Классические теории международной торговли, такие как теория абсолютных преимуществ, применимы для анализа межотраслевой торговли между странами. Межотраслевая торговля (interindustry trade) - это обмен товаров, выпущенных предприятиями одной отрасли промышленности в стране А, на товары, выпущенные предприятиями другой отрасли в стране В (например, обмен французского вина на японские будильники). В то же время международная торговля в значительной степени состоит из внутриотраслевых торговых операций. Внутриотраслевая торговля (intraindustry trade) - это обмен товарами, выпускаемыми предприятиями одной отрасли промышленности, между разными странами. Например, Япония экспортирует автомобили «Toyota» в Германию, а Германия, в свою очередь, экспортирует автомобили марки «BMW» в Японию. На внутриотраслевую торговлю приходится около 40% мирового объема торговли; классические теории международной торговли не учитывают это явление. В 1961 г. шведский экономист Стефан Линдер (Steffan binder) попытался найти объяснение феномену внутриотраслевой торговли. Линдер выдвинул гипотезу о том, что международная торговля промышленными товарами происходит в результате сходства между предпочтениями потребителей из разных стран, находящихся на одном и том же уровне экономического развития. По мнению Стефана Линдера, сначала компании производят товары для того, чтобы удовлетворить спрос на отечественном рынке. В процессе поиска новых возможностей для сбыта этих товаров обнаруживается, что наиболее перспективные зарубежные рынки находятся в тех странах, в которых предпочтения потребителей аналогичны нуждам и запросам отечественных потребителей. Например, на японском рынке существует достаточно большой сегмент потенциальных покупателей автомобилей марки «BMW» - состоятельных покупателей, которые точно так же, как и немецкие потребители, стремятся приобретать престижные, качественные автомобили. Немецкий рынок обеспечивает автомобили марки «Toyota» сегментом потребителей, ориентированных на оптимальное соотношение «цена-качество», аналогичных японским потребителям этого сегмента. Поскольку у каждой из компаний есть целевой сегмент потребителей на рынке другой страны, инициируется процесс внутриотраслевой торговли.
|
|
Согласно теории подобия стран (country similarity theory), сформулированной Стефаном Линдером, торговля промышленными товарами должна происходить главным образом между странами с приблизительно одинаковым доходом на душу населения; кроме того, внутриотраслевая торговля промышленными товарами становится общепринятой формой международной торговли. Теория подобия стран особенно полезна для изучения процесса торговли дифференцированными товарами, такими как автомобили, дорогостоящее электронное оборудование, а также продукты личной гигиены. В процессе принятия потребителями решений о приобретении товаров этой категории большую роль играет узнаваемость бренда и репутация продукта на рынке.