Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.
Развитие лексики во вспомогательной школе проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.
Начиная с 1 класса проводится обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. В то же время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения.
Работа над уточнением значения слова во вспомогательной школе тесно связана с формированием представлений умственно отсталых детей об окружающих предметах и явлениях,.с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Рекомендуется использовать записи, рисунки, помогающие детям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных предметов, овладеть родовидовыми отношениями.
В 1—2 классах вспомогательной школы на логопедических занятиях следует уточнять значения таких слов, как: ово-
щи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, времена года и др.
Примерные задания
1. Назвать одним словом все предметы.
2. Назвать овощи, фрукты и т.д.
3. Придумать второе слово в паре по аналогии с образ
цом: яблоко — фрукты, свекла —..., чашка—..., или наобо
рот: фрукты— груша, овощи—..., посуда—....
4. Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько
картинок одной группы и одна картинка другой группы.
Сначала предлагаются группы семантически далекие (мор
ковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие
(лук, картошка, репа, груша).
5. Разложить картинки на две группы. Сначала даются
картинки на семантически далекие слова (животные, расте
ния), затем семантически близкие (домашние и дикие жи
вотные).
6. Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с исполь
зованием обобщающих слов- Например:
Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки.
(Гусь.)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд.)
Что за дерево? Стоит Алена, платок зеленый, сара
фан белый. (Береза.)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка:
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик.)
Что за птица? Днем спит, ночью летает и прохожих
пугает. (Сова.)
Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички.
(Ромашка.)
Что за растение? Не огонь, а жжется. (Крапива.)
Что за зверь? На деревьях живет и орешки грызет.
(Белка.)
Что за овощ? Как на него взглянешь, так и запла
чешь. (Лук.)
7. Придумывание детьми загадок с использованием обоб
щающих слов. Дети по одному выходят к столу, берут кар-
тинку и незаметно для других рассматривают ее. Затем загадывают загадку об этом предмете с использованием обобщающего слова (например: это домашнее животное, маленькое, пушистое).
В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные).
В младших классах вспомогательной школы расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры.