Методики для детей (подростков)

Методика «Рисунок семьи» (КРС)

Тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о семейной ситуации так, как ее субъективно переживает сам ребенок. Тест помогает выявить вза­имоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнару­жить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

На русском языке наиболее интересные работы по этой мето­дике принадлежат Хоментаускусу [1990], А.Л. Венгеру [2003]. При написании настоящего раздела мы использовали эти две работы, а также практические рекомендации [Психологическая диагнос­тика..., 1991].

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рису­нок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмысливать семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только раскрывает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему семейных отношений.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование всей семьи и бесе­да после рисования. Для выполнения ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик.

Процедура проведения обследования

Предложите ребенку следующее задание: «Пожалуйста, нари­суй свою семью так, чтобы ее члены (члены семьи) были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать как хочешь».

Во время рисования записывайте все спонтанные высказыва­ния ребенка, следите за его мимикой, жестами, а также фикси­руйте последовательность рисования. После того как рисунок за­кончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме.

1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся члены семьи?

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными чле­нами семьи?

Психолог может задать и более нацеленные вопросы.

В системе количественной оценки КРС учитываются формаль­ные и содержательные особенности рисунка. Формальными счи­таются качество линий, расположение объектов рисунка, стира­ние всего рисунка или отдельных его частей ластиком, затушевы­вание или заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержа­тельной характеристикой рисунка является изображаемая деятель­ность членов семьи и людей на рисунке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: