1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Следует отметить, что общая часть заключения ориентирована не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения). Те, кто имеет непосредственный контакт с ребенком, должны иметь представление о трудностях и особенностях развития ребенка, что, в СВ01° очередь, позволит подобрать адекватные методы помоги Ребенку в рамках коррекционного обучения — особые фор-
bI организации обучения, в том числе возможности индивидуализированного подхода, особенности организации дидак-ТиЧеской среды и т.п.
Итоговая часть заключения (психологический диагноз,
Роятностный прогноз дальнейшего развития и рекоменда-
ции по сопровождению ребенка в образовательном простра стве) адресована, скорее, профильным специалистам — Лог педу, дефектологу, врачам, непосредственно психологу и дгч гим специалистам, участвующим в оказании ребенку cnem». лизированной внеурочной помощи.
Поскольку сам процесс написания заключения представ ляет достаточно длительную процедуру, время, затрачивае мое для анализа и составления заключений (это относится ко всем типам заключений), может отличаться по своей длитель ности как для различных категорий детей, так и для разных возрастных диапазонов (см. Приложение 2).
4.2. Технология составления общей части психологического заключения
На наш взгляд, в общей части заключения обязательно должны быть отражены специфические особенности внешнего вида, двигательной активности (общей моторики) и поведения ребенка. Если возможно, необходимо привести соображения психолога относительно причин этих особенностей (уже упоминаемые нарушения сенсорики или опорно-двигательного аппарата, врожденные аномалии развития, генетические синдромы и т.п.). Здесь же возможна краткая предварительная характеристика критичности и адекватности по ведения как в целом, так и по отношению к результатам своей деятельности. Это необходимо для того, чтобы при прочтенш такой преамбулы другие специалисты (для которых в основном и пишется заключение) могли ясно представить себе ребенка. Здесь же необходимо отметить адекватность/неадек ватность не только в поведении ребенка, но и в знаке еп аффективных и эмоциональных реакций.
В самом начале общей описательной части заключение следует также привести такие наиболее общие характерисп ки ребенка, как отношение к обследованию, принятие сиЩ ации экспертизы и связанная с этим мотивация деятельно сти, ее особенности. Описываются темповые характерисгги ки деятельности, в частности их изменение при различны-внешних воздействиях (например, внешней мотивации), х рактеристики и особенности работоспособности. Важно та* же отметить изменения этих характеристик в процессе ра&' ты с ребенком с течением времени, при воздействии какй
помех и т.п. Точно так же обобщенно описываются лю-другие значимые изменения рисунка поведения ребенка у, вероятные причины (утомление, пресыщение, присут-Й вйе чужого лица и т.п.).
go всех разделах заключения описываются результаты полнения тех или иных заданий, выходящие за рамки сольно-психологического НОрМатива (СПН), отклоняющие-
а от него как в сторону снижения результативности, так и в торону ее резкого повышения. Необходимо также соотнести наблюдаемые особенности с характером требований, предъявляемых к подобным характеристикам в данном образовательном учреждении. Точно так же должны быть отмечены те стороны деятельности ребенка, которые можно рассматривать как сильные звенья, позволяющие до определенной степени компенсировать имеющиеся трудности (например, устойчивая работоспособность, высокая помехоустойчивость, отсутствие проблем мнестического характера или хорошая механическая память, а также хорошо сформированная мотивация успеха и т.п.).
Возможно написание краткого резюме по каждой из исследуемых функций или функциональной системе («...сформирована достаточно/недостаточно») и указать, в каком звене.
Такой же оценке подвергается и характер сформированности всей системы произвольной регуляции деятельности. Отмечается уровень сформированности произвольной регуляции психической активности, а также функций контроля и программирования деятельности, наиболее важных для процесса обучения и наиболее поздно формирующихся.
Далее следует описание результатов выполнения заданий, направленных на исследование уровня развития когнитивного звена познавательной деятельности, которое традиционно включает характеристику особенностей памяти (мнестичес-к°и деятельности), внимания (особенности переключения, распределения, наличие инертности и пр.), речемыслительной деятельности.
оатем описываются наиболее показательные результаты
Ь1полнения заданий вербального и перцептивно-действенно-
0 ХаРактера, направленных на исследование речемысли-
ельной деятельности, их результативность по сравнению с
Чественными условно-нормативными показателями. Десь же отмечаются особенности сформированности про-
Ранственных, пространственно-временных, квазипрост-
ранственных представлений, сформированность их верб ного компонента. Необходимо отметить, какой уровень т странственных представлений сформирован полностью и каком этапе (уровне/подуровне) развития возникают проб мы. Таким образом определяется тот уровень несформиров' ности, который станет в дальнейшем началом коррекции ной работы.
Отмечается объем и характер необходимой помощи со ст роны взрослого и обучаемость ребенка в целом новым видя деятельности, перенос на аналогичный материал.
Итогом этой части заключения становится своего рода ре зюме, в котором характеризуется уровень развития тех или иных функций: «развитие данной функции в целом соответствует условно возрастной норме» (вариант: «находится на верхней/нижней границе возрастной нормы»).
В рамках описания состояния аффективной, эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений ребенка следует отметить все выявленные особенности. В первую очередь должна быть кратко описана феноменология: общий эмоциональный фон (в том числе сензитивность ребенка, эмоциональная лабильность), изменение этого фона на протяжени обследования. Необходимо отметить, какие эмоции превалируют, описать преимущественный тип эмоционального реагирования, характер реагирования ребенка на стрессогенные ситуации (в том числе на те, которые в том или ином виде были смоделированы в процессе обследования). Следует также отметить наличие выраженного аффективного сопровождения иде! и фантазий, в том числе наличие патологического фантазиро вания, выраженность аффективных переживаний (по отнопи нию к собственной деятельности, к реакциям окружающих, зонам своих интересов и т.п.).
Из общих наблюдений за ребенком или с помощью спец ально организованного эксперимента делается вывод о сфо! мированности самооценки, ее особенностях, характере ур°1 ня притязаний, в том числе на лидерство в детском колле) тиве и т.п.
щ р р), р ности чувствительности или выносливости отдельных УР° ней (их гипо- или гиперфункционировании). |
составляющих психического развития ребенка), о |
Ж' |
Желательно составить по этой информации целостное пр# ставление о профиле аффективной регуляции (сформироваВ ности уровней базовой аффективной регуляции как одной
в описательной части желательно, по возможности,, в основном для педагогов и воспитателей, выяв-яые в процессе диагностики положительные, сильные сто-j ребенка, которые смогут стать дополнительными сред-Р aIviH компенсации имеющихся трудностей (например, при енНом объеме непосредственного слухоречевого запоми-С ния и увеличении объема запоминаемого при опосредова-и материала сам процесс опосредования может быть ис-ользован педагогом как компенсаторное средство при пода- че учебного материала ребенку).
4.3. Психологический диагноз, прогноз и рекомендации по развитию и коррекции как итоговая часть заключения
Как видно из общих положений и названия раздела, в качестве итоговой части заключения выступает четко сформулированный психологический диагноз, соответствующий ему вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка и вытекающие из него рекомендации специалистам по особенностям обучения, сопровождения, в том числе необходимой специализированной помощи ребенку во внеучебной деятельности, в домашних условиях.
Совершенно естественно, что результатом целостного представления о состоянии ребенка, причинах и механизмах, приведших к данному варианту развития должно стать некое результирующее определение, или психологический диагноз, которое даст возможность использовать в работе с ребенком °Дну из имеющихся развивающих или коррекционных технологий, позволит соответствующим образом изменить саму образовательную технологию, приспособить ее к конкретному ребенку, организовав тем самым личностно-ориентирован-ное обучение.
Психологический диагноз должен строиться на:
• анализе результатов углубленной психологической диагностики, в том числе обучаемости ребенка; анализе анамнестических данных;
анализе поведения ребенка и специфики внешних особенностей (характерных признаков) в целом, а не только в процессе обследования;
• критичности, адекватности (в том числе по отношению к самой
процедуре обследования) как наиболее важных неспецифичес- ■
ких диагностических критериев.
Следует отметить, что в действительности два последнц* пункта должны быть проанализированы в рамках оценки результатов самого обследования.
Исходя их соображений, приведенных в предыдущем ца> раграфе, психологический диагноз есть отнесение данного конкретного варианта развития (состояния ребенка) к одной из типологических групп. При этом постановка психологи-ческого диагноза предполагает понимание механизмов и вероятных причин, приведших к данному варианту развития. Так, например, парциальная несформированность регулятор, ного компонента деятельности как психологический диагноз предполагает не только специфичное поведение ребенка, обусловленное той или иной степенью незрелости или несформи-рованностью системы регуляции, но и в большинстве случаев наличие тех или иных признаков неврологического неблагополучия (по крайней мере, в раннем возрасте), которые j являются одной из основных причин подобной регуляторной незрелости. То есть причины будут находиться «на уровне» особенностей неврологического статуса. В связи с этим становятся понятными и механизмы возникновения синдрома ре> гуляторной незрелости.
Помимо соотнесения состояния ребенка с тем или иным типологическим вариантом в психологическом диагнозе, как показывает практика образования, должны быть представлены и такие важные показатели состояния и особенностей развития ребенка, как:
• уровень общего психического тонуса, психической активности,
включая особенности работоспособности и темповых характе
ристик деятельности;
• характер (профиль) латеральных предпочтений (как отражение
особенностей межфункциональных взаимодействий).
Зафиксировать эти показатели нам представляется чрезвь чайно важным непосредственно для организации самого пр0' цесса обучения, тем более в системе специального образований так как они оказываются необходимыми для организации вс< дополнительной специализированной помощи ребенку.
Кроме того, в итоговой части заключения желательно при-тИ особенности социальной ситуации развития (если это 6 явлено в ходе обследования или стало известно при беседе 0 одИтелями, педагогами и т.п.). Такое описание, не будучи посредственно самим психологическим диагнозом, являет-необходимым как для определения вероятностного проза, так и для оптимального выбора тех или иных коррек-ционных мероприятий.
Психологический диагноз и социальный фон, на котором происходит развитие ребенка, могут и должны быть сформулированы в достаточно краткой форме — в виде одного-двух предложений.
Например, подобный диагноз может быть сформулирован следующим образом:
«...Таким образом, в данном случае можно говорить о парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности у истощаемого ребенка с низким уровнем психического тонуса и психической активности, отягощенного эмоциональной незрелостью (вероятно, следствием незрелости регуляторного плана и невозможности регуляции собственных эмоций) и наличием большого количества левосторонних латеральных предпочтений на фоне неблагоприятной семейной ситуации (неполная семья — ребенка воспитывают две бабушки и мать) и гиперопеки в воспитании».
Вероятностный прогноз развития опирается на понимание места выявленного типа психического дизонтогенеза в общей схеме отклоняющегося развития. В данном случае мы подразумеваем понимание не только места конкретного варианта развития, но и возможности и вероятности девиации развития в сторону той или иной группы отклоняющегося развития или девиации непосредственно внутри самой группы. Безусловно, это представляет значительную сложность °ез знания и анализа социальных условий жизни ребенка, понимаемых в широком смысле этого слова: в семье, в образовательном учреждении, в микросоциальной группе. Вероятностный прогноз следует привести независимо от особенно-СТей социальных условий.
Ресурсные компенсаторные возможности ребенка всегда таются в большой степени не диагностируемыми. На насто-
Щии момент практически нет таких методических средств том числе и аппаратурных), которые могли бы в какой-
либо определенной степени показать подобные возможное ребенка. Поэтому даже в наиболее благоприятной ситуаци при включении всех необходимых специалистов и адеква ной программе обучения, но при отсутствии достаточного ty сурса динамика развития ребенка может оказаться низкой прогноз — неблагоприятным. И, наоборот, в неблагоприят ной обстановке, при отсутствии достаточной помощи, но достаточными ресурсными и компенсаторными возможное тями развитие ребенка вдруг пойдет более динамично и не благоприятный прогноз не оправдается. Поэтому мы можем говорить только о вероятностном прогнозе развития в отли чие от условно-вариантного прогноза, как это предлагается Г.В. Бурменской [19; 27].
Понятно, что при прогнозировании дальнейшего развития ребенка очень много зависит от его возраста на момент обсле дования. Чем меньше возраст, тем благоприятнее при прочих равных будет прогноз. Так, если ребенку из предыдущего примера уже десять лет, то вероятностный прогноз дальней шего развития может выглядеть следующим образом:
«... В данной ситуации в дальнейшем можно предположить девиацию развития в сторону дисгармонического пути развития по интропу-нитивному типу, усугубление трудностей взаимодействия со сверстниками. Возможны варианты развития психосоматических (сома-топсихических) нарушений».
Если же ребенку в нашем примере около семи лет, то про гноз будет более мягким и будет звучать как:
«...В данной ситуации можно предполагать возникновение соматических заболеваний в ситуации ужесточения требований к ребенку или резкого изменения всей социальной ситуации развития. В дальнейшем при отсутствии адекватного сопровождения и подбора адекватных коррекционно-развивающих мероприятий возможна девиация развития в сторону дисгармонического».
Рекомендации составляют, пожалуй, наиболее важны раздел заключения. Они представляют обоснованную ледовательность включения в работу с ребенком тех или специалистов, определение ведущего направления и D
ательность собственно психологической коррекционной Я лоты (использование тех или иных развивающих или Р реКционных программ) с учетом не только типа отклоня-
дегося развития, но и специфики формирования базо-составляющих, а также хотя бы примерное определе-ие длительности и формы коррекционно-развивающей работы.
Педагогу должны быть даны предложения по организации наиболее продуктивной работы с ребенком с учетом его TeivinoBbix характеристик, особенностей процесса утомления и истощения при деятельности в режиме фронтального урока, возможный (или необходимый) уровень индивидуализации процесса обучения с учетом особенностей развития, в том числе развития отдельных психических функций, ре-гуляторной и мотивационной зрелости ребенка. Должны быть обоснованы, если это необходимо, изменения режима, типа или формы обучения (окончательное решение подобных вопросов должно приниматься школьным консилиумом или ПМПК).
Далее должны быть четко и ясно сформулированы оптимальные для адекватного развития ребенка изменения социальной ситуации (в том числе желаемые, психологически оправданные и возможные изменения внутрисемейных отношений), обоснованы требования к режиму, нагрузкам во внеучебное время.
В тех случаях, когда ребенку не может быть оказана необходимая психологическая помощь (как по содержанию, так и по объему), должны быть даны рекомендации по обращению в соответствующее образовательное учреждение (например, в ППМС-центр, учреждение дополнительного образования), где также может быть оказана необходимая помощь в виде соответствующей кружковой работы и т.п.
Здесь же приводится перечень специалистов, которые, по мнению психолога, могут участвовать в дополнительной помощи ребенку, в том числе перечень рекомендуемых консультаций, определяются сроки повторного (динамического) об-СЛеД°вания психологом.
Родителям (лицам, их заменяющим) даются рекомендации Устной форме в соответствии с уровнем их социокультурно-
Развития и пониманием проблем ребенка.
укажем возможные рекомендации для вышеприведенного Учая. Рекомендации будут значительно различаться в за-
висимости от возраста ребенка. Так, если ребенку около сем лет, они могут выглядеть следующим образом:
«...Рекомендованы групповые занятия по формированию регу-ляторного компонента деятельности (цикл, ориентированный на 24-32 занятия, 2 раза в неделю), занятия по психомоторной коррекции (в рамках занятий физической культурой), разумное дозирование учебных и внеучебных нагрузок. По возможности (с учетом дозирования нагрузок) групповая игровая терапия с целью формирования адекватных эмоциональных реакций и коммуникативных навыков.
Рекомендована консультация невролога для решения вопроса о необходимости медикаментозного лечения, консультация (для родителей) психотерапевта по вопросам воспитания и нормализации внутрисемейных отношений».
Если ребенок с тем же диагнозом уже достиг десятилетнего возраста, то собственно коррекционные занятия по формированию регуляторного компонента деятельности уже не будут адекватными возрасту ребенка и в соответствии с этим в качестве методов, способствующих формированию регуляции, можно рекомендовать занятия неконтактными видами восточных единоборств (внутренние стили ушу, айкидо) для мальчиков. Для девочек этого возраста можно рекомендовать занятия ритмикой, танцами (несложными), простыми видами аэробики. В случаях грубой регуляторной незрелости и для мальчиков, и для девочек должны предшествовать занятш лечебной физкультурой и общей физической подготовкой < теми же целями.
Помимо этого в данном возрасте чрезвычайно полезными для формирования эмоциональной сферы окажутся уже различного рода тренинги (личностного роста, тренинг коммуникативных навыков и т.п.). Но даже в этом возрасте необходима консультация как невролога, так и психотерапевта для помощи ребенку и семье в целом.
Рекомендации родителям приводятся, как правило, в рамках консультации в развернутой устной форме. В сЛУ чае несогласия родителей с предлагаемыми мероприятия ми отказ родителей должен быть зафиксирован. При нео< ходимости (по желанию родителей) дубликат заключеНй может быть выдан им в письменном виде. В этом слу* оно должно быть переструктурировано и написано такй
азоМ, чтобы, с одной стороны, представить информацию 0 ебенке в адекватном виде, с другой — не ущемлять прав ребенка.