Любое использование частного имущества в целях извлечения прибыли

Общественная, основанная на совместном труде и совместном присвоении его результатов:

государственная;

коллективная;

семейная;

кооперативная;

хозяйственных товариществ;

акционерная;

- арендная.

№6: Рынок как экономический институт и его основные характеристики.

Для более глубокого осмысления рынка важно обратить внимание на причины его возникновения. Среди них выделяют:

1. развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников –

2. обособленных товаропроизводителей;

3. появление товарно-денежных отношений.

Развитие общественного разделения труда еще в древности прошло ряд крупных этапов, связанных с отделением скотоводства от земледелия, выделением как самостоятельной отрасли ремесла и возникновением торговли. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен и взаимообусловлен ростом производительности труда. Вызванное общественным разделением труда развитие обмена сопровождалось стремлением производителей к эквивалентности на основе экономической ограниченности и обособленности интересов. Эта обособленность возникла на основе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-либо локальным интересом (кооперативы, товарищества, акционерные общества, хозяйственные ассоциации, совместные и смешанные предприятия и другие).

Общественное разделение труда было вызвано ограниченностью ресурсов и производственных возможностей человека. Оно проявляется в специализации производителей на особых видах трудовой деятельности. Существование разных форм собственности обусловило экономическую обособленность производителей как собственников, при которой каждый из них осуществляет хозяйственную деятельность в соответствии с собственными интересами.

В условиях развитого общественного разделения труда каждый производитель специализируется на производстве определенных благ. Но для удовлетворения своих потребностей каждому человеку необходимы разнообразные товары. Данное противоречие разрешается путем обмена. Производя ограниченный ассортимент благ, но в большем количестве, чем необходимо для удовлетворения своих потребностей, производитель стремится обменять созданный им излишек на продукты других производителей. Таким образом, общественное разделение труда, с одной стороны, разъединяет производителей, а с другой — объединяет их, так как вызывает необходимость регулярного обмена результатами производственной деятельности.

Вначале обмен продуктами был редким, случайным явлением. По мере развития общественного разделения труда, появления новых товаров обмен становился более регулярным. Однако рост числа обмениваемых товаров затруднял процесс купли-продажи, ибо не всегда продавец и покупатель находили друг друга. Затруднения в обмене разрешились постепенным выделением на рынке местных товаров одного, который пользовался всеобщей обмениваемостью.

Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер.
БАРТЕР - ЭТО НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ОБМЕН ОДНОГО ТОВАРА НА ДРУГОЙ ТОВАР (Т-Т) БЕЗ ПОСРЕДСТВА ДЕНЕГ.
Между понятиями "обмен" и "товарное обращение" есть различия.
ТОВАРНОЕ ОБРАЩЕНИЕ - ЭТО ТОВАРНЫЙ ОБМЕН, ОПОСРЕДСТВОВАННЫЙ ДЕНЬГАМИ (Т-Д-Т).
Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы.

При формировании национальных рынков из среды товаров-эквивалентов выделился один, так называемый всеобщий эквивалент, ставший деньгами. Повсеместно эта роль закрепилась за золотом и серебром, учитывая их потребительские свойства: сохраняемость, делимость, портативность, однородность и узнаваемость.

В качестве обобщения можно сказать, что
РЫНОК-ЭТО СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ЧЕРЕЗ КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ВО ВСЕХ ЗВЕНЬЯХ ВОСПРОИЗВОДСТВА: В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБМЕНА И ПОТРЕБЛЕНИЯ.

Рынок

Совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. РЫНОК является формой связи между товаропроизводителями. В его основе лежат экономические отношения, порожденные разделением труда и формами собственности на средства производства. Основные элементы рыночного механизма — цена, спрос, предложение. С точки зрения территориальных границ и его масштабов, различают местный РЫНОК, национальный (внутренний) и мировой (внешний).

Понятие «рынок» используется в широком и узком смысле слова. В широком смысле под этим понятием подразумевается рыночная система, основанная на частной форме собственности на факторы производства, предпринимательской деятельности и конкуренции между участниками рыночных сделок.

Субъектами рыночных отношений выступают производители, потребители и их посредники. Основные производители (предприятия и организации) продают произведенные ими вещественные блага и услуги и покупают необходимые для производства ресурсы. Домашние хозяйства выступают на рынке как покупатели благ потребительского назначения и продавцы рабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполнения его функций. Посредники — оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры и агенты производителей — оказывают торговые услуги производителям и потребителям. Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица.

Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы, вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чего возникают рыночные отношения между продавцами и покупателями.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях:

Информационная - дает объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются.

Одной из функций рынка является информационная. Рынок информирует производителей о потребностях покупателей, выполняя общественную оценку товара. Сам факт продажи товара говорит о том, что он удовлетворяет определенную потребность. Если товар реализуется по цене, которая возмещает расходы на его производство, то это свидетельствует об общественном признании данных затрат. Не менее ценную информацию дают и несостоявшиеся акты купли-продажи. Они посылают сигналы производителям о том, что им следует уменьшить или вообще отказаться от производства определенных благ. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителям для принятия решений о способах удовлетворения своих многочисленных потребностей.

Регулирующая - рынок выступает регулятором производства через спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике.

Рынок также выполняет функцию регулирования производства и потребления. Через рыночный механизм (взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведенной продукции приводится в соответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей. Постоянные изменения в соотношении между спросом и предложением влияют на цену товара. При превышении спроса над предложением цена товара растет, что делает его более прибыльным и способствует расширению масштабов его производства. Одновременно рост цен уменьшает потребление данного товара, что неизбежно приводит к новым изменениям в соотношении спроса и предложения. В какой-то момент данный механизм сбалансирует спрос и предложение. Но это равновесие, как правило, не бывает долговременным. Дальнейшее увеличение производства приведет к тому, что возникнут трудности в реализации, цены начнут падать, доходы производителей уменьшатся, и они начнут сокращать объем производства данного товара.

Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

Стимулирующая - по средствам цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а так же расширение ассортимента товаров и услуг.

Рынку присуща и стимулирующая функция. Суть ее состоит в том, что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, повышать их качество и снижать цену. Достижение данных целей стимулирует внедрение новой техники и технологии, совершенствование организации производства.

Распределительная функция. Получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.

Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.

Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

Одна из главных функций рынка — установление равновесных цен, при которых платежеспособный спрос соответствует объему предложений. При ценах ниже равновесной имеет место избыточный спрос, а в случае превышения равновесной цены — избыточные предложения. В цене концентрируется и большой объем информации о насыщенности рынка, предпочтениях покупателей, затратах на строительство, хозяйственной и социальной политике государства в области, например жилищного строительства и т.д.

Классификация рынков:

По территориальному признаку:

1. местный

2. региональный

3. национальный

4. мировой

По субъектам, вступающим в обмен:

1. рынок потребителей

2. производителей

3. промежуточных продавцов

4. государственных учреждений

По объектам обмена:

1. рынки средств производства

2. рынок товаров и услуг

3. финансовый

4. рынок интеллектуальной собственности

С учетом ассортимента:

1. замкнутый

2. насыщенный

3. смешанный

По степени соблюдения законности:

1. легальный (официальный)

2. нелегальный (теневой)

3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

1. равновесный (спрос = предложение)

2. дефицитный(спрос > предложение)

3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

1. свободный

2. регулируемый

Вопрос 2.7. Структура и инфраструктура рынка. «Провалы рынка» и роль государства в современной рыночной экономике.

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих осо­бенности организации и функционирования того или иного от­раслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все ас­пекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и не­ценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Типологии ры­ночных структур исходя из признаков отраслевого рынка.

1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

2. Контроль над рыночной ценой. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами.

4. Условия вступления в отрасль, наличие или отсутствие барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция - конкурен­ция в отношении качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

В зависимости от содержания каждого признака и их сочета­ния формируются разные типы отраслевых рынков (разные мо­дели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии:

совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ­водителям стандартизированной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополи­стическими рынками;

чистая монополия — тип рыночной структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену;

монополистическая конкуренция — тип рыночной структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж).

Каждая из этих рыночных структур отличается разной сте­пенью рыночной власти отдельного производителя, которая на­ходится в обратной зависимости от степени развития отноше­ний конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если ры­ночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска.

Инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых и экономических отношений, связывающую эти отношения при всем их многообразии в одно целое. Инфраструктура выступает связующим элементом во взаимоотношениях между основными субъектами экономических отношений – производителями экономических ресурсов, конечных товаров и их непосредственными потребителями. Различают «широкую» и «узкую» инфраструктуру. В широком смысле к рыночной инфраструктуре относят всю систему институтов всех локальных рынков. В более узком смысле имеют в виду материальные объекты инфраструктуры – «товары общественного потребления», производство и использование которых обеспечивается обычно государством (городские транспортные системы, муниципальные системы водоснабжения и т. д.). Инфраструктура в любой социально-экономической системе – это, прежде всего, совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов данной системы. Из этого определения вытекает, что инфраструктура, как некая подсистема в иной системе, призвана, во-первых, обеспечить функционирование взаимосвязей между элементами самой системы, к которой относятся ее объекты и субъекты. Именно в этом состоит ее основная функция, которая, очевидно, имеет пассивный характер. Помимо обеспечивающей функции инфраструктура одновременно выполняет регулирующую функцию, определенным образом упорядочивая взаимодействие элементов самой системы. Эта функция является активной. Первым элементом инфраструктуры являются соответствующие институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения ориентирована на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками. Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые фирмы и пенсионные фонды, дело которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению опасности предпринимательской деятельности. Государство в этой части рыночной инфраструктуры представлено, прежде всего, центральным банком и налоговыми службами. Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем – обеспечением полной занятости. В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент рыночной инфраструктуры, выражающий ее сущность, наиболее осязаемо, и являющийся классической формой ее проявления. Вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также институты, (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры. Информационная составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Третий элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как дело институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее "правила игры" в рыночной среде. Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры дополняется ее внешним содержанием – нормообразованием. Четвертый ингредиент рыночной инфраструктуры – уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый субъективный ингредиент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах.

Конъюнктура рынка — экономическая ситуация на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж. Положение на рынке зависит от конъюнктуры рынка, т.е. от состояния спроса и предложения. Другими словами, конъюнктура рынка — это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют. Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность. Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. Изменение конъюнктуры рынка определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики, но на нее влияют и такие факторы, как сезонный характер производства и потребления ряда товаров, социальные конфликты, стихийные бедствия, изменения в международной обстановке. Все факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, классифицируются на постоянные и временные (по периодичности их воздействия), стимулирующие развитие рынка или же сдерживающие его.

Задачи конъюнктуры:

· интегральные и дифференцированные оценки состояния рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка;

· характеристика масштаба (типа) рынка;

· оценка и анализ основных пропорций развития;

· выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов;

· оценка цикличности и сезонности развития;

· оценка рациональных различий;

· оценка деловой активности;

· анализ монополизации рынка и уровня конкуренции;

Провалы рынка:

· естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации;

· информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества;

· внешние эффекты — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;

· общественные блага — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая налоги, в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.

Преимущества:

1) рынок – это регулятор общественного производства, т. е. он контролирует динамику спроса и предложения на произведенную продукцию;

2) рынок – это саморегулирующаяся система;

3) ресурсы и факторы производства на рынке эффективно распределяются и перераспределяются, а структура общественного производства приспосабливается к системе потребностей;

4) механизм рынка обеспечивает рост производительности труда, а также стимулирует снижение издержек.

Но рынок не является абсолютно идеальным механизмом, в соответствии с этим он имеет свои недостатки:

1) рынок не может контролировать внешние для него эффекты (экстерналии), которые представляют собой внешнее воздействие на структуру и механизм рынка;

2) не каждая потребность может выражаться в деньгах, через величину спроса и быть удовлетворена рыночным способом (например, потребность в социальной защите, правопорядке и т. д.). В этом случае необходимо государственное вмешательство;

3) рынок не может обеспечить экономику необходимым количеством денежной массы, поскольку эмиссия денежной единицы – это прерогатива государства и монопольная функция центрального банка страны;

4) часто функционирование рынка приводит к возникновению монополии, поэтому необходимо антимонопольное регулирование, которое может быть осуществлено только государством как высшей формой власти;

5) в рыночной экономике доходы распределены крайне неравномерно, вследствие этого возникает социальная дифференциация. Поэтому государство берет на себя ответственность поддержки малообеспеченных слоев;

6) рынок не активизирует развитие научной деятельности и образования, а между тем это очень важные элементы экономики;

7) рынок не гарантирует права на труд, не регулирует уровень занятости и безработицы в стране, следовательно, государство организовывает биржи труда и выплаты трансфертных платежей;

8) только государственные органы проводят антиинфляционную политику, поскольку рынок не гарантирует стабильности уровня цен. Таким образом, с развитием экономики возникает необходимость государственного вмешательства. Проблема состоит лишь в установлении этих границ, так как излишний контроль характеризует командно-административную систему и полностью парализует механизм рынка.

Саморегулирующаяся рыночная система способствует рождению монополии, а значит уменьшению конкуренции. В таких условиях государство вынуждено взять на себя ответственность за обеспечение эффективного функционирования хозяйственной системы. С этой целью применяется антимонопольное законодательство, препятствующее объединениям крупных предприятий. Не менее сложным вопросом для государства является регулирование так называемых «внешних» или побочных эффектов. Внешние эффекты – факторы, которые не учитываются при определении общественного продукта, но которые влияют на благосостояние людей. На микро уровне внешние эффекты могут быть определены как издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах. Внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. К числу недостатков рынка относится проблема, связанная с контролем денежной массы в обращении. Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства, поэтому имеет место нехватка или, наоборот, изобилие денег. Решение этих вопросов государство осуществляет в лице Центрального банка. В отличие от других финансовых институтов, руководствующихся соображениями коммерческой выгоды, центробанк страны призван защищать интересы общественные. Особое внимание современное государство вынуждено обращать на существование социальных проблем. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к дифференциации в уровне жизни населения, социальной незащищенности наиболее бедных слоев. Если рыночное распределение не устраивает большинство населения страны, то это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Перемещение части доходов от обеспеченных слоев к нуждающимся возможно двумя путями: через так называемые трансферты и установление фиксированных цен на социально значимые товары и услуги, а также минимального размера оплаты труда. Трансферты – выплата денег, передача товаров и услуг населению или фирме в одностороннем порядке, а не в обмен на товар или деньги. Роль государства – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью социальных выплат людей, не по своей воле утративших рабочие места, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т. д. Все рассмотренные функции государства в экономике должны соответствовать трем важнейшим принципам экономической деятельности: эффективности, справедливости и стабильности. Эффективность обозначает, что государство призвано создавать условия, обеспечивающие эффективное функционирование производства. Справедливость предполагает перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций для сглаживания имущественного неравенства, рождаемого рынком. Стабильность требует проведения специальных мер, направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Вопрос 2.8. Спрос и предложение на рынке, и их эластичности по цене и доходу.

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

¾ индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

¾ рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Объем спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

З акон предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Неценовые факторы спроса. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды - спрос на него падает.

Доход покупателя. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Н еценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения): Величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства зависит от: применяемой технологии; цены ресурсов, используемых в данном производстве. Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара. Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения. Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент. Если абсолютная (без минуса) величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров. При единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров.

Понятие эластичности отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен.

Различают следующие типы эластичности:

1. Единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1 % (Ed = 1).

2. Эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Ed › 1).

3. Неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Ed ‹ 1).

4. Совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed = 0).

5. Бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Ed= ∞).

Эластичность связана с использованием товаров-заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает и спрос является эластичным.

Товары с эластичным спросом по цене: предметы роскоши, мебель, бытовая техника, мясо, фрукты и т.д. Товары с неэластичным спросом по цене: предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричеств, трудно заменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1. Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.

2. Фактор времени – чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости – спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

4. Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей – чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

Факторы, влияющие на эластичность предложения

1. Наличие резерва производственных мощностей. Когда промышленность не работает на полную мощность, оборудование простаивает, рабочие остаются без работы или заняты неполный рабочий день. В этом случае предложение будет эластичным. Возросший спрос можно удовлетворить довольно быстро: нанять больше рабочих и привести в действие простаивающее оборудование. Однако если промышленность работает на полную мощность, предложение будет неэластичным, по крайней мере в течение короткого периода. Может понадобиться много времени, чтобы построить новые или расширить старые заводы. И даже в условиях безработицы предложение может быть неэластичным, если обнаружится недостаток рабочей силы определенной квалификации.

2. Уровень запасов. Если в отрасли есть большие товарные запасы, возросший спрос можно удовлетворить, пустив их в оборот. Пока запасы не истощатся, предложение будет эластичным.

3. Различие сельскохозяйственных и промышленных товаров. Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры. В течение года никаких изменений в предложении овощей и зерновых культур не происходит. Предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.

4. Фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного периода производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены, и предложение совершенно неэластично (ЕS = 0), поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (сырье, рабочая сила), либо использовать их более интенсивно; в условиях долгосрочного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

Вопрос 2.9. Механизм рыночного ценообразования и условия равновесия рынка.

Рынок покупателя - рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными в поиске спроса приходится быть продавцам, на этом рынке предложение превышает спрос.

Рынок продавца - такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где более активными в поиске подходящего предложения приходится быть покупателям, на этом рынке спрос существенно превышает предложение.

На рынке могут возникать и равновесные состояния между спросом и предложением. Обычно считается, что к этому состоянию рынок и стремится, так как на рынке продавца растут цены и со временем увеличивается конкуренция, а на рынке покупателя спрос уменьшается - продавцы уходят в другие ниши.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения. Рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночной экономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. И устанавливается удовлетворяющая обе стороны - рыночная или равновесная цена. Согласие продавцов и покупателей на рынке о покупке-продаже определенного количества товара за определенную цену будет определять равновесие на рынке. Однако оно может быть никогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможные цены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства блага для производителей. Равновесная цена и равновесное количество обладают следующими необыкновенными свойствами.

1. Товаров представлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.

2. В точке равновесия выражен наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.

3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишнее для продажи при данном объеме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.

Рыночное равновесие означает равенство объемов спроса и предложения. Цена, при которой достигается соответствие предложения спросу, называется ценой рыночного равновесия.

Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен.

Рыночное равновесие — такое состояние рынка, которое характеризуется равенством спроса и предложения всех товаров и услуг. В этом смысле синоним термина “Равновесие” — сбалансированность. Цены и объемы благ, при которых наблюдается Р. р., соответственно называются равновесными ценами и равновесными объемами: равновесный объем — это объем спроса и предложения товара при равновесной цене; при равновесной цене объем спроса на рынке равен объему предложения.

Р. р. достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения (она называется точкой равновесия) и отклонения от этой точки приводят либо к неудовлетворенному спросу (дефициту) — когда цена совокупности благ ниже равновесной, либо к избытку этих благ в противоположном случае.

Спрос и предложение – диалектические противоположности, противоречивое единство которых является движущим фактором развития рыночной экономики. Противоречивость спроса и предложения разрешается на рынке путем приведения разнонаправленных тенденций и интересов покупателя и продавца к удовлетворяющему обе стороны варианту рыночной сделки. Этот вариант базируется на рыночном клиринге или равновесной цене. Графически равновесная цена может быть найдена путем наложения друг на друга кривой спроса и предложения.

Вопрос 2.10. Полезность экономических благ и ее влияние на выбор потребителя. Теория поведения потребителя на рынке.

Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Сторонники теории предельной полезности выделяли два вида полезности:

¾ абстрактную полезность, как способность блага удовлетворять какую-либо потребность;

¾ конкретную полезность, как субъективную оценку полезности данного экземпляра блага.

Полезность блага или товара — способность его удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. П. блага тем выше, чем большему числу потребителей оно служит, чем настоятельнее и распространеннее эти потребности и чем лучше и полнее оно их удовлетворяет. П. является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность.

В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага соответствует прирост общей полезности. Если дальнейшее потребление блага приносит вред, то общая полезность снижается. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага.

Представители австрийской школы К. Менгер, О. Бем-Баверк, Ф. Визер одними из первых попытались установить связь между спросом и ценой, запасом и количеством. Они обосновали положение о том, что количество является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Согласно данной теории, цена блага для потребителя определяется предельной полезностью. Понятие полезности лежит в основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке). Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий функцию (функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества) полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Равновесие потребителя – это состояние, при котором он покупает товары по данным ценам в таких объемах, что расходует весь свой доход и максимизирует полезность.

Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага. Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная).

Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму и предельная полезность становится отрицательной. Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены.

Кардиналистская (количественная) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности. Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Ординалистская, или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Принимая этот тезис, необходимо принять ряд положений, характеризующих отношения предпочтения и безразличия потребителя. Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах.

1. Ненасыщенность. Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество благ. Под это положение не подходят некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают или даже избегают — антиблага (загрязнение окружающей среды, шум, сигаретный дым и пр.). Потребление антиблаг снижает благосостояние индивида.

2. Сравнимость предпочтений. Принимая решение о приобретении блага или отказываясь от его покупки, потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше, или отметить их равноценность.

3. Транзитивность предпочтений. Принимая решение о покупке, потребитель должен последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие.

Каждый потребитель желает приобрести различные блага, и в реально потребляемых наборах число видов благ достаточно велико. Однако для изучения закономерностей процессов потребления можно ограничиться всего двумя благами.

Максимизация полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворяющей больше или меньше, чем другие.Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последующая единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.

В результате максимизации полезности потребитель:

¾ во-первых, полностью расходует свой доход на приобретение товаров и на накопление (максимизация полезности не означает, что потребитель должен обязательно израсходовать все свои деньги, сбережения также обладают полезностью и служат стимулом для будущего потребления);

¾ во-вторых, так организовывает свои покупки, чтобы получить одинаковое удовлетворение от денежных средств, направленных на приобретение каждого товара (включая сбережения)

Другими словами, при комбинации, дающей максимальное удовлетворение, предельные полезности на рубль, затраченный на последнюю единицу каждого товара, равны между собой. Если эти предельные полезности не равны, то совокупное удовлетворение может быть увеличено путем уменьшения расходов на товары с меньшей степенью полезности и увеличению затрат на товары с большей степенью полезности.

Совокупная полезность - это общая полезность всех единиц данного блага, кроме этого, совокупная полезность - это общая полезность всего потребительского набора.

Простейшее правило максимизации полезности - это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности и данный потребительский набор является наилучшим. Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ. Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.

При возможности значительных изменений количеств обоих товаров можно составить множество их комбинаций («наборов»). Все эти комбинации в зависимости от степени предпочтения их потребителем можно разбить на отдельные группы. Комбинации, входящие в одну группу товаров, равнозначны для потребителя, и на графике объединяются единой кривой безразличия (название подчеркивает, что потребитель безразличен к выбору комбинаций, составляющих эту кривую). Зато значение отдельных групп неравноценно для потребителя. Поэтому кривые безразличия, построенные для разных групп товаров, будут иметь различное значение на шкале предпочтений потребителя. В настоящее время преобладает ординалистский подход. Кривые безразличия. Этот инструмент анализа используют в теории для изучения ранжирования субъективных предпочтений потребителя, имеющего ограниченный бюджет. Каждая кривая безразличия – это набор товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы безразлично, какой из них выбрать. Например, покупатель может выбрать из четырех вариантов, составленных двумя видами товаров: продовольствием и одеждой. Меньшее количество одного продукта вполне компенсируется большим потреблением другого продукта, в результате потребительский эффект каждого варианта практически одинаков. Следовательно, все четыре варианта вполне – это наборы безразличия, приносящие покупателю одинаковый уровень удовлетворения. Все варианты (A,B,C) могут быть изображены на графике, формирую соответствующую кривую безразличия или кривую предпочтения.

Вид кривой с набором безразличия напоминает нам хорошо известную кривую спроса. Это не случайно: из индивидуальных кривых безразличия формируется кривая спроса на товары. Свойства кривых безразличия, по сути, и выявляют важнейшие тенденции рыночного спроса. К числу таких свойств и особенностей кривых безразличий относят следующие:

1. Кривые безразличия покупателей имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимозамещаемых товаров

2. Наклон кривой безразличия определенно показывает соотношение предельной полезности набора, из которой одни товары помечены по горизонтальной оси, а другие по вертикальной.

3. Каждая кривая безразличия соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах набора продуктов. Любая другая кривая безразличия может быть построена только лишь в соответствии с более высоким или наоборот низким уровнем потребления. Например, возросшему уровню потребления будет соответствовать новая крива безразличия – 2, сместившаяся вправо и вверх. Эта кривая представляет варианты наборов с большим количеством всех включенных в них товаров, что, с тоски зрения предельной полезности и потребительского эффекта, возможно только лишь при более высоком доходе и бюджете.

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей). Кривые безразличия позволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ. Кривая безразличия — это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю «безразлично», какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия. Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения — количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу. Предельная норма замещения может принимать различные значения: а) быть равной нулю; б) быть постоянной (для двух полностью взаимозаменяемых товаров); в) меняться при движении вдоль кривой безразличия.

Бюджетное ограничение. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Эту информацию дает бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. При уменьшении дохода потребителя произойдет уменьшение количества доступных для потребителя товарных наборов, при увеличении дохода — увеличение количества доступных наборов.

Данный эффект зачастую происходит для товаров субститутов. В результате действия этого эффекта изменение цены одного из товаров, входящих в набор влечет увеличение потребления другого товара. Когда цена товара падает, то этот товар становится более привлекательным для потребителя, чем все другие товары, и потребитель приобретает именно этот товар, замещая им все остальные товары, которые он мог приобрести на эти деньги. Степень влияния эффекта замещения определяется наличием заменителей у товара, их качеством и количеством – прямая пропорциональность. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Пример. Снижение цен на яблоки при неизменном уровне цен на другие товары, означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 10, а 15 или 20 кг. Товаром Гиффена называется низкокачественный товар, который занимает значительное место в структуре потребления. В этом случае положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен), поэтому спрос на товар Гиффена падает при снижении цен, увеличивается при их росте. Предельная норма замещения – это мера, показывающая максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Увеличение полезности потребления одного товара должно уравновесить снижение потребления другого товара и так далее. В конечном итоге такие замещения обеспечивают одинаковый уровень полезности на равновеликую единицу денежных затрат личного бюджета. Увеличивая полезность своих денежных расходов, рациональный покупатель стремится уравновесить не только взаимно замещаемые товары, но и цены этих товаров. Точнее именно цены и позволяют уравновесить пропорции взаимного замещения товаров. Предельная норма замещения должна быть равна соотношению цен на взаимозаменяемые товары. Так, например, если X и Y – это товары, которые потребитель замещает для максимилизации полезности собственных денежных затрат на их потребление, то он руководствуется нормой их замещения, которая может быть выражена следующим образом:

При совершении покупок на первый план выдвигаются те или иные критерии, в зависимости от которых всех покупателей можно разделить на четыре категории:

¾ экономные покупатели — основной интерес при покупке у них вызывает ценность товаров, для них характерна высокая чувствительность к ценам, качеству и ассортименту товаров;

¾ персонифицированные покупатели — главное для них это «образ» продукции, обслуживание и отношение предприятия к потребителям; значительно меньше внимания уделяется ценам;

¾ этичные покупатели — готовы пожертвовать низкими ценами и широтой ассортимента для поддержания небольших предприятий, демонстрируют свою приверженность товару;

¾ апатичные покупатели — основное внимание уделяется удобству покупки вне зависимости от цены товара. В понятие «удобство» включается место расположения торгового предприятия, его близость к месту проживания или работы, наличие удобного подъезда, стоянок, специально организованного транспорта, доставляющего клиентов к магазину, быстрота обслуживания, наличие разных форм оплаты, дополнительный сервис.
Многие чувствительны к уровню цен, находящихся под воздействием нескольких факторов, каждый из которых определяет особенности поведения покупателей.

1. Представления покупателей о наличии товаров-заменителей. Чем полнее покупатели информированы о наличии товаров, заменяющих данный, товар, об их свойствах и качественных характеристиках, тем чувствительнее они к уровню цен на данный товар. Существует два показателя, связанных с этим фактором: среднерыночная цена безразличия — объективная характеристика, формирующая общее представление всех потребителей о том, какой должна быть цена на товар и его заменители; субъективные ожидания потребителей в отношении цен, отражающие их личное восприятие товара и готовность платить за него ту или иную цену.

2. Эффект уникальности. Чем более неповторимым выглядит товар в глазах потребителей, тем большую цену они готовы заплатить, следовательно, тем менее чувствительны будут к изменениям цен на него.

3. Эффект затруднительности сравнения. Потребители тем менее чувствительны к цене, чем труднее сравнение данного товара с товарами-аналогами. Ключом к успеху для предприятия является создание торговой марки, обеспечение ей широкой известности (популярности), например с помощью интенсивной рекламы.

4. Эффект «цена—качество». В основе совре


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: