Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из одного-двух слогов.
Цели. Закрепление произношения звука с в словах; развитие фонематического анализа; обогащение и уточнение словаря; дифференциация единственного и множественного числа существительных, согласование существительного и глагола настоящего времени в единственном и множественном числе; закрепление структуры нераспространенного предложения (субъект — предикат).
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.
3. Различение единственного и множественного числа существитель
ных в импрессивной речи.
На доске картинки с изображением одного предмета и нескольких предметов. Некоторые предметы даются только в единственном или только во множественном числе. Детям предлагают показать картинки с изображением одного или нескольких предметов (слон, сомы, слоны, сом,...). Даются и провоцирующие задания, например: "Покажи, где столы", хотя имеется только картинка "стол". Именно при такой форме представления задания у умственно отсталого ребенка более успешно формируется направленность внимания на грамматическую форму слова.
|
|
. Примерный речевой материал: слон, стол, слоны, сомы, сом, стаканы.
— Послушайте еще раз эти слова и скажите, с какого звука начинаются
все эти слова. (Со звука с.)
4. Игра "Скажи наоборот" (можно с мячом). Логопед называет один
предмет, дети должны назвать много предметов (стол — столы, стул —
стулья, сова — совы, коса — косы). Затем наоборот: логопед называет много
предметов (форму множественного числа), дети называют один предмет.
5. Выбор картинок с изображением многих предметов и называние
их. На доске картинки: оса — осы, коса — косы, сосна — сосны, усы,
стол— столы, астра— астры, нос— носы, слон— слоны.
6. Выделение окончания -ы из формы множественного числа. На дос
ке картинки: осы, косы, сосны, усы, столы, носы, слоны.
- Я назову эти картинки еще раз, а вы послушайте, что слышится в
конце этих слов.
Логопед называет картинки, акцентируя голосом окончание -ы.
— Что же слышится в конце этих слов? Какой звук? (ы.)
- Повторите эти слова, четко произнесите звук ы в конце слова. (Дети
повторяют.)
7. Определение места звука с в словах.
Добавляются картинки: матрос, поднос, лес. Дети называют их.
положите их около схемы - Отберите картинки, в названии которых звук с в конце слов, и положите их около схемы | с | • (Слова называются.) Работа с картинками первого ряда: — В каких словах звук с произносится перед звуком от? Перед звуком л! Работа с картинками второго ряда: - В каких словах звук с слышится после звука о1 (Осы, косы.) После звука у? (Усы.) Работа с картинками третьего ряда: — В каких словах звук с слышится после звука о? (Матрос, поднос.) 8. Фонематический анализ слова осы и составление его из букв разрез ной азбуки. На доске картинка "Осы". - Произнесите слово осы по слогам. Сколько слогов в этом слове? (Два.) |
—Отберите картинки, в названии которых звук с слышится в начале
слова, и положите их около схемы [с |. (Слова называются.)
|
|
—Отберите картинки, в названии которых звук с в середине слова, и
(Слова называются.)
— Какой первый слог в слове осы? Какой звук слышится после о? После с? Составим это слово из букв разрезной азбуки.
9. Игра в лото. Детям раздаются карточки лото с картинками, в на
звании которых звук с. Логопед берет отдельные картинки, называет их.
Тот, у кого есть эта картинка, поднимает руку, произносит слово. Лого
пед дает картинку ребенку, которой он закрывает картинку на карточке
лото. Выигрывает тот, кто раньше закрыл все картинки на своей карточке.
10. Подведение итогов занятия.