Мозговой штурм

Метод мозгового штурма был впервые предложен и успешно осуществлен М. Осборном в США. [2]

Суть этого метода заключается в том, что руководитель группы излагает какую-либо определенную проблему и просит каждого члена группы с ходу высказать свои соображения по поводу ее решения, не смущаясь при этом выдвижения самых невероятных предложений. Руководитель немедленно записывает все высказывания по мере их поступле­ния, не допуская никакого обсуждения их достоинств и недостатков до тех пор, пока не прекратится поступление новых идей. Негативная критика запрещена. Разрешается только дополнять уже высказанные предложения и их комбинировать.

Когда группа истощает свой запас идей, руководитель открывает дискуссию с целью объединения и развития предложенных отрывочных соображений в одно цельное практическое решение упомянутой пробле­мы.

Иногда высказанные идеи передаются узким специалистам. Специа­листам критика уже разрешена. Однако и она должна быть конструктив­ной. Сказать "нет" проще всего. В высшие инстанции предложения по­даются только после тщательного обсуждения. После сортировки одни идеи сразу используются для внедрения, другие откладывают про запас. Некоторые из этих идей в свою очередь становятся темами сле­дующих мозговых штурмов.

Как разновидность метода мозгового штурма применяется метод Гордона. Суть этого приема в следующем. Руководитель предлагает группе для обсуждения вопрос, касающийся проблемы, ждущей своего решения, но не раскрывает содержание самой проблемы. Группа сво­бодно обсуждает поставленный вопрос. Руководитель группы вмешива­ется в обсуждение только в том случае, если оно выходит за преде­лы данной проблемы. Например, если проблемой является конструиро­вание нового рабочего стола, то вопросом, вынесенным на обсужде­ние группы, может быть просто "рабочее место". На группу не давит мысль о том, каким должен быть рабочий стол, и она работает над идеей создания оптимального рабочего места вообще. Когда де проб­лема раскрывается, группа начинает переносить все выявленные прин­ципы на решение конкретной задачи.

Мозговой штурм может проводиться при любом количестве участни­ков, но проходит наиболее эффективно при количестве от 4 до 12 че­ловек. Как показывает опыт, состав участников от штурма к штурму хорошо менять. При этом желательно оставлять постоянное «ядро», куда входят самые активные генераторы идей, возбуждающие остальных. Не последнюю роль играют характеры участников. Остроумный "чужак", сам высказывающий парадоксальные мысли и благожелательно оцениваю­щий предложения коллег, как правило, оказывается при поиске идей полезнее признанного специалиста, который взирает на всех со своего пьедестала и парализует общие усилия скептическим пожатием плеч. Следует опасаться участников, выступления которых действуют усыпляюще.

На практике данный метод был испытан автором при проведении за­нятий университета "Технике экономических знаний" Кавказского от­деления СКЖД с начальниками отделов, главными инженерами или пер­выми заместителями начальников хозединиц отделения дороги. [9]

На первом занятии автор ознакомил слушателей с различными методами поиска новых идей и, о частности, с методологий проведения мозгового штурма и предложил слушателям к следующему занятию поставить проблему, которая затрагивала бы все службы. Сформированная ими проблема "Как сократить ложное срабатывание светофоров" была направлена на повышение безопасности движения и касалась всех служб. Поиск решения методом мозгового штарма продолжался около двух часов. При этом в процессе решения проблемы на доске специалистами были изображены электрические схемы и эскизы конструкции железобетонных шпал.

В результате работы сформулировались следующие предложений, направленные на улучшение работы рельсовых цепей.

1. Своевременно производить очистку балласта.

2. Увеличить зазор между закладной шайбой и рельсом.

3. Увеличить зазор между закладной шайбой и напряженными стру­нами в шпале.

4. Изменить конструкцию клеммы для увеличения зазора между
клеммой и шайбой закладного болта.

5. Изменить конструкцию шайбы с учетом увеличения расстояния
между струнами шпалы.

6. Изменить конструкцию закладной шайбы в целях уменьшения ее
размеров.

7. Изготовить конструкцию шпалы с изолированной закладной шай­бой, покрыв капроном.

8. Разбить блок-участки на более.короткие.

9. Улучшить содержание вагонов (большое количество неисправных
кузовов).

10. Разработать установку для всасывания пыли с балластной поверхности с прицепкой к подвижному составу (в качестве одного из
вариантов использовать отслужившие срок авиационные турбореактив­ные двигатели).

11. Разработать модернизированную систему подтормаживания для предотвращения боксования по типу электровозов серии К для всех других электровозов.

12. Разработать модернизацию электрических цепей электровоза
для уменьшения падения напряжения на отдельных двигателях и пере­распределения нагрузочного тока (анодными делителями).

13. Выполнить реконструкцию питания рельсовых целей с примене­нием частоты 25 Гц.

14. Внедрить устройства частотных рельсовых цепей.
Характерно, что большинство идей предложили не специалисты СЦБ, которые обслуживают системы светофоров, а локомотивщики к путейцы.

Для доработки и внедрения данных предложений создала творческую инициативную группу при главном инженере отделения дороги. В дальнейшем часть предложений была внедрена в отделении дороги, а часть передана в управление дороги и ВНИИЖТ для дальнейшего иссле­дования и доработки с целью внедрения на сети железных дорог.

Таким образом, за два часа работы производственники могут принципиально решить проблемы или найти направления их решения, в то время как большие научно-исследовательские институты в течении длительного времени не могут этого сделать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: