Коррекция. Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба

Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба.

Развитие артикуляционной моторики - уплощение и активизация языка. Подготовка сегментов мягкого неба к вело-фарингеальному смыканию. Работа по предотвращению актофии глоточного кольца. Коррекция дыхания и коррекция звукопроизношения, приближенного к норме.

Послеоперационная работа по устранению ринолалии.

Массаж рубцов твердого и мягкого неба. Активизация небной занавески. Устранение назальности при постановке звуков.

Коррекционное обучение детей,имеющих отклонение только фонетической стороны, ведется по следующим направлениям: активизация деятельности артикуляционного аппарата (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); формирование артикуляции звуков;устранение назального оттенка голоса; дифференциация звуков с целью предупреждения нарушения звукового анализа; нормализация просодической стороны речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Коррекционное обучение детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи направлено на формирование полноценной фонетической стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщениями, развитие связной речи. Все это можно осуществить в условиях специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Ермаковой И.И. была предложена система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи, которая включала в себя следующие разделы: развитие движений мягкого неба, устранение назального оттенка, постановка звуков и развитие фонематического восприятия. Содержание первого раздела меняется в зависимости от того, оперирован или нет ребенок. Если операция произведена,то большое внимание уделяется массажу мягкого неба для сглаживания и большей эластичности послеоперационного рубца. Для массажа используется зонд для звука С, который осторожно двигается вперед-назад по твердому небу. Эффективен массаж при произнесении звука А - в это время производится легкий нажим на мягкое небо. Массаж должен продолжаться 1,5-2 мин., т.е. нужно произвести 40-60 быстрых ритмических движений по небу.

Существенной в послеоперационный период является:

1. Работа по активизации мягкого неба.Применяют следующие упражнения:

- глотание воды маленькими порциями,что вызывает наиболее высокое поднятие мягкого неба;

- позевывание при открытом рте; имитация позевывания;

- полоскание горла теплой водой;

- покашливание. Производится 2-3 раза или больше на одном выдохе.

2. Работа над дыханием. Является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются упражнения: вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдохртом. Важно контролировать ребенка,т.к. ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы контроля: приставляется к носовым ходам зеркало,ватка,полоска тонкой бумаги и пр.Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку, на бумажные игрушки.

3. Гимнастика для губ и щек:

- надувание обеих щек одновременно;попеременно;

- втягивание щек в ротовую полость между зубами;

- вибрация губ;

- поднимание верхней губы- обнажаются верхние зубы;

- оттягивание вниз нижней губы;

- Хоботок - сомкнутые губы вытягиваются вперед;

- имитация полоскания зубов(воздух сильно давит на губы).

4. Гимнастика для языка:

- высовывание языка лопатой, жалом;

- поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево;

- присасывание спинки языка к небу сначала при закрытых челюстях,а затем при открытых;

- круговое облизывание кончиком языка губ;

- кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте;

- язык в форме чашечки удерживать внутри рта.

5. Голосовые упражнения на гласных звуках.

Гласные звуки А,О,У,Э ставятся в первую очередь и затем включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артикулируются без голоса. Постепенно увеличивается число повторений гласных на одном выдохе(у-уу-ууу).

Следующий этап - отрывистое четкое произнесение гласных по 2-3 звука в разной последовательности. Например:

АО-АОЭ, АУ-АУЭ, АЭ-АЭУ.Затем от детей требуется произнесение гласных с небольшими паузами, во время которых должно сохранятся высокое положение мягкого неба. Паузы постепенно увеличиваются. После этого осуществляется автоматизация в словах.

6. Воспитание правильного произношения согласных.

Специфическим является постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применить зажимание носовых ходов.

o Первым вырабатывается звук Ф, к произнесению которого легко перейти от упражнения, связанного с продуванием воздушной струи через рот. Затем звук произносится изолированно, многократно. Сначала отрабатывается в обратных слогах,а затем в прямых(аф-уф,фа-фу).

o Затем звук П через упражнение по надуванию щек. Взрыв получается только при отсутствие утечки воздуха через носовые ходы.

o Вырабатывается звук Т.

o Потом К. Если не ставится по подражанию, используется упражнение покашливание, либо механическим способом от звука Т.

Носовые согласные у детей с врожденной расщелиной не нуждаются в постановке, но требуют коррекции на уровне слогов,слов,т.к. переход на гласные звуки характеризуется наличием назальности.

Логопедические занятия предотвращают возникновение серьезных измениений органов речи в дооперационный период. После операции эти упражнения повторяются. Основная задача-развитие эластичности и подвижности мягкого неба, т.е. выработка полноценного небо- глоточного смыкания.

Критерии логопедической работы:

· Речь близкая к норме(сформировано звукопроизношение и устранена назализация);

· Значительное улучшение речи(сформировано звукопроизношение, есть умеренная назализация);

· Улучшение речи (сформирована артикуляция не всех звуков);

· Без улучшения(сохраняется гиперназальность и не сформирована артикуляция звуков).

Среди факторов, оказывающих влияние на результаты коррекции(возраст,в котором сделана операция, ее качество; возраст,в котором началось логопедическое обучение, его продолжительность),выделяется и фактор сотрудничества с семьей ребенка.

ТЕСТ

1.Самый простой метод для определения открытой ринолалии:

А. проба Шульца;

Б. метод Лагузена;

В. проба Гутцмана;

Г. метод Гиляровского;

2.Критическим периодом для повреждения верхней губы и неба является:

А. 7-8-я неделя эмбриогенеза;

Б. 7-8-я неделя бластогенеза;

В. 3-4-я неделя эмбриогенеза;

Г. 3-4-я неделя бластогенеза.

3.Если в устной речи ребенка - ринолалика наблюдается своеобразный щелкающий призвук, то это свидетельствует о:

А. глоттолизации;

Б. дополнительной артикуляции в полости гортани;

В. подключении глоточного резонатора;

Г. напряжении стенок глотки;

Д. фарингализации.

4.Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи:

А. развития мелкой моторики руки;

Б. формирования зрительного образа звука;

В. специальной артикуляционной гимнастики;

Г. развития речевого дыхания.

5.Своеобразие метода Ипполитовой А.Г. состоит в том, что:

А.устранение назализации начинается не с традиционного, а с передних гласных И и Э;

Б. при вызывании звука первоначальное внимание направлено только на артикулему;

В.коррекция звукопроизношения начинается с мягких звуков.

6.Для растяжения свежих рубцов применяется:

А. прием, имитирующий проглатывание;

Б. массаж рубцов;

В. логопедическая гимнастика.

Ответы: 1- В, 2 – А, 3-Д, 4-В, 5–А, 6-Б.

2. ЗАКРЫТАЯ РИНОЛАЛИЯ

Закрытой ринолалией называется особое изменение тембра голоса вследствие полного или частичного отсутствия резонанса в носовой полости. Закрытая ринолалия, как и открытая, бывает врожденной (сравнительно редкие случаи) и приобретенной. Она происходит или вследствие механических дефектов в носоглоточной или носовой области, или же вследствие гиперфункции мягкого неба. То и другое вызывает постоянное или временное, частичное или полное разобщение глоточно-ротовой и носовой полостей. Наблюдается и комбинация тех и других причин. Одним из внешних признаков закрытой гнусавости является постоянно открытый рот (Хватцев М.Е.,1959).

Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время произношения звуков речи. Самый сильный резонанс в норме наблюдается при произнесении носовых «м, м, н, н». В процессе артикуляции этих звуков носоглоточный затвор остается открытым, и воздух проникает в носовую полость. Если же носовой резонанс отсутствует, эти фонемы звучат как ротовые «б, б, д, д».

Кроме произношения носовых согласных звуков при закрытой ринолалии нарушается произношение гласных. Оно приобретает неестественный, мертвый оттенок.

Причинами закрытой ринолалии чаще всего являются органические изменения в носовом пространстве или функциональные расстройства небно-глоточного смыкания. Органические изменения бывают вызваны болезненными явлениями, в результате которых уменьшается проходимость носа и затрудняется носовое дыхание.

Различают две формы закрытой ринолалии: органическую и функциональную. Причины органической ринолалии состоят из разного рода болезненных разращений, гипертрофии желез кольца Пирогова, опухолей, абсцессов или анатомических аномалий в области зева, носоглотки или в самом носу.

Различают заднюю и переднюю закрытую ринолалию (Зееман М.). При передней закрытой ринолалии происходит непроходимость носовых полостей. Она вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами в носу, закупоркой передней половины носовой полости слизью при сильном насморке, инородными телами (горох, резинка), редко -чрезмерно узкими ноздрями. В этих случаях обычно слышится в какой-то степени носовой резонанс, иногда, впрочем, уменьшающийся до нуля.

Задняя форма ринолалии образуется: а) аденоидными разращениями трех степеней. Ими закрыты: 1 - только верхний край хоан; 2 - половина или одна из них; 3 - обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью; б) сращением вследствие язв (сифилис) заднего края мягкого неба с задней частью глотки.

В случаях «I» и «2», когда воздух во время речи частично проходит в нос, дело ограничивается лишь заглушением звуков «м» и «н», то есть уменьшением силы голоса и недостаточно ясно выраженным носовым тембром. Они звучат, в той или иной степени приближаясь к «мб» или «нд» (мама — мбамба, няня — ндяндя). В остальных случаях воздух совсем не попадает в нос, чем полностью выключается носовой резонатор. Голос лишается многих высоких обертонов, а поэтому звучит глухо («мертвый» голос). Звуки «м» и «н» совсем не произносятся, вместо них звучит «б» и «д» (бде де дадо - мне не надо).

Функциональная закрытая ринолалия обусловливается тем, что мягкое небо всегда в той или иной степени поднято и преграждает проход воздуха в нос - страдают звуки «м» и «н». Причины этого: 1) неряшливое, недостаточно активное артикулирование или подражание так говорящим; 2) мягкое небо при разращении аденоидов постоянно находится в поднятом положении; после их удаления оно остается «по привычке» в том же положении; 3) болезненные процессы в Евстахиевой трубе, связанной нервно-мышечно с мягким небом, раздражают поднимающие и напрягающие мышцы последнего, и оно остается всегда приподнятым. Во всех этих случаях получается закрытая задняя небная гнусавость; 4) как при открытой гнусавости, дефекты в слуховом контроле могут обусловливать и закрытую гнусавость.

В результате такого нарушения нормальной речевой биомеханики речь звучит как у людей при сильном насморке.

Обычно сама речь при закрытой ринолалии остается довольно понятной. Установлено, что, когда расстройства в носовой полости появляются рано и остаются долгое время, развитие речи в значительной степени нарушается, получается указанная своеобразная глухая артикуляция звуков, нарушение силы и тембра голоса, вследствие чего речь становится совершенно непонятной. В этих случаях результаты остаются отрицательными даже после удаления болезненных явлений. Дело в том, что такие люди никогда не учились правильно говорить и нуждаются еще в соответственном логопедическом обучении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: