Функции права

Функции права – основные направления правового воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права.

Признаки функций:

- воздействуют на общественные отношения;

- специфическое воздействие, связанное с государственным принуждением;

- целенаправленное воздействие;

- воздействие, конкретизирующее сущность права;

Функции права:

1) общесоциальные (внешние):

- политическая; экономическая; социально-культурная, идеологическая, воспитательная, коммуникативная;

2 ) специально-юридические (внутренние):

а) регулятивная:

- статическая;

- динамическая;

б) охранительная;

  1. Право и иные социальные регуляторы. Соотношение права и морали.

Социальное регулирование – воздействие на индивидов с помощью предписаний общего или индивидуального характера.

- Индивидуальное регулирование

- Нормативное регулирование

Социальный регулятор – предписание общего нормативного характера, с помощью которых осуществляется воздействие на общественные отношения.

- мораль

- традиции

- обычаи

- религия

- этикет

- корпоративные нормы

- мода

- технические нормы

- право

Нормы права и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в законную силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Правовые же нормы получают выражение в официальных гос актах (законах, указах, постановлениях).

3. По способу охраны от нарушений. Нормы морали и нормы права в правовом гражданском обществе в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждениям, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения же правовых норм применяются еще и меры государственного принуждения.

4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые же нормы представляют собой детализированные, по сравнению с моральными нормами, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.

Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой (дополняют и взаимообеспечивают друг друга)

  1. Проблемы взаимодействия права и государства.

Государство – это политико-территориальная суверенная организация публичной власти общества, взимающая с населения налоги, издающая законы и обеспечивающая их реализацию.

Право – это система нормативных установок, опирающаяся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная главным образов в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Модели соотношения государства и права:

1. государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель)

2. право верховенствует над государством (либерально-демократическое государство, теория правового государства)

3. государство создает право, но в своей деятельности им связано (реалистическая модель): соотношения права и государства: - единство права и государства.

3 модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

тоталитарная (государство выше права и им не связано);

либеральная (право выше государства);

прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарный подход предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В юр литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Теоретической предпосылкой этому являлось формально-догматическое отношение к понятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Однако для современной России данный подход уже не подходит.

Либеральный подход. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Такой либеральный подход имеет определенные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи господства права. Но данная идея выражает скорее желаемое, чем действительное.

Прагматический подход.Согласно этому подходу связь между П и Г не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: П и Г друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: