Формирование связной речи. Умение составлять предложения по картине, демонстрации действий позволяет перейти к составлению коротких рассказов

Умение составлять предложения по картине, демонстрации действий позволяет перейти к составлению коротких рассказов. Обучение детей рассказыванию включает несколько направлений.

Составление рассказов по сюжетной картинке

При выборе картинки важно учитывать следующие требования:

- ограниченное число действующих лиц;

- простая композиция;

- выраженная сюжетная линия;

- понятная ребенку мотивация поступков героев.

Сначала дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы по ее содержанию. Далее логопед дает образец своего рассказа, который дети повторяют. Затем предлагают внимательно послушать вопросы, которые являются планом для самостоятельного рассказа по картине. Например: «Катя пошла в лес. Она взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу на спину и перенесла через речку».

Составление рассказов по серии картин

Обучая составлению рассказов по серии картин, необходимо сначала учить детей определять причинно-следственные связи и правильно раскладывать картинки.

Составление рассказов-описаний

Этот вид работы предусматривает составление рассказов с помощью логопеда. Объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, одежда, мебель.

Обучение этому виду рассказывания происходит в следующей последовательности.

1 э т а п. Выставляются две одинаковые машины. Затем дети рассказывают о них: «Это грузовая машина. У нее синяя крыша, красный кузов и черные колеса». Подобные сообщения можно составлять в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, подготовка к обеду и т.д.). тогда их высказывания звучат так: «У Тани шапка меховая, а у Миши -шерстяная; у Лены шуба длинная, а у Вани – короткая».

2 э т а п. Постепенно начинают использовать в качестве зрительной опоры наглядные схемы, которые служат планом при составлении рассказов-описаний игрушек, предметов и т.д.

Пересказ

При обучении пересказу важно правильно подобрать текст рассказа: он должен быть небольшим по объему, иметь четко выраженную последовательность действий, интересный для ребенка сюжет, знакомый словарь. Последовательность работы над пересказом предусматривает несколько этапов:

1. предварительная беседа, подводящая к содержанию рассказа: «У кого из вас дома есть котенок? Он большой или маленький? Какого цвета у него шерстка? Какой хвостик? Чем вы его кормите? Сейчас я прочитаю рассказ о котенке»;

- чтение рассказа о котенке с выкладыванием логопедом отдельных элементов сюжета («У Тани жил котенок. Он был маленький, беленький, с пушистым хвостиком. Таня кормила его молоком. Она говорила: «Пушок! Иди пить молок!»).

- сопряженное проговаривание рассказа;

- повторное чтение рассказа с последующим раскладыванием детьми соответствующих картинок;

- чтение рассказа и самостоятельный пересказ его детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: