) - 26 числа после отчетного периода |
4-ф (затраты) «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» | - квартальная - 26 числа после отчетного периода, за январь-декабрь 10 марта |
1-п (натура) «Отчет о производстве и отгрузке промышленной продукции» | - годовая - 28 февраля |
Анализ сметы затрат на производство и реализацию продукции
|
|
Анализ сметы затрат на производство и реализацию продукции производится с целью контроля за расходованием средств на всю деятельность субъекта, выявления резервов их снижения.
В смете затрат все расходы, произведенные субъектом, группируются по экономическому содержанию (то есть независимо от их производственного назначения и места, где они израсходованы.
Анализ сметы затрат осуществляется путем сравнения удельного веса фактических затрат с плановыми (нормативными) данными и с данными за предыдущий отчетный период.
Сравнение удельных весов соответствующих расходов за ряд отчетных периодов позволяет выявить изменения уровня издержек, обусловленных степенью специализации, внедрения новой техники и другое.