Метод мозгового штурма был впервые предложен и успешно осуществлен М. Осборном в США. [2]
Суть этого метода заключается в том, что руководитель группы излагает какую-либо определенную проблему и просит каждого члена группы с ходу высказать свои соображения по поводу ее решения, не смущаясь при этом выдвижения самых невероятных предложений. Руководитель немедленно записывает все высказывания по мере их поступления, не допуская никакого обсуждения их достоинств и недостатков до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Негативная критика запрещена. Разрешается только дополнять уже высказанные предложения и их комбинировать.
Когда группа истощает свой запас идей, руководитель открывает дискуссию с целью объединения и развития предложенных отрывочных соображений в одно цельное практическое решение упомянутой проблемы.
Иногда высказанные идеи передаются узким специалистам. Специалистам критика уже разрешена. Однако и она должна быть конструктивной. Сказать "нет" проще всего. В высшие инстанции предложения подаются только после тщательного обсуждения. После сортировки одни идеи сразу используются для внедрения, другие откладывают про запас. Некоторые из этих идей в свою очередь становятся темами следующих мозговых штурмов.
|
|
Как разновидность метода мозгового штурма применяется метод Гордона. Суть этого приема в следующем. Руководитель предлагает группе для обсуждения вопрос, касающийся проблемы, ждущей своего решения, но не раскрывает содержание самой проблемы. Группа свободно обсуждает поставленный вопрос. Руководитель группы вмешивается в обсуждение только в том случае, если оно выходит за пределы данной проблемы. Например, если проблемой является конструирование нового рабочего стола, то вопросом, вынесенным на обсуждение группы, может быть просто "рабочее место". На группу не давит мысль о том, каким должен быть рабочий стол, и она работает над идеей создания оптимального рабочего места вообще. Когда де проблема раскрывается, группа начинает переносить все выявленные принципы на решение конкретной задачи.
Мозговой штурм может проводиться при любом количестве участников, но проходит наиболее эффективно при количестве от 4 до 12 человек. Как показывает опыт, состав участников от штурма к штурму хорошо менять. При этом желательно оставлять постоянное «ядро», куда входят самые активные генераторы идей, возбуждающие остальных. Не последнюю роль играют характеры участников. Остроумный "чужак", сам высказывающий парадоксальные мысли и благожелательно оценивающий предложения коллег, как правило, оказывается при поиске идей полезнее признанного специалиста, который взирает на всех со своего пьедестала и парализует общие усилия скептическим пожатием плеч. Следует опасаться участников, выступления которых действуют усыпляюще.
|
|
На практике данный метод был испытан автором при проведении занятий университета "Технике экономических знаний" Кавказского отделения СКЖД с начальниками отделов, главными инженерами или первыми заместителями начальников хозединиц отделения дороги. [9]
На первом занятии автор ознакомил слушателей с различными методами поиска новых идей и, о частности, с методологий проведения мозгового штурма и предложил слушателям к следующему занятию поставить проблему, которая затрагивала бы все службы. Сформированная ими проблема "Как сократить ложное срабатывание светофоров" была направлена на повышение безопасности движения и касалась всех служб. Поиск решения методом мозгового штарма продолжался около двух часов. При этом в процессе решения проблемы на доске специалистами были изображены электрические схемы и эскизы конструкции железобетонных шпал.
В результате работы сформулировались следующие предложений, направленные на улучшение работы рельсовых цепей.
1. Своевременно производить очистку балласта.
2. Увеличить зазор между закладной шайбой и рельсом.
3. Увеличить зазор между закладной шайбой и напряженными струнами в шпале.
4. Изменить конструкцию клеммы для увеличения зазора между
клеммой и шайбой закладного болта.
5. Изменить конструкцию шайбы с учетом увеличения расстояния
между струнами шпалы.
6. Изменить конструкцию закладной шайбы в целях уменьшения ее
размеров.
7. Изготовить конструкцию шпалы с изолированной закладной шайбой, покрыв капроном.
8. Разбить блок-участки на более.короткие.
9. Улучшить содержание вагонов (большое количество неисправных
кузовов).
10. Разработать установку для всасывания пыли с балластной поверхности с прицепкой к подвижному составу (в качестве одного из
вариантов использовать отслужившие срок авиационные турбореактивные двигатели).
11. Разработать модернизированную систему подтормаживания для предотвращения боксования по типу электровозов серии К для всех других электровозов.
12. Разработать модернизацию электрических цепей электровоза
для уменьшения падения напряжения на отдельных двигателях и перераспределения нагрузочного тока (анодными делителями).
13. Выполнить реконструкцию питания рельсовых целей с применением частоты 25 Гц.
14. Внедрить устройства частотных рельсовых цепей.
Характерно, что большинство идей предложили не специалисты СЦБ, которые обслуживают системы светофоров, а локомотивщики к путейцы.
Для доработки и внедрения данных предложений создала творческую инициативную группу при главном инженере отделения дороги. В дальнейшем часть предложений была внедрена в отделении дороги, а часть передана в управление дороги и ВНИИЖТ для дальнейшего исследования и доработки с целью внедрения на сети железных дорог.
Таким образом, за два часа работы производственники могут принципиально решить проблемы или найти направления их решения, в то время как большие научно-исследовательские институты в течении длительного времени не могут этого сделать.