Р У Ч К А

Рот Уля Час Кот Аня

Роза Угол Чаша Каша Аист

Рукав Улица Чехол Корка Астра

8. Преобразовать слова:

А) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг;

Б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом-сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-сын-сон;

В) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла-кулак, волос-слово.

9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?

10. От записанного слова образовать цепочку таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последующего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.

11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состочящееиз определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п……(простокваша).

13. Составить графическую схему предложения.

_________ предложение

___ ____ слова

-------------- слоги

........ звуки

14. Назвать слово в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.

15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр.

16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки; например, курица, осы, шуба, карандаш, арбуз. Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово.(кошка).

17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.

19. Какой звук убежал? (крот-кот, лампа-лапа, рамка-рама).

20. Найти общий звук в словах: луна-стол, кино-игла, окна-дом.

21. Раскладывание картинок под графическими схемами.

22. Придумать слова к графической схеме

23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.

24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых соответствует данной графической схеме.

НА начальных этапах работы по развитию фонематического анализа дается опора на проговаривание. Однако, не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

УСТРАНЕНИЕ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ

Приустранении аграмматической дислексии и дисграфии основная задача заключается в том, чтобы сформировать у ребенка синтаксические и морфологические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функций словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализа состава слова и с однокоренными словами.

Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа над предложением учитывает сложность структуры, последовательность появления различных его типов в онтогенезе. Работа над предложением строится по следующему плану:

1. Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (дерево растет).

2. Другие двусоставные предложения.

3. Распространенные предложения из 3-4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение (девочка моет куклу); предложения типа: бабушка дает ленту внучке; девочка гладит платок утюгом; дети катаются с горки; солнце светит ярко. В дальнейшем даются более сложные предложнения.

Полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета: бабушка дает ленту внучке - бабушка дает внучке красную ленту.

При построении предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, при обучении развернутым высказываниям на начальных этапах работы необходимо опираться на графические схемы, т.е. материализовать процесс речевого высказывания. С помощью значков и стрелок графические схемы помогают символизировать предметы и отношения между ними.

Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам на материале 1-2 предложений. Например, предлагается картинка «мальчик читает книгу». С помощью вопросов определяется субъект «мальчик», предикат «читает», объект действия «книгу». Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки соотносятся непосредственно с предметами и действиями, изображенными на картинке. Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем схему выкладывают не на картинке, а под ней.

Предлагаются различные графические схемы для предложений из 3-х элементов (девочка рвет цветы), из 4-х (мальчик рисует дом карандашом).

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графической схемы подбор предложений по данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой; (предлагаются 2 схемы); самостоятельное придумывание предложения по предложенной схеме; составление обобщающего представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме.

После усвоения обобщенных значений нескольких структур предложений рекомендуется выбрать среди других те, которые имеют одинаковое с данным обобщенное грамматическо-смысловое значение.

Используют и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме

При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам числам и родам.

Последовательность работы определяется последовательностью проявления форм словоизменения в онтогенезе. Формирование функции словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной речи. Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах.

Аналогичная работа по развитию грамматического строя речи проводится и при устранении семантической дислексии, обусловленной недоразвитием грамматического строя речи и проявляющейся в неточности понимания прочитанных предложений.

В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова при слоговом чтении, необходимо развитие слогового синтеза.

Задания будут следующие:

1. Назвать слово произнесенное по отдельным звукам (д о м; к а ш а; к о ш к а).

2. Назвать слитно слово произнесенное по слогам, длительность пауз постепенно увеличивается (ку-ры, ба-бо-чка, ве-ло-си-пед).

3. Составить слово из слогов данных в беспорядке.

4. Назвать слитно предложение, произнесенное по слогам (ско-ро-на-сту-пит-вес-на).

Одновременно проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений текста. Задания:

1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку, выполнить действие, ответить на вопрос.

2. Прочитать предложение и показать соответствующую картинку.

3. Выбрать из текста предложение, соответствующее содержанию картинки.

4. Найти в тексте ответ на данный вопрос.

5. Прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.

При устранении семантической дислексии важное место занимает словарная работа. Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями, текстами.

Необходима и специальная работа по систематизации словаря, определению более прочных смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: