Вопрос 22 виды этнических конфликтов, их характеристики

Назовите факторы и условия, способствующие возникновению этнических конфликтов.

Основное большинство исследователей сходится на том, что этнический (межэтнический) конфликт является частным случаем конфликта социального, обладая при этом специфическими особенностями. К ним можно отнести характер субъекᴛᴏʙ (конфликтующие группы сформированы по этническому основанию) и эмоционально-иррациональный характер протекания конфликта.

Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д.

Существуют несколько теорий, объясняющих причины межэтнических конфликᴛᴏʙ. Различаясь по масштабам, социальному происхождению, «возрасту», напряженности, межэтнические конфликты имеют одну «конечную природу», способствующие этнической мобилизации. Важно учесть, что их глубинные корни – нарушение прав того или иного этноса, этнической группы, справедливости и равноправия в межэтнических отношениях.

Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные и иные противоречия. Нередкое явление для возникновения конфликта – наличие нескольких причин. Следует также отметить, что субъективный фактор играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно уᴄᴫᴏжняет его течение и урегулирование. Именно субъективный фактор делает межэтнический конфликт взрывным и интенсивным. Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора.

Если объединить эти причины в несколько групп, в применении к российскому обществу, то получится следующая картина:

1. Социально-экономические – неравенство на уровне жизни, безработица, различное представительство в престижных профессиях;

2. Адмиʜᴎϲтративно-политические – иерархия народов (союзные, автономные республики, автономные области и округа), представительство в органах власти, вхождение одной формы национальной государственности в другую;

3. Культурно-языковые – недостаточное с точки зрения нерусских народов внимание к национальной культуре и языку, вытеснение русским языком национальных языков из общественной жизни.

4. Этнодемографические и этномиграционные – быстрое изменение соотношения численности контактирующих этносов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

5. Этнотерриториальные – несовпадение государственных или адмиʜᴎϲтративных границ с границами расселения народов, произвольная перекройка межреспубликанских границ, необоснованная передача территорий;

6. Конфессиональные – не только полиэтничность национальных республик и областей, но и многоконфессиональность населения, накладывающиеся и переплетающиеся друг с другом;

7. Исторические – влияние прошлых взаимоотношений народов (не только мирные, но и конфликтные, неравноправные войны и т.д.).

Вопрос 23

Виды этнических конфликтов, их характеристики.

Виды этнических конфликтов выделяют по следующим критериям: интенсивность проявления, масштабы проявления и цель борьбы между конфликтующими сторонами.

К основным видам этнических конфликтов относятся:

· по интенсивности проявлений:

- мимолетные;

- протекающие вяло

· по масштабам проявления:

- локальные;

- региональные;

- глобальные

· по целям, которые ставят перед собой конфликтующие стороны в борьбе:

- социально-экономические (выдвигаются требования общественной равенства);

- культурно-языковые (выдвигается требование сохранения или возрождения функций языка и культуры этнических общностей);

- политические (этнические меньшинства добиваются политических прав - автономии);

- территориальные (на основе изменения границ, присоединения к другим государствам)

Заметим, что при определенных условиях одни виды конфликтов могут переходить в другие.

Кроме открытых есть скрытые межнациональные конфликты, которые еще не переросли в открытое противостояние. Так, между доминантной этнической общностью и этническим меньшинством конфликтные действия могут протекать как в открытой, так и в скрытой форме или в форме социальной конкуренции (тлеющий конфликт).

Этнические конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством.

2. Конфликты между этническими группами (ассоциациями групп).

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон:

1. Социально-экономические конфликты, возникающие на основе требований выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей «отстающих» этнических групп) либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп). Они являются следствием неудовлетворенности той или иной нации, не имеющей собственной государственности, своим правовым статусом или имеющей ее в усеченной форме. По сути это конфликты с властными структурами государства.

2. Этно-территориальные конфликты, которые, как правило, имеют глубокие исторические корни. Специалисты считают, что к этому типу следует относить споры, ведущиеся «от имени» этнических общностей относительно их прав проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий.

3. Этно-демографические конфликты, которые возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав коренной нации, введение разного рода ограничений для «пришлых».

По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени — долговременными и кратковременными.

Вопрос 24

Охарактеризуйте основные стадии этнического конфликта

Выделяют следующие стадии этнических конфликтов:

- предкризисная - имеющиеся социальные противоречия хотя и играют решающую роль в этнических конфликтах, не всегда приводят напрямую к развитию последних. Нужно, чтобы противоборствующие стороны осознали несовместимость своих интересов и имели соответствующую мотивацию поведения. Так наступает стадия осознания конфликтной ситуации.

- собственно кризисных проявлений (пик кризиса) - Если конфликтная ситуация осознана, даже случайные события из-за присущей межэтническим отношениям эмоциональности, а порой и иррациональности могут привести к конфликтному взаимодействию как наиболее острой стадии. В это время этнические конфликты имеют тенденцию к саморазрастанию, или эскалации, что может привести даже, как уже говорилось, к этнополитическим войнам. На второй стадии могут использоваться такие тактики: митинги, манифестации, акции "гражданского неповиновения", нередко со столкновениями и военными конфликтами.

- посткризисного периода - Этнические конфликты могут быстро разгораться и тут же завершаться, а могут и «тлеть» очень долго. В любом случае рано или поздно наступает их последняя стадия – урегулирование или нейтрализация конфликта.

Длительность каждой стадии может отличаться, что обусловлено спецификой данной кризисной ситуации.

Вопрос №25

Опишите основные факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде.

Степень выраженности культурного шока и продолжительность межкультурной адаптации определяются очень многими факторами, которые можно разделить на индивидуальные и групповые. К факторам первого типа относятся:

1. Индивидуальные различия – демографические и личностные.

· Возраст (чем младше, тем легче)

· Пол (например, есть исследования, выявившие, что женщины традиционных культур имеют больше проблем в процессе адаптации, чем мужчины)

· Образование (чем оно выше, тем меньше проявляются симптомы культурного шока).

В целом, можно считать доказанным, что успешнее адаптируются молодые, высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди.

Можно считать доказанным влияние на успешность адаптации (по Г. Триандису):

■ когнитивной сложности – когнитивно сложные индивиды обычно устанавливают более короткую социальную дистанцию между собой и представителями других культур, даже сильно отличающихся от их собственной;

■ тенденции использовать при категоризации более крупные категории (индивиды, укрупняющие категории, объединяют опыт, полученный ими в новой культуре с опытом, приобретенным на родине);

■ низких оценок по тесту авторитаризма (низкий ур-нь авторитаризма, ригидности).

2. Обстоятельства жизненного опыта индивида.

Среди влияющих на адаптацию групповых факторов прежде всего необходимо выделить характеристики взаимодействующих культур:

1. Степень сходства или различия между культурами.

Чем больше новая культура похожа на родную, тем менее травмирующим оказывается процесс адаптации. Для оценки степени сходства культур используется предложенный И. Бабикером с соавторами индекс культурной дистанции, который включает язык, религию, структуру семьи, уровень образования, материальный комфорт, климат, пищу, одежду и др.

Но необходимо также учитывать, что восприятие степени сходства между культурами не всегда бывает адекватным. Кроме объективной культурной дистанции на него влияют и многие другие факторы:

■ наличие или отсутствие конфликтов – войн, геноцида и т.п. – в истории отношений между двумя народами;

■ степень знакомства с особенностями культуры страны пребывания и компетентности в чужом языке. Так, человек, с которым мы можем свободно общаться, воспринимается как более похожий на нас;

■ равенство или неравенство статусов и наличие или отсутствие общих целей при межкультурных контактах.

Естественно, что процесс адаптации будет менее успешным, если культуры воспринимаются как менее сходные, чем они есть на самом деле. Но сложности при адаптации могут возникнуть и в противоположном случае: человек оказывается в полном замешательстве, если новая культура кажется ему очень похожей на свою, но его поведение выглядит странным в глазах местных жителей.

2. Особенности культуры, к которой принадлежат переселенцы и визитеры.

Менее успешно адаптируются представители культур, где сильна власть традиций и поведение в значительной мере ритуализировано, – граждане Кореи, Японии, Стран Юго-Восточной Азии. Часто плохо адаптируются представители так называемых «великих держав» из-за присущего им высокомерия и убеждения, что учиться должны не они, а другие.

3. Особенности страны пребывания, прежде всего способ, которым «хозяева» оказывают влияние на приезжих: стремятся ли их ассимилировать или более толерантны к культурному разнообразию. Или – как японцы – отгораживаются от них трудно пробиваемой стеной.

Легче адаптироваться в странах, где на государственном уровне провозглашена политика культурного плюрализма, который предполагает равенство, свободу выбора и партнерство представителей различных культур.

Характеристики мигрантов и взаимодействующих культур оказывают взаимосвязанное влияние на адаптацию. Например, индивиды с готовностью к переменам, оказавшиеся в мультикультурном обществе, будут чаще контактировать с местными жителями и, следовательно, окажутся в меньшей степени подвержены культурному шоку.

Вопрос №26

Специфика психологического анализа этнических отношений.

Вопрос №27

Метод контент-анализа в этнической психологии.

Контент-анализ (англ. content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в количественном выражении, измерении качественных признаков (квантификации) полученных данных.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды.
В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

в) имена, фамилии людей;

г) события, факты и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа.

Ими могут быть:

а) физическая протяженность текстов;

б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

г) длительность трансляции по радио или ТВ;

д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистические расчеты понятности и аттрактивности (привлекательность) текста.

Контент-анализ в этнопсихологических исследованиях (от англ, contents — содержание) — метод анализа и оценки информации (содержащейся в научных источниках, художественной и мемуарной литературе, в различных документах, архивных материалах, видеозаписях, радиопередачах, интервью и т.д.) путем выделения в формализованном виде смысловых единиц текста и замера частоты, объема упоминания этих единиц в выборочной совокупности. Применительно к изучению национальной психологии он состоит в фиксировании частоты употребления и степени выраженности понятий, суждений, отражающих те или иные национальные особенности: специфику проявления национального сознания и самосознания, черт национального характера и темперамента, других национально-психологических особенностей людей.

В настоящее время существуют специальные программы для ЭВМ, которые помогают автоматически проводить такой анализ и оценку при условии предварительного ввода соответствующего текста в компьютер. При широкой компьютеризации, создании соответствующего банка данных такой метод исследования становится все более доступным и перспективным (уже сегодня газеты могут высвечиваться на дисплее, многие книги печатаются с помощью ЭВМ и т.д.).

Вопрос №28

Экспериментальные методы и процедуры в исследовании этнических отношений

Методы этнопсихологических исследований представляют собой относительно однородные приемы и способы изучения национально-психологических особенностей людей.

Среди них можно выделить основные и дополнительные. К основным методам исследования относятся: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, интервью и др.

Наблюдение метод исследования, предполагающий целенаправленную и систематическую фиксацию различных проявлений национально-психологических особенностей людей без вмешательства в процесс их жизни и деятельности, взаимодействия, общения и взаимоотношений как внутри этнической общности, так и вне ее. Наблюдение может быть: сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и т.д.

При изучении психологии других народов особенно ценны наблюдения первых дней, недель, месяцев пребывания в стране. Это объясняется тем, что человек в период адаптации более чутко, тонко улавливает отличия в поведении, традициях, обычаях и т.д. В дальнейшем эта способность ослабляется. Результаты наблюдений должны строго фиксироваться и сопоставляться с данными, полученными другими способами.

Эксперимент в этнической психологии — метод исследования, в процессе которого сначала специально создаются условия для изучения тех или иных национально-психологических особенностей, а затем наблюдаются и фиксируются результаты их влияния на различные стороны жизни, деятельности и поведения людей. Существует три основные категории экспериментов: лабораторные, полевые и естественные.

Главной характеристикой лабораторных экспериментов является возможность контролировать и изменять наблюдаемые переменные, благодаря которой исследователь может устранять многие внешние переменные, влияющие на результаты.

В полевых экспериментах лабораторная обстановка заменяется более естественной. Вместо того чтобы изучать воздействие независимой переменной в рукотворной среде или ждать, пока требуемые условия не возникнут сами по себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. Существует три основные разновидности такого рода исследования: а) направленный эксперимент с ограниченным количеством реакций, б) свободный эксперимент (наиболее часто использующийся) в) эксперимент с множественными ассоциациями, когда испытуемый неограничен ни в количестве реакций, ни в их направленности, более того, исследователь поощряет максимальное разнообразие и многочисленность актуализируемых ассоциаций.

Естественные эксперименты представляют собой такие исследования, когда руководитель не может управлять действиями участников. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, учебное учреждение, предприятие бытового обслуживания и т.д.), а психолог может изучать лишь полученный результат.

Опрос в этнопсихологии — один из наиболее распространенных методов этой науки, предполагающий получение информации по заранее продуманной системе. Он используется как основной метод исследования и как дополнительный в комплексе с другими этнопсихологическими методиками, может содержать элементы тестового исследования, представленные в открытом или скрытом виде. Формы опроса: у стный опрос ( применяется тогда, когда для исследования важен не только сам ответ, но и реакция, которой он сопровождался, тон, поза, интонация, жесты и т.д.) и п исьменный опрос (в форме анкетирования и позволяет охватить большое число респондентов).

Устный и письменный опросы могут проводиться в свободной или стандартизированной форме. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают также очный (личный) опрос, который реализуется в форме непосредственного контакта, и заочный опрос, где непосредственный контакт не предусмотрен.

Беседа — важный метод исследования, который предполагает получение информации об изучаемых национально-психологических особенностях людей в ходе непосредственного общения как с ними самими, так и с их социальным окружением. В последнем случае он выступает как элемент обобщения независимых характеристик.

Необходимо добиваться того, чтобы беседа носила целенаправленный характер и проводилась с различными категориями людей.
В ходе бесед важно уметь правильно ставить нужные исследователю вопросы, правильно систематизировать и осмысливать полученные сведения. Нужно знать и то, как представители конкретных этнических общностей относятся к самой беседе, на какие темы они больше любят общаться.

Интервью в этнопсихологическом исследовании — метод, используемый в целях предварительного знакомства с национально-психологическими особенностями людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: