Тема лекции № 14. Теории мотивации

Конспект лекции

Для любой организации важна такая мотивация труда персонала, которая бы не только нацеливала усилия всех работников на решение стоящих перед ними задач, но и максимизировала эти усилия. Практика показывает, что высокий уровень заработной платы не решает эту проблему. Жесткие административные меры тоже не всегда приводят к желаемому результату. Поэтому каждая организация остро нуждается в разработке целого комплекса мер по мотивации работников к интенсивному, творческому труду.

Об отношении людей к труду в разных странах говорят следующие цифры: в США считают труд главным делом жизни 50% населения, в Швеции – 45, в Германии – 25, в пределах бывшего Союза только 10%. Следовательно, проблема мотивации труда для всех стран является для одной из актуальнейших проблем, требующих своего скорейшего решения.

Прежде, чем приступить к изучению известных теорий мотивации, необходимо усвоить основные понятия, которые используются в этих теориях.

Мотив – это то, что вызывает человека совершать определенные действия для удовлетворения своих потребностей, его внутренние и внешние движущие силы.

Соотношение различных мотивов, влияющих на поведение человека, определяет его мотивационную структуру. У каждого человека она сугубо индивидуальна, так как определяется множеством различных факторов (пол, возраст, воспитание, уровень образования, степень благосостояния, социальный статус, занимаемая должность, личные ценности и т.д.).

Мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности, направленной на достижение личных целей и целей организации.

Процесс мотивации можно разбить на четыре этапа:

1. возникновение потребности в чем-либо,

2. разработка стратегии и поиск путей удовлетворения возникшей потребности,

3. определение тактики действий и их поэтапное осуществление,

4. удовлетворение потребности и получение материального или духовного вознаграждения.

Отсюда видно, что в основе процесса мотивации лежат два ключевых понятия: потреб-ность и вознаграждение.

Потребность – это то, в чем нуждается человек для поддержания своей жизнедеятельности, развития организма, личности и своей социальной группы. Потребности могут быть биологическими, то есть естественными, врожденными (воздух, вода, пища, продолжение рода и т.д.), социальными, то есть приобретенными (принадлежность своему роду, нации, социальной группе, потребность в признании, уважении, стремление к успеху, богатству, власти и т.д.), материальными и нематериальными. Именно потребности мотивируют человека к определенным действиям.

Потребности удовлетворяются с помощью ценностей – тех объектов и представлений, которые могут удовлетворить человека. В процессе своей деятельности человек анализирует свои действия и стремится повторить те действия, которые позволили ему удовлетворить свои потребности. Такое поведение называется законом результата.

Уровень удовлетворенности той или иной потребностью может быть минимальным (обеспечивает выживание), нормальным (поддерживает у работника способность трудиться с должной отдачей) и максимальным (уровень роскоши). При возникновении потребности у человека появляется интерес к тому, что позволит ему удовлетворить его потребность. Этот интерес и определяет характер поведения человека при удовлетворении возникшей потребности.

Вознаграждение – это все, что человек считает для себя ценным.

Вознаграждения могут быть внешними и внутренними.

Внешнее вознаграждение дается человеку организацией. Это служебный рост, заработная плата, премии, социальный пакет. Внутреннее вознаграждение дает сам процесс работы и те положительные чувства, которые человек испытывает в процессе работы.

В удовлетворении потребностей важное место играют стимулы

Стимул ( от лат. stimulus остроконечная палка, с помощью которой в древности пастухи погоняли животных ) – это побуждение человека к действию, причина его поведения. Различают четыре основные формы стимулов: принуждение, материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение. Наиболее сильным стимулом среди них является самоутверждение человека.

Мировой опыт показывает, что не существует универсальных способов мотивации, применимых для всех людей, так как все люди разные и у них разные потребности. Тем не менее многие ученые из разных стран приложили огромные усилия, пытаясь подвести теоретическую базу под мотивы поведения людей.

Наиболее активно т еории мотивации стали разрабатываться в ХХ веке, хотя многие мотивы, стимулы и потребности были известны с древних времен. Существует три группы различных теорий мотивации: первоначальные, содержательные, процессуальные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: