В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через языки, обычаи, социальные институты, средства массовой информации.
Взаимодействуя с другими людьми, человек в любой социальной группе «соблюдает» свои интересы: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то он и будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то он будет вести себя агрессивно. Другими словами, каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы.
С точки зрения данного подхода, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определённым образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов (S - R), проводя аналогию между человеком и животным.
В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение.
Деятельностный подход
В рамках деятельностного подхода сложилось понимание человека как деятельного существа, преследующего свои цели, задачи, чьё поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности (как в предыдущей теории). В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании.
Изучение личности заключается в изучении её деятельности и, по сути,
сводится к:
· определение доминантного вида деятельности;
· выяснение принципа осуществления деятельности – вынужденная или
свободная;
· изучение характера связи между различными видами деятельности, степени
их иерархизированности;
Ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих.