Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба.
Развитие артикуляционной моторики - уплощение и активизация языка. Подготовка сегментов мягкого неба к вело-фарингеальному смыканию. Работа по предотвращению актофии глоточного кольца. Коррекция дыхания и коррекция звукопроизношения, приближенного к норме.
Послеоперационная работа по устранению ринолалии.
Массаж рубцов твердого и мягкого неба. Активизация небной занавески. Устранение назальности при постановке звуков.
Коррекционное обучение детей,имеющих отклонение только фонетической стороны, ведется по следующим направлениям: активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); формирование артикуляции звуков;устранение назального оттенка голоса; дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа; нормализация просодической стороны речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.
|
|
Коррекционное обучение детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи направлено на формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщениями, развитие связной речи. Все это можно осуществить в условиях специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ермаковой И.И. была предложена система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи, которая включала в себя следующие разделы: развитие движений мягкого неба, устранение назального оттенка, постановка звуков и развитие фонематического восприятия. Содержание первого раздела меняется в зависимости от того, оперирован или нет ребенок. Если операция произведена,то большое внимание уделяется массажу мягкого неба для сглаживания и большей эластичности послеоперационного рубца. Для массажа используется зонд для звука С, который осторожно двигается вперед-назад по твердому небу. Эффективен массаж при произнесении звука А - в это время производится легкий нажим на мягкое небо. Массаж должен продолжаться 1,5-2 мин., т.е. нужно произвести 40-60 быстрых ритмических движений по небу.
Существенной в послеоперационный период является:
1. Работа по активизации мягкого неба.Применяют следующие упражнения:
- глотание воды маленькими порциями,что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого неба;
- позевывание при открытом рте; имитация позевывания;
- полоскание горла теплой водой;
- покашливание. Производится 2-3 раза или больше на одном выдохе.
2. Работа над дыханием. Является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются упражнения: вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдохртом. Важно контролировать ребенка,т.к. ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется к носовым ходам зеркало,ватка,полоска тонкой бумаги и пр.Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку, на бумажные игрушки.
|
|
3. Гимнастика для губ и щек:
- надувание обеих щек одновременно;попеременно;
- втягивание щек в ротовую полость между зубами;
- вибрация губ;
- поднимание верхней губы- обнажаются верхние зубы;
- оттягивание вниз нижней губы;
- Хоботок - сомкнутые губы вытягиваются вперед;
- имитация полоскания зубов(воздух сильно давит на губы).
4. Гимнастика для языка:
- высовывание языка лопатой, жалом;
- поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;
- присасывание спинки языка к небу сначала при закрытых челюстях,а затем при открытых;
- круговое облизывание кончиком языка губ;
- кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте;
- язык в форме чашечки удерживать внутри рта.
5. Голосовые упражнения на гласных звуках.
Гласные звуки А,О,У,Э ставятся в первую очередь и затем включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артикулируются без голоса. Постепенно увеличивается число повторений гласных на одном выдохе(у-уу-ууу).
Следующий этап - отрывистое четкое произнесение гласных по 2-3 звука в разной последовательности. Например:
АО-АОЭ, АУ-АУЭ, АЭ-АЭУ.Затем от детей требуется произнесение гласных с небольшими паузами, во время которых должно сохранятся высокое положение мягкого неба. Паузы постепенно увеличиваются. После этого осуществляется автоматизация в словах.
6. Воспитание правильного произношения согласных.
Специфическим является постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применить зажимание носовых ходов.
o Первым вырабатывается звук Ф, к произнесению которого легко перейти от упражнения, связанного с продуванием воздушной струи через рот. Затем звук произносится изолированно, многократно. Сначала отрабатывается в обратных слогах,а затем в прямых(аф-уф,фа-фу).
o Затем звук П через упражнение по надуванию щек. Взрыв получается только при отсутствие утечки воздуха через носовые ходы.
o Вырабатывается звук Т.
o Потом К. Если не ставится по подражанию, используется упражнение покашливание, либо механическим способом от звука Т.
Носовые согласные у детей с врожденной расщелиной не нуждаются в постановке, но требуют коррекции на уровне слогов,слов,т.к. переход на гласные звуки характеризуется наличием назальности.
Логопедические занятия предотвращают возникновение серьезных измениений органов речи в дооперационный период. После операции эти упражнения повторяются. Основная задача-развитие эластичности и подвижности мягкого неба, т.е. выработка полноценного небо- глоточного смыкания.
Критерии логопедической работы:
· Речь близкая к норме(сформировано звукопроизношение и устранена назализация);
· Значительное улучшение речи(сформировано звукопроизношение, есть умеренная назализация);
· Улучшение речи (сформирована артикуляция не всех звуков);
· Без улучшения(сохраняется гиперназальность и не сформирована артикуляция звуков).
Среди факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции(возраст,в котором сделана операция, ее качество; возраст,в котором началось логопедическое обучение, его продолжительность),выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка.
ТЕСТ
1.Самый простой метод для определения открытой ринолалии:
|
|
А. проба Шульца;
Б. метод Лагузена;
В. проба Гутцмана;
Г. метод Гиляровского;
2.Критическим периодом для повреждения верхней губы и неба является:
А. 7-8-я неделя эмбриогенеза;
Б. 7-8-я неделя бластогенеза;
В. 3-4-я неделя эмбриогенеза;
Г. 3-4-я неделя бластогенеза.
3.Если в устной речи ребенка - ринолалика наблюдается своеобразный щелкающий призвук, то это свидетельствует о:
А. глоттолизации;
Б. дополнительной артикуляции в полости гортани;
В. подключении глоточного резонатора;
Г. напряжении стенок глотки;
Д. фарингализации.
4.Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи:
А. развития мелкой моторики руки;
Б. формирования зрительного образа звука;
В. специальной артикуляционной гимнастики;
Г. развития речевого дыхания.
5.Своеобразие метода Ипполитовой А.Г. состоит в том, что:
А.устранение назализации начинается не с традиционного, а с передних гласных И и Э;
Б. при вызывании звука первоначальное внимание направлено только на артикулему;
В.коррекция звукопроизношения начинается с мягких звуков.
6.Для растяжения свежих рубцов применяется:
А. прием, имитирующий проглатывание;
Б. массаж рубцов;
В. логопедическая гимнастика.
Ответы: 1- В, 2 – А, 3-Д, 4-В, 5–А, 6-Б.
2. ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ
Закрытой ринолалией называется особое изменение тембра голоса вследствие полного или частичного отсутствия резонанса в носовой полости. Закрытая ринолалия, как и открытая, бывает врожденной (сравнительно редкие случаи) и приобретенной. Она происходит или вследствие механических дефектов в носоглоточной или носовой области, или же вследствие гиперфункции мягкого неба. То и другое вызывает постоянное или временное, частичное или полное разобщение глоточно-ротовой и носовой полостей. Наблюдается и комбинация тех и других причин. Одним из внешних признаков закрытой гнусавости является постоянно открытый рот (Хватцев М.Е.,1959).
Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме наблюдается при произнесении носовых «м, м, н, н». В процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутствует, эти фонемы звучат как ротовые «б, б, д, д».
|
|
Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.
Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание.
Различают две формы закрытой ринолалии: органическую и функциональную. Причины органической ринолалии состоят из разного рода болезненных разращений, гипертрофии желез кольца Пирогова, опухолей, абсцессов или анатомических аномалий в области зева, носоглотки или в самом носу.
Различают заднюю и переднюю закрытую ринолалию (Зееман М.). При передней закрытой ринолалии происходит непроходимость носовых полостей. Она вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами в носу, закупоркой передней половины носовой полости слизью при сильном насморке, инородными телами (горох, резинка), редко -чрезмерно узкими ноздрями. В этих случаях обычно слышится в какой-то степени носовой резонанс, иногда, впрочем, уменьшающийся до нуля.
Задняя форма ринолалии образуется: а) аденоидными разращениями трех степеней. Ими закрыты: 1 - только верхний край хоан; 2 - половина или одна из них; 3 - обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью; б) сращением вследствие язв (сифилис) заднего края мягкого неба с задней частью глотки.
В случаях «I» и «2», когда воздух во время речи частично проходит в нос, дело ограничивается лишь заглушением звуков «м» и «н», то есть уменьшением силы голоса и недостаточно ясно выраженным носовым тембром. Они звучат, в той или иной степени приближаясь к «мб» или «нд» (мама — мбамба, няня — ндяндя). В остальных случаях воздух совсем не попадает в нос, чем полностью выключается носовой резонатор. Голос лишается многих высоких обертонов, а поэтому звучит глухо («мертвый» голос). Звуки «м» и «н» совсем не произносятся, вместо них звучит «б» и «д» (бде де дадо - мне не надо).
Функциональная закрытая ринолалия обусловливается тем, что мягкое небо всегда в той или иной степени поднято и преграждает проход воздуха в нос - страдают звуки «м» и «н». Причины этого: 1) неряшливое, недостаточно активное артикулирование или подражание так говорящим; 2) мягкое небо при разращении аденоидов постоянно находится в поднятом положении; после их удаления оно остается «по привычке» в том же положении; 3) болезненные процессы в Евстахиевой трубе, связанной нервно-мышечно с мягким небом, раздражают поднимающие и напрягающие мышцы последнего, и оно остается всегда приподнятым. Во всех этих случаях получается закрытая задняя небная гнусавость; 4) как при открытой гнусавости, дефекты в слуховом контроле могут обусловливать и закрытую гнусавость.
В результате такого нарушения нормальной речевой биомеханики речь звучит как у людей при сильном насморке.
Обычно сама речь при закрытой ринолалии остается довольно понятной. Установлено, что, когда расстройства в носовой полости появляются рано и остаются долгое время, развитие речи в значительной степени нарушается, получается указанная своеобразная глухая артикуляция звуков, нарушение силы и тембра голоса, вследствие чего речь становится совершенно непонятной. В этих случаях результаты остаются отрицательными даже после удаления болезненных явлений. Дело в том, что такие люди никогда не учились правильно говорить и нуждаются еще в соответственном логопедическом обучении.