Этика намаза и поста

Подготовка к намазу. Намаз является столпом ислама,одним из главных и ценных видов поклонения. Намаз бывает обязателный, их пять и дополнительные. Разновидности дополнительных намазов много, о них можно узнать из соответствующей литературы. После омовения, отправляясь совершить намаз, желательно прочитать суру «Ина анзалнаху» три раза и следующую молитву:

بِسْمِ اللهِ آمَنْتُ بِاللهِ وَتَوَكَّلْتُ عَلَى اللهِ لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ

Смысл: «С именем Аллаха, я уверовал в Аллаха и уповаю на Него, нет мощи и силы для совершения благого и воздержания от плохого, кроме как от Всевышнего Аллаха».

Этика входа вмечеть. Желательно при входе в мечеть, переступать порог правой ногой и прочитать при этом следующую мольбу:

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ * بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ * اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ * اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سيدنا مُحَمَّدٍ وعلي أل سيدنا مُحَمَّدٍ وسلّم. اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي

وَافْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ

Смысл: «Я прибегаю к защите Аллаха против козней проклятого сатаны. Начинаю с именем Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к уверовавшим. Салам Аллаха тебе, о Пророк صل الله عليه وسلَّم. О мой Аллах, благослови пророка Мухаммада*и его семейство. О Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоей милости».

Если человек прочитает эту молитву, то сатана говорит, что этот человек защищён от его вреда в течение целого дня.

Далее желательно совершить намаз приветствия (тахийа-намаз) прежде чем сесть, и поприветствовать тех, кто находится в мечети. Можно давать салам и до совершения тахийа-намаза.

При выходе из мечети желательно выйти с левой ноги и произнести следующую мольбу:

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ * بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ * اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ * اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى سيدنا مُحَمَّدٍ وعلي أل سيدنا مُحَمَّدٍ وسلّم.

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي وَافْتَحْ لِي أَبْوَابَ فَضْلِكَ

Перевод: «Прибегаю к защите Аллаха от козней проклятого сатаны. Начинаю с именем Аллаха, Милостивого на этом свете ко всем, а на том свете – лишь к уверовавшим. Салам Аллаха тебе, о Пророк صل الله عليه وسلَّم! О мой Аллах, благослови пророка Мухаммада *и его семейство! О мой Аллах, прости мне мои грехи и открой для меня врата Твоей милости!»

После входа в мечеть желательно вознамериться для и‘тикафа в течение всего времени, что находитесь там. После этого, если ещё не наступило время обязательного намаза, желательно совершить намаз приветствия. Если же вы застали людей уже за совершением обязательного намаза, то сразу же приступаете к его совершению, так как данный намаз вбирает в себя и намаз-тахийа. То есть, какой бы намаз человек ни совершит прежде чем сесть, ему засчитывается и приветственный намаз, и он получит соответствующее вознаграждение за него. Пока человек находится в мечети, ему желательно заняться прославлением Всевышнего, чтением салавата и Корана или шариатских наук, но не так громко, что это может мешать другим прихожанам. В мечети не следует предаваться мирским разговорам, ибо это уничтожает наши хорошие деяния.

Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал, что мечети предназначены для того, чтобы в них совершали намазы, читали мольбы, славословия и Коран.

Многие люди не обращают внимания на то, чтобы при входе в мечеть вознамериться для итикафа, и тем самым они лишают себя вознаграждения, которого бы они могли удостоиться без проявления каких-либо определённых усилий. Только за соответствующее намерение мы получаем большое вознаграждение, поэтому постарайтесь соблюдать эту сунну.

Также в мечети можно читать мавлиды, проповеди, если это не мешает другим молящимся.

Оглашение призыва к намазу (азан). Провозглашение азана, т.е. призыва к намазу, является высокоценным деянием, особенно, если человек совершает это ради Аллаха, не беря за это определённую плату.

В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, говорится что сатана, когда слышит призыв к намазу, испуская воздух, убирается восвояси, дабы не услышать его. При наличии возможности, всегда старайтесь совершать обязательный намаз только после оглашения азана, чтоб сломать хребет сатане. Всё одушевлённое и неодушевлённое, которые услышали призыв к намазу, в Судный день будет свидетельствовать в пользу оглашавшего его.

Порядок оглашения азана:

اَللهُ أَكْبَرُ اَللهُ أَكْبَرُ اَللهُ أَكْبَرُ اَللهُ أَكْبَرُ

أَشْهَدُ أنْ لاَ إِلَهَ إلاَّ اللهُ أَشْهَدُ أنْ لاَ إلَهَ إِلاَّ اللهُ

أَشْهَدُ أنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ أَشْهَدُ أنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ حَيَّ عَلَى الصَّلاَةِ

حَيَّ عَلَى الْفَلاَحِ حَيَّ عَلَى الْفلاَحِ

اَللهُ أَكْبَرُ اَللهُ أَكْبَرُ

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ

Для произносящего азан, после произнесения такбира[55] четыре раза, прежде чем громко произнести слова свидетельствования (шахада), желательно (сунна) вначале самому повторить их вслух так, чтобы находящийся рядом мог услышать его. Это и есть тарджи.

Услышав призыв к намазу, мусульманину следует прекратить работу или другую деятельность, которой он занят в данное время, и ответить муэдзину, повторяя вслед за ним те же самые слова, кроме обоих «حَيَّ عَلَى الصَّلاةِ» и «حَيَّ عَلَى الْفَلاَحِ», отвечая которым желательно произнести:

لاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ

Смысл: «Нет мощи и силы для совершения благого и воздержания от плохого, кроме как от Аллаха».

Оглашая призыв к утреннему намазу, после слов «حَيَّ عَلَى الْفَلاَحِ» добавляют и слова:

الصَّلاةُ خَيْرٌ مِنَ النَّوْمِ

Смысл: «Молитва лучше сна», и отвечают словами:

صَدَقْتَ وَبَرِرْتَ

Смысл: «Ты сказал правду и совершил благо».

После азана муэдзину и тому, кто услышал призыв, желательно прочитать салават на Пророка صل الله عليه وسلَّم и прочесть следующую молитву:

اَللَّهُمَّ رَبَّ هَذِهِ الدَّعْوَةِ التّامَّةِ وَالصَّلاةِ الْقائِمَةِ آتِ مُحَمَّدًا الْوَسِيلَةَ وَالْفَضِيلَةَ وَابْعَثْهُ مَقامًا مَحْمُودًا الَّذِي وَعَدْتَهُ

Смысл: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, одари Мухаммада степенью аль-Васила[56] в Раю, превосходством и величайшим достоинством, и даруй ему то почётное место[57], что Ты обещал ему, ибо Ты обещания не нарушаешь».

Пророк صل الله عليه وسلَّم научил читать указанную мольбу и сказал, что поступающий так в Судный день получит заступничество Пророка * Также желательно ещё добавить и эти слова:

رَضِيتُ بِاللهِ رَبًّا وَبِمُحَمَّدٍ رَسُولاً وَبِالإسْلامِ دِينًا

Смысл: «Доволен я Аллахом как Господом своим, Мухаммадом как посланником, Исламом как истинной религией».

Произнесение икамы перед каждым обязательным намазом является настоятельно рекомендуемой сунной (сунна муаккада), как для мужчин, так и для женщин. И услышавшему икаму желательно отвечать на неё, так же как и на азан, за исключением слов:

قَدْ قامَتِ الصَّلاةُ («Уже настало время молитвы»), где желательно отвечать словами:

أَقامَهَا اللهُ وَأَدَامَهَا «Да продлит Аллах её (молитву) и возвеличит».

Так поступал и Пророк صل الله عليه وسلَّم. Даже если вы совершаете намаз индивидуально, провозглашайте азан и икаму, не оставляйте их. Женщинам не является сунной провозглашать «азан», они читают только «икама».

В достоверном хадисе говорится, что мольба, прочитанная между азаном и икамой, принимается всевышним Аллахом. Когда у Пророка صل الله عليه وسلَّم спросили, какую мольбу произнести в это время, он ответил: «Вы просите у Аллаха «афият», т.е. здоровье и прощение грехов, благополучие на этом и на том свете».

Например, можно прочесть такую мольбу:

اَللَّهُمَّ إنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ وَالْمُعَافَاةَ فِي الدِّينِ وَالدُّنْيَا وَالآخِرَةِ

Смысл: «О Аллах, я прощу у Тебя прощения, освобождения от грехов и благополучия в религии, в этой жизни и на том свете». После этого можно просить всё благое, в чём человек нуждается из его мирской жизни, т.е. то, что соответствует Шариату. Перед оглашением икамы рекомендуется прочесть аят «Аль-Курси» и призывать благословение на посланника Аллаха صل الله عليه وسلَّم.

Большинство людей упускают это одно из самых ценных промежутков времени, чем является время между азаном и икама, или же в лучшем случае используют его частично, читая только одну маленькую дуа, а некоторые даже и этого не читают. Это время, равное примерно от 10 до 30 минут, надо бы использовать сполна, ибо много чего есть у нас просить у Всевышнего. Просите в это время и себе и другим, хотя бы на своём родном языке, не упускайте шанс.

Икаму произносят тише, чем азан, но немного быстрее него, и при оглашении обоих призывов желательно обращаться лицом в сторону киблы и находиться в состоянии омовения.

Если вы услышите азан или икаму, будучи в намазе или в отхожем месте, то вам следует ответить на них после того, как освободитесь. А человеку, который занят чтением Корана, поминанием Аллаха и мольбой, следует прервать данное занятие и ответить на азан и икаму.

Тому, кто встал в ряд молящихся для совершения молитвы, желательно сказать:

اَللَّهُمَّ آتِنِي أَفْضَلَ مَا تُؤْتِي عِبَادَكَ الصَّالِحِينَ

Смысл: «О Аллах, даруй мне лучшее из того, что даруешь Ты Твоим праведным рабам». Это приводится в сборнике хадисов имама аль-Бухари.

Прежде чем приступить к молитве, желательно раскаяться, искренне сожалея о совершённых грехах и произнося три раза:

اَسْتَغْفِرُاللهَ («Я прошу прощения у Аллаха»), после этого прочитать молитву «Аманту» и суру «ан-Нас», а также и следующую молитву:

سُبْحَانَكَ اَللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ وَتَبَارَكَ اسْمُكَ وَتَعَالَى جَدُّكَ وَلاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

Смысл: «Пречист Ты от всех недостатков, О Аллах, и хвала Тебе, имя Твое благословенно, и могущество Твое велико. И нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя».

Эту молитву можно прочесть и после вступительного такбира намаза (т.е. слов «Аллаху акбар») перед чтением суры «Аль-Фатиха».

После вступительного такбира желательно произнести:

اَللهُ أَكْبَرُ كَبِيرًا وَالْحَمْدُ للهِ كَثِيرًا وَسُبْحانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصِيلاً

Смысл: «Аллах превелик, бесконечная хвала Аллаху, и пречист Аллах от всего недостойного Его».

Затем по возможности желательно прочитать и молитву «Ифтитах» («Ваджахту»). После молитвы «Ифтитах» произносим «Истиазу» и далее вместе с формулой «Басмала» читаем суру «Аль-Фатиха». По окончании чтения суры «Аль-Фатиха» желательно прочитать аяты Корана.

После этого совершаем поясной поклон, и там в состоянии покоя, трижды произносим:

سُبْحانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ وَبِحَمْدِهِ

Смысл: «Пречист мой Великий Господь и хвала Ему».

Далее, поднимаясь с поясного поклона, читаем:

سَمِعَ اللهُ لِمَنْ حَمِدَهُ

Смысл: «Аллах слышит того, кто воздаёт Ему хвалу, и принимает её».

Выпрямившись, желательно дополнить и следующие слова:

رَبَّنَا لَكَ الْحَمْدُ مِلْءَ السَّمَوَاتِ وَمِلْءَ الأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا وَمِلْءَ مَا شِئْتَ مِنْ شَيْءٍ بَعْدُ

Смысл: «Господь наш! Тебе хвала, полная Небес и Земли и того, что между ними, и полная того, чего Ты пожелаешь».

Далее совершаем земной поклон и трижды произносим:

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْأَعْلَى وَبِحَمْدِهِ

Смысл: «Пречист мой Всевышний Господь и хвала Ему».

Также в славословиях, читаемых в поясном и земном поклонах, желательно дополнить:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي («О Аллах, прости мои грехи!») Если есть возможность, рекомендуется также добавить:

سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ الْمَلاَئِكَةِ وَالرُّوحِ

Смысл: «Преславный Аллах, пресвятой, Господь ангелов и Руха[58]».

В достоверных хадисах, переданных Муслимом и аль-Бухари, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم поступал именно так. Есть ещё и дополнительные молитвы, которые желательно прочесть человеку, совершающему намаз самостоятельно. Особенно рекомендуется читать больше молитв, будучи в земном поклоне, но все молитвы, читаемые в намазе, обязательно должны быть на арабском языке. В хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурайры (р.а), говорится: «Когда раб находится в земном поклоне, он более всего приближен к Всевышнему Аллаху». Поэтому желательно чаще читать молитвы в земном поклоне.

Во время сидения между обоими земными поклонами рекомендуется произнести:

رَبِّ اغْفِرْ لِي وَارْحَمْنِي وَاجْبُرْنِي وَارْفَعْنِي وَارْزُقْنِي وَاهْدِنِي وَعافِنِي

Смысл: «Господь мой, прости мне грехи, смилуйся надо мной, помоги мне, возвысь меня, даруй мне средства к существованию, выведи меня на путь истинный и одари благополучием». Так сказано в хадисе, переданном Абу Давудом.

Знай, молитвы, упомянутые выше, желательно соблюдать как в обязательных, так и в желательных намазах. Приведённые молитвы являются самыми краткими. Старайтесь придерживаться хотя бы их.

Особенно важно стараться правильно читать в намазе суру «Аль-Фатиха» и молитву «Ташаххуд», соблюдая как положено все правила, ибо для этого в настоящее время есть возможность. Однако многие люди не уделяют этому должного внимания, оправдываясь тем, что у них якобы это не получается, или времени недостаточно.

Молитва «Кунут». В утреннем намазе, в последнем ракаате витр-намаза во второй половине месяца рамадан, а также и в остальных обязательных намазах, если для мусульманина существует опасность, что его настигнет какое-нибудь бедствие, желательно (сунна) прочитать молитву «Кунут». И читается данная молитва, выпрямившись после поясного поклона в последнем ракаате намаза. Приведём короткий вариант молитвы «Кунут»:

اَللَّهُمَّ اهْدِنِي فِيمَنْ هَدَيْتَ وَعَافِنِي فِيمَنْ عَافَيْتَ وَتَوَلَّنِي فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ وَبَارِكْ لِي فِيمَا أَعْطَيْتَ وَقِنِي شَرَّ مَا قَضَيْتَ فَإِنَّكَ تَقْضِي وَلاَ يُقْضَى عَلَيْكَ وَإِنَّهُ لا يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ وَلاَ يَعِزُّ مَنْ عَادَيْتَ تَبَارَكْتَ رَبَّنَا وَتَعَالَيْتَ فَلَكَ الْحَمْدُ عَلَى مَا قَضَيْتَ نَسْتَغْفِرُكَ وَنَتُوبُ إِلَيْكَ اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ وَسَلِّمْ اَللَّهُمَّ اغْفِرْ وَارْحَمْ وَأَنْتَ خَيْرُ الرَّاحِمِينَ

Смысл: «О Аллах, наставь меня на истинный путь с теми, кого Ты наставил. Смилуйся надо мной вместе с теми, кого Ты помиловал, и содействуй мне вместе с теми, кому Ты оказываешь содействие. Ниспошли благодать (баракат) на то, что Ты даровал мне и сохрани меня по милости Твоей от зла, что решено Тобой. Истинно, Ты только решаешь, и никто не решает против воли Твоей. Никогда не будет унижен тот, кого Ты защитил и никогда не будет возвышен тот, кто враждует с Тобой. О Господь наш! Ты благословен и возвышен, хвала Тебе за то, что Ты предопределил нам. Мы просим Тебя простить нам грехи и каемся перед Тобой. О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммада и его семейство. О Господь! Прости нам грехи и смилуйся над нами, поистине, Ты самый милостивый».

Молитва «Ташаххуд». Молитва «Ташаххуд» обязательно читается в конце каждого намаза и желательно (сунна) после двух ракаатов четырёхракаатного намаза:

التَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّيِّبَاتُ لِلَّهِ. اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكَاتُهُ. اَلسَّلاَمُ عَلَيْنَا وَعَلَى عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِينَ. أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ. اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ

Смысл: «Все приветствия, благословения, молитвы и благодеяния Аллаху. Мир тебе, о Пророк صل الله عليه وسلَّم, милость Аллаха и Его благодать. Мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – посланник Аллаха. О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада».

После «Ташаххуда», по возможности, вместо указанного благословения (салават), лучше прочесть салават «Ибрахимийя»:

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ وَبَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى آلِ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعالَمِينَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

Смысл: «О Аллах, благослови пророка Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты благословил пророка Ибрахима и семейство Ибрахима. И одари благодатью Мухаммада и семейство Мухаммада, как Ты одарил благодатью Ибрахима и семейство Ибрахима, во всех мирах, воистину, Ты – хвалимый и Тебя мы славим».

После салавата хорошо (сунна) прочесть и эту молитву:

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ وَمِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَمِنْ فِتْنَةِ الْمَحْيَا وَالْمَمَاتِ وَمِنْ شَرِّ فِتْنَةِ الْمَسِيحِ الدَّجَّالِ

اَللَّهُمَّ اغْفَرْ لِي مَا قَدَّمْتُ وَمَا أَخَّرْتُ وَمَا أَسْرَرْتُ وَمَا أَعْلَنْتُ وَمَا أَسْرَفْتُ وَمَا أَنْتَ أَعْلَمُ بِهِ مِنِّي أَنْتَ الْمُقَدِّمُ وَأَنْتَ الْمُؤَخِّرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ

Смысл: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений Ада и от могильных мук, от испытаний, заблуждений жизни и смерти и от зла смуты Даджала.

О Аллах, прости мне грехи, которые я совершил прежде, и те, что я ещё не совершил, тайно совершённые из них и явно совершённые, то, в чём я преступил границы, и то, о чём Ты знаешь лучше меня. Ты Выдвигающий вперёд и Ты Отодвигающий, нет ничего достойного поклонения, кроме Тебя!»

Так говорится в хадисах, переданных Муслимом и аль-Бухари от Али ибн Аби Талиба и Абу Хурайры (р.а).

Ценная мольба. Это мольба, которую желательно читать часто, особенно в поясном и в земном поклонах намаза, после чтения «Ташаххуда», по завершении намаза и в других любых ситуациях. Имам ан-Навави пишет, что посланник Аллаха* также часто читал эту молитву:

اَللَّهُمَّ إنِّي أَسْأَلُكَ الْعَفْوَ وَالْعَافِيَةَ. اَللَّهُمَّ إنِّي أَسْأَلُكَ الْهُدَى وَالتَّقْوَى وَالْعِفَافَ وَالْغِنَى

Смысл: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и хорошем здоровье! О Аллах, поистине, я прошу Тебя о наставлении меня на правильный путь, богобоязненности, воздержании от греховного и отсутствии нужды в ком бы то ни было, кроме Тебя».

После намаза. Чтение определенных молитв-поминаний (азкары) после обязательных намазов является особо ценным желательным деянием, в котором также усердствовал и Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم. Известно множество достоверных хадисов, в которых приводятся примеры того, какие слова произносил в таких случаях Пророк *.

В достоверном хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится, что однажды Пророка صل الله عليه وسلَّم спросили: «Какие мольбы быстрее принимаются Всевышним?», он ответил: «Это те мольбы, с которыми обращаются в конце ночи (на рассвете) и после обязательных намазов». Следовательно, нам тоже следует стараться постоянно после намазов читать молитвы-поминания, хотя бы короткие их формы, и желательно делать это сразу после намаза. Если нет такой возможности, то можно читать их и по пути куда-либо тоже.

Краткая форма азкаров после намаза. После завершения намаза и произнесения заключительного «салама», проводя правой рукой по лбу, желательно произнести:

اَللهُ أَكْبَرُ وَلِلَّهِ الْحَمْدُ أَسْتَغْفِرُ اللهَ أَسْتَغْفِرُ اللهَ أَسْتَغْفِرُ اللهَ

Смысл: «Аллах велик, и хвала Аллаху. Я прошу у Аллаха прощения моих грехов». После чего три раза повторяют

أَسْتَغْفِرُ اللهَ العَظِيمَ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيَّ الْقَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ

Смысл «Я прошу прощения у великого Аллаха, кроме которого нет ничего достойного поклонения, вечно живого и самосущего извечно, и к нему я обращаюсь с покаянием».

Потом желательно, протирая голову правой рукой, произнести:

بِاسْمِ اللهِ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

اَللَّهُمَّ أَذْهِبْ عَنِّي الْهَمَّ وَالْحَزَنَ

اَللَّهُمَّ أَنْتَ السَّلاَمُ وَمِنْكَ السَّلاَمُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الْجَلاَلِ وَالإِكْرَامِ

Смысл: «С именем Аллаха, кроме которого нет другого божества, милостивого на этом свете ко всем – и к верующим и неверующим, а на том свете – только к уверовавшим. О Аллах, удали от меня беспокойство и печаль. О Аллах, Ты – ас-Салам и от Тебя исходит ас-Салам (благополучие этого и того света), благословен Ты, о обладатель величия и щедрости».

Далее один раз произносим:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لُهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ يُحْيِي وَيُمِيتُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Смысл: «Нет ничего достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему направлена всякая хвала, Он оживляет и умерщвляет, и Он над всякой вещью мощен».

А после утреннего, предзакатного и вечернего намазов, желательно прочесть эту молитву десять раз. Эти азкары, которые совершал и Пророк صل الله عليه وسلَّم, взяты из хадисов, переданных имамами Муслимом и аль-Бухари. Все указанные молитвы желательно прочитать, оставаясь после намаза в той же позе, в которой находились при чтении «Ташаххуда» и прежде чем сказать какое-либо постороннее слово, за что предусмотрено отдельное особое вознаграждение.

Затем желательно читать суру «аль-Фатиха», аят «аль-Курси». А потом суры «аль-Ихлас», «аль-Фалак» и «ан-Нас» (если прочитать эти три суры по три раза, то будет лучше, особенно после утреннего и вечернего намазов). Затем произносят «Астагъфируллагь» (10 раз), «Субх1анАллах» (33 раза), «Аль-хамду лиллагь» (33 раза), «Аллаху Акбар» (34 раза), после этого желательно прочитать:

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ

Смысл: «Нет ничего достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему направлена всякая хвала, и Он над всякой вещью мощен».

В хадисе, переданном Муслимом, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал, что тому, кто после намаза прочтёт указанные молитвы-поминания (азкары), прощаются грехи, даже если они столь многочисленны, сколько морской пены. После этого желательно пять раз прочитать:

رَبِّ اغْفِرْ لِي وَلِوَالِدَيَّ وَلِمَنْ لَهُ حَقٌّ عَلَيَّ

Смысл: «О Господь, прости мне грехи и прости грехи моим родителям и тем, перед кем у меня есть какие-либо долги».

Имам альБухари передаёт, что Пророк* постоянно после намаза читал следующую молитву:

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْجُبْنِ وَأَعُوذُ بِكَ أَنْ أَرُدَّ إِلَى أَرْذَلِ الْعُمُرِ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ الدُّنْيَا وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ

Смысл: «О Аллах, поистине я прибегаю к Твоей защите от трусости, от попадания в худшую жизнь в старости лет, когда я не смогу сам за собой ухаживать, и от мирских смут, и от могильных мук».

В хадисе, переданном Абу Давудом со слов Му‘аза, говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم взял его за руку и сказал: «О Му‘аз, клянусь Аллахом, я очень люблю тебя и завещаю тебе, о Му‘аз, настойчиво читать эту мольбу после каждого намаза:

اَللَّهُمَّ أَعِنِّي عَلَى ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبَادِتِكَ

Смысл: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, выражать Тебе благодарность и должным образом поклоняться Тебе».

В другом хадисе говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم после любого намаза, будь то обязательный или же желательный, произносил следующую мольбу:

اَللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذُنُوبِي وَخَطَايَايَ كُلَّهَا

اَللَّهُمَّ انْعَشْنِي وَاجْبُرْنِي وَاهْدِنِي لِصَالِحِ الأَعْمَالِ وَالأَخْلاَقِ

إِنَّهُ لاَ يَهْدِي لِصَالِحِهَا وَلاَ يَصْرِفُ سَيِّئَهَا إِلاَّ أَنْتَ

Смысл: «О Аллах, прости мне все мои грехи и прегрешения, о Аллах, подбодри меня, помоги мне и укажи мне путь к благим деяния и похвальным качествам, поистине, никто, кроме Тебя, не укажет путь к ним и не отвратит от дурных дел». Также Пророк صل الله عليه وسلَّم после намаза читал:

اَللَّهُمَّ اجْعَلْ خَيْرَ عُمْرِي آخِرَهُ وَخَيْرَ عَمَلِي خَوَاتِمَهُ وَاجْعَلْ خَيْرَ أَيَّامِي يَوْمَ أَلْقَاكَ

اَللَّهُمَّ إنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الْكُفْرِ وَالْفَقْرِ وَعَذَابِ الْقَبْرِ

اَللَّهُمَّ إِنِّي أَسْئَلُكَ عِلْمًا نَافِعًا وَعَمَلاً مُتَقَبَّلاً وَرِزْقًا طَيِّبًا

Смысл: «О Аллах, сделай исход моей жизни лучшей её частью, а лучшими моими делами последние дела, и сделай лучшим из моих дней день встречи с Тобой. О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от неверия, бедности и мучений могилы. О Аллах, поистине, я прошу у Тебя полезного знания, благих деяний, которых будет приняты, и благого удела».

После утреннего и вечернего намазов желательно по семь раз прочитать следующую молитву:

اَللَّهُمَّ أَجِرْنِي مِنَ النّارِ

Смысл: «О Аллах, защити меня от огня Ада».

В хадисе от Абу Давуда передаётся, что после утреннего намаза желательно прочитать:

اَللَّهُمَّ بِكَ أُحَاوِلُ وَبِكَ أُصَاوِلُ وَبِكَ أُقَاتِلُ

Смысл: «О Аллах, благодаря Тебе я передвигаюсь, благодаря Тебе я нападаю, и благодаря Тебе я могу бороться».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: