Содержание цены и ценообразования в рыночной экономике

Цена - это сложная экономическая категория, так как в ней пересекаются основные процессы экономики, как на микро, так и на макроуровне - производство и реализация товаров, создание, распределение и использование финансовых ресурсов. Ее уровень определяет конкурентоспос фирм, отражает ценность товара с точки зрения потребителя и общества в целом, влияет на рейтинг фирм и благосостояние их собственников, определяет платежеспос домашних хозяйств и величину их реальных доходов.

Снижение роли традиционных факторов в формировании ценности (затрат и полезности) и повышения значения общественно-психологических факторов в ценообразовании подтверждается изменением в оценке объема и структуры активов компании. (1. высокие расходы на рекламу; 2. развив новые способы рекламы, напр использование топ - моделей и звезд шоу; 3.Феномен моды и престижности; 4. Цена отрывается от затрат, и их доля падает с 90-95% розничной цены до 50-40%; 5. принципиально новая схема отнош между производит и покуп, смысл которой – учет индивид запросов и вкусов потреб на стадии производства товаров – через Интернет; 6. предельная полезность денег стала снижаться вследствие роста доходов и в связи с превращением инфляции в постоянно действующий фактор, что стимулирует рост цен).

Функции цен: Учетно-измерительная функция, Цена как средство рационального размещения ресурсов в производстве, Распределительная (перераспределительная) функция, Стимулирующая функция, Регулирующая функция.

Состав цены – это совокупность экономических элементов, включающих себестоимость, прибыль, акциз, НДС, снабженческо-сбытовую надбавку и торговую надбавку, выраженных в абсолютных значениях в денежных единицах

Состав цены: 1. Себестоимость – это выраженные в денежной форме расходы на производство и реализацию продукции. (Материальные расходы, Расходы на оплату труда, Амортизационные отчисления, Прочие расходы (НИОКР, ремонт и т.д). Цеховая себестоимость – Себестоимость затрат, связанных с производством продукции в цехах. Производственная себестоимость – Расходы, связанные с управлением, организацией и обслуж предприятия в целом. Полная себестоимость – Внепроизводств расходы, связ с реализ продукции и др расходами, не относящимися к производству продукции. 2. Прибыль. После уплаты налогов на прибыль фирмы получают чистую прибыль, кот делится на нераспредел прибыль и дивиденды, выплачиваемые фирмой в соответствии со своей дивидендной политикой. 3. Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара, не являющийся предметом первоочередного потребления. Акцизом облагаются такие товары как спирт этиловый, спиртосодержащая продукция, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, бензин автомобильный, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья. Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадает с отпускной ценой. 4. НДС – изъятие в бюджет части вновь созданной стоимости, реализованной в цене товара. НДС = сумма налога, получ предпр по реализ товара – сумма налога, уплаченная предпр по приобретенному сырью и материалам. 5. Снабженческо – сбытовая надбавка -сумма, на кот оптовый продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого. Учит расходы по хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также прибыль, признанная необходимой для нормальной деятельности оптовика или посредника, и НДС. 6. Торговая надбавка сумма, на кот розничный продавец может увеличить цену товара по сравнению со стоимостью этого товара для него самого, и включает расходы, связ с реализ товаров розничными торговыми предпр населению, прибыль и НДС. РЦ = Продажная цена опт посредника* (1+Доля торговой надбавки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: