Разделение на группы. Подготовка к дискуссии на тему «Функциональные органы как единица анатомии человеческого духа».
Итоговый контроль знаний.
Приведите примеры изучения функциональных органов в экспериментальной психологии.
5. Домашнее задание для уяснения темы занятия:
Тесты:
1. Функциональный орган – это:
1) прижизненно складывающаяся система функций и реализующих их морфологических субстратов.
2) система знаний, умений, врожденных, но особенных для каждого индивида.
3) орган, контролируемый головным и спинным мозгом, который, в свою очередь, контролирует всю функциональную систему в целом.
4) психическая составляющая человеческой души.
2.Термин «функциональный орган» предложен:
1) Б.В. Зельцем.
2) Е.С. Бюргером.
3) А.А. Ухтомским.
4) В.С. Выготским.
3. Функциональный орган– это:
1) морфологическое образование.
2) философское образование.
3) энергийное образование.
4) духовное, а отчасти и психическое образование.
4. К числу функциональных органов относят:
|
|
1) образ.
2) мысль.
3) воспоминание.
4) действие.
5) желание.
5. Ухтомский считал функциональные органы виртуальными механизмами так как они:
1) двулики.
2) проецируются только в мир.
3) проецируются только на самого индивида.
4) осуществляются не последовательно и целиком даны внешнему наблюдателю.
Ситуационные задачи:
1. Среди ученых нет единства во взглядах на вопрос: с чем человек приходит в жизнь. Некоторые ученые отрицают наличие у человека инстинктивных форм поведения. Согласны ли Вы с этим? Какое значение имеет для понимания человеческого развития различение инстинктивных, наследуемых и врожденных форм поведения?
2. Что общего между двумя описанными ниже формами поведения? Что они иллюстрируют?
1. Оса-пелопей прикрепляет свои ячейки к стене и покрывает их общим земляным покровом. Что произойдет, если перед этим завершающим актом строительства снять гнездо со стены? Начнет искать его или строить новое? Ничуть не бывало. Пелопей является с ношей земли, садится на место, где только что было гнездо, и прикрепляет земляной ком к голой стене.
2. Американская крыса-неотома не только сооружает довольно сложное жилье в земле, но и устраивает у входа целую систему защиты: отгрызает колючки кактусов и втыкает их в землю остриями вверх. Но допустим, что у крысы таких колючек нет. Дадим ей что-нибудь заменяющее их: гвозди, например. Наша крыса не реагирует на эти предметы. Оказывается, данное поведение «включается» только при наличии колючек кактуса (Д.А.Жданов).