Развитие лексики

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связа­на с формированием представлений об окружающей дей­ствительности и познавательной деятельности умственно от­сталого ребенка.

Развитие лексики во вспомогательной школе проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова.

Начиная с 1 класса проводится обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. В то же время введение в речь обобщающих слов способствует разви­тию операции обобщения.

Работа над уточнением значения слова во вспомогатель­ной школе тесно связана с формированием представлений умственно отсталых детей об окружающих предметах и явле­ниях,.с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. Классификация пред­метов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использовани­ем речи (например, отобрать только те картинки, на кото­рых нарисованы овощи, назвать их одним словом). Реко­мендуется использовать записи, рисунки, помогающие де­тям овладеть различными категориями предметов, усвоить и соотнести обобщенное название и названия конкретных пред­метов, овладеть родовидовыми отношениями.

В 1—2 классах вспомогательной школы на логопедичес­ких занятиях следует уточнять значения таких слов, как: ово-


щи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, вре­мена года и др.

Примерные задания

1. Назвать одним словом все предметы.

2. Назвать овощи, фрукты и т.д.

3. Придумать второе слово в паре по аналогии с образ­
цом: яблоко — фрукты, свекла —..., чашка—..., или наобо­
рот: фрукты— груша, овощи—..., посуда—....

4. Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько
картинок одной группы и одна картинка другой группы.
Сначала предлагаются группы семантически далекие (мор­
ковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие
(лук, картошка, репа, груша).

5. Разложить картинки на две группы. Сначала даются
картинки на семантически далекие слова (животные, расте­
ния), затем семантически близкие (домашние и дикие жи­
вотные).

6. Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с исполь­
зованием обобщающих слов- Например:

Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки.

(Гусь.)

Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

Что за дерево? Стоит Алена, платок зеленый, сара­
фан белый. (Береза.)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка:

Был цветок и нет цветка. (Одуванчик.)

Что за птица? Днем спит, ночью летает и прохожих
пугает. (Сова.)

Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашка.)

Что за растение? Не огонь, а жжется. (Крапива.)

Что за зверь? На деревьях живет и орешки грызет.

(Белка.)

Что за овощ? Как на него взглянешь, так и запла­
чешь. (Лук.)

7. Придумывание детьми загадок с использованием обоб­
щающих слов. Дети по одному выходят к столу, берут кар-


тинку и незаметно для других рассматривают ее. Затем зага­дывают загадку об этом предмете с использованием обобща­ющего слова (например: это домашнее животное, малень­кое, пушистое).

В логопедической работе по обогащению словарного за­паса особого внимания требует предикативный сло­варь (глаголы и прилагательные).

В младших классах вспомогательной школы расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: