Диагностика. Состояние звукопроизношения и фонематического слуха в группе ФФНР определяется логопедом

Состояние звукопроизношения и фонематического слуха в группе ФФНР определяется логопедом. Методика исследования фонетико-фонематического восприятия заключается в следующем:

1) услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля);

2) воспроизвести за экспериментатором слоговые сочетания из легких для произнесения звуков: \па-6а-па\ и т. п. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками);

3) выделить определенный звук из цепочки звуков, например [с] среда звуков [т],[ц], [ч|. [с], [з], [ш]и т.п. (ребенок, услышав заданный звук, поднимает руку (символ) или подает знак, как это заранее условленно);

4) выделить слог из ряда слогов, например [са] из ряда [за], [ша], [са], [ша] и т.п. (ребенок, услышав заданный слог, поднимаетруку (символ) или подает знак иначе);

5) определить наличие звука [с] в словах; санки, зонт, нос, щука и т. п. (ребенок, как и ранее, подает знак, если услышит нужный звук);

6) повторить в заданной последовательности 2 слога типа [са-ша],если ребенку нет 5 лет; если ребенку 6 лет, можно предложить последовательность из 3 слогов (проговаривая слоги, педагогэкраном закрывает рот);

7) разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: например, кит и кот, кот и ком;

8) усложняя условия, можно предложить ребенку повторить 3-4 простых слога, включающих как разные согласныеили гласные звуки, например [на-та-ка], так и акустически близкие: [са-ша-за]. Этот прием выявляет не только нарушения дифференциации звуков речи, но и особенности речеслуховой памяти (удержание последовательностизвуков или слогов, их количества).

Дети, имеющие отклонения в развитии фонематического восприятия, не могут ни четко повторить, эти звуки,ни правильно показать картинки с определенным звуком. Возможны частичные нарушения, связанныес недостаточным различением одной группы звуков или одной пары звуков при хорошем различении других звуков. Однако даже небольшие отклонения могут стать причиной затруднений при совершении ребенком действий звукового анализа. Обнаружить такие отклонения можно только при тщательном обследовании состояния фонематического слуха.

По результатам обследования фонематического восприятия логопедделает выводы:

· о взаимосвязи и взаимовлиянии фонематического восприятия и артикуляции звука;

· об условиях проявления нарушенного фонематического восприятия: в сложных фонетических позициях, в слогах, словах, предложениях, словах-паронимах;

· о характере ошибок, которые могут возникатьу дошкольников с ФФНР при обучении их чтению и письму.

Обследование слоговой структуры слова включает следующие приемы. Ребенка просят:

o повторить: ковер, дверь, регулировщик и другие слова сложной слоговой структуры и различной звуконаполняемости;

o повторить предложения, включающие слова сложной слогвой структуры, например «Мотоциклисты едут на мотоцикле»;

o самостоятельно назвать действия, изображенные на картинках.

В целом выбор конкретной методики при исследовании слухового восприятия у детей осуществляется на основании имеющихся данных о наличии той или иной логопедической патологии, а так же ряда особенностей диагностируемого ребенка: возраст, наличие речи, наличия других дефектов развития. При необходимости уточнения диагноза психолого-педагогическое обследование необходимо сочетать с медицинскими и сурдологическими методами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: