Увеличение концентрации исходных веществ в состоянии равновесия приводит к смещению равновесия в сторону прямой реакции и увеличению концентрации продуктов реакции и наоборот.
А) Смещение равновесия в растворе роданида железа
При взаимодействии иона железа (Ш) с роданид-ионами образуется ряд комплексных соединений красного цвета. Интенсивность окраски возрастает с увеличением числа лигандов от бледно-желтого для [Fe(SCN)]2+ до кроваво-красного для [Fe(SCN)6]3–.
Увеличение концентрации иона железа (Ш) или роданид-иона приводит к усилению красной окраски роданида железа. Уменьшение концентрации иона железа (Ш) путем связывания его в хлоридный комплекс, приводит к увеличению диссоциации роданида железа, а следовательно, к ослаблению окраски.
Выполнение опыта. В четыре пробирки внести по 5 - 7 капель 0,00025 н. растворов хлорида железа (III) и роданида калия; растворы перемешать. Пробирки поставить в штатив. Одну пробирку оставить в качестве контрольной, во вторую пробирку добавить 1 каплю насыщенного раствора хлорида железа (III), в третью – 1 каплю насыщенного раствора роданида калия, в четвертую – несколько кристалликов хлорида калия. Сравнить интенсивность окраски полученных растворов с интенсивностью окраски раствора в контрольной пробирке.
|
|
Составить уравнение соответствующей обратимой реакции. Написать выражение константы равновесия. Указать направление смещения равновесия в каждой из пробирок.
Опыт 3. Влияние температуры на химическое равновесие
Повышение температуры приводит к смещению химического равновесия в сторону эндотермического процесса, сопровождающегося поглощением тепла и наоборот.
Опыт 3а. Смещение равновесия в системе 2NO2 D N2O4 Диоксид азота существует в виде смеси бесцветного мономера NO2 и димера N2O4, имеющего бурую окраску. При изменении температуры наблюдается изменение их количественного соотношения, сопровождающееся изменением окраски от бледно-желтого до бурого.
Выполнение опыта. Взять две сообщающиеся колбы, заполненные диоксидом азота NO2, находящимся в равновесии с его димером N2O4. Одну колбу опустить в стакан с горячей водой, другую – в стакан с холодной водой. Наблюдать изменение цвета смеси газов в колбах. Отметить смещение равновесия в каждой колбе. Вынуть колбы из стаканов, отметить изменение окраски в этом случае. Объяснить результаты наблюдений, исходя из принципа Ле-Шателье.