Праздники и другие высокочтимые времена в Исламе

Особые времена. Один и тот же вид поклонения (ибадат) перед Всевышним имеет разные уровни в зависимости от того когда, где и в каком состоянии совершается поклонение. Всемилостивый Аллах по своей великой милости и любви к человеку, дал нам знать когда наше поклонение имеет большую ценность. О том какое состояние самое ценное для поклонения мы рассазали выше. То есть самое ценное поклонение – это поклонение совершённое искренно, в состоянии полного хузура. А местами где поклонение имеет особую ценность являются мечеть в высокочтимой Мекке, в лучезарной Медине, в Байт аль-Мукаддас (Иерусалим), все мечети, гора Арафат и др. также особое значение имеет ибадат совершенный в святых местах. Высокочтимыми временами для поклонения являются: дни двух главных праздников, пятница, благодатные месяцы (Рамадан, Зуль-хиджа, Мухаррам, Раджаб, Шаабан), месяц рождения Пророка, дни первой декады месяца Мухаррама и Зуль-хиджа, день Ашура, серединная ночь месяца Шаабан, ночь вознесения Пророка صل الله عليه وسلَّم, времена после намазов, утреннее и вечернее время, время перед рассветом и др.

Ибадат совершённый в такие времена намного ценнее чем совершённый в другие обычные дни. А грехи совершённые в такие дни тоже настолько хуже. То есть наши деяния и благие и греховные Аллах умножает. Поэтому в такие дни надо стараться не только увеличивать благие деяния, но и оставлять греховное. Пророк صل الله عليه وسلَّم в этом нам показывал пример, а иногда конкретно говорил какую ценность представляет ибадат в то или иное время. Очень мало у нас благих деяний, поэтому мы должны быть внимательными, чтобы не упускать данный нам Всевышним шанс.

Обычные неисламские праздники проходят в запрещённых и бесполезных весельях, и не приносят никокую пользу для очищения души и для вечной жизни. А во время исламских высокочтимых днях мусульман призывают думать о скоротечности бренной жизни, помочь и морально и материально своим братьям по вере, делать друг другу хорошую дуа, искренно раскаяться в грехах, не приближаться к греховным деяниям, поминать Аллаха и таким образом проявлять благодарность Аллаху за все блага, очищать свою душу и подготовиться к вечной жизни. Вот таковы особенности исламских праздников. К примеру Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал, что за поминание Аллаха после утреннего намаза до восхода солнца Аллах даёт такое же воздаяние какое даётся за совершение полноценного малого и большого хаджа.

Пятница – свящённый день мусульман. Для уммы пророка Муса (а.с) Всевышний сделал субботу свящённым днём, для уммы пророка Иса (а.с) – воскресенье, а для уммы пророка Мухаммада صل الله عليه وسلَّم – пятницу. Всевышний дал эти дни каждой умме, чтобы они его посвятили усердному поклонению Аллаху. Высокочтимым является сутки, ночь на пятницу и пятница. Желательно в ночь на пятницу и в пятничный день как можно больше совершать благих деяний, читать молитвы Корана, зикр и салават. Также желательно заниматься личной гигиеной.

.В хадисе, переданном имамами аль-Бухари и Муслимом от Абу Хурайры (р.а), говорится, что пророк Мухаммад صل الله عليه وسلَّم сказал: «В пятничном дне есть час, то есть промежуток времени, если человек в нём попросит Аллаха, то Он непременно даст ему то, что он просит». Пятница для нас должен быть праздником и поэтому надо подготовиться к нему ещё с вечера четверга. Пятница это не только день но и ночь, то есть сутки, которая начинается от захода солнца в четверг и завершается заходом солнца в пятницу.

Время, в котором Всевышний отвечает на мольбу, неизвестно конкретно. Мудрость этого заключается в том, чтобы мы целый день усердствуя в поклонении, взяли пользу всего пятничного дня, а не только одного часа. Многие учёные-богословы говорят, что это время после предзакатного (аср) намаза. Есть ещё другое мнение, что это время кроется в промежутке с начала имамом чтения пятничной проповеди до завершения пятничной молитвы.

Есть много достоверных хадисов о желательности прочитать в ночь на пятницу и в день пятницы суру «аль-Кахф», а также читать побольше салават. Если не получается читать эту суру Корана как положено, то хотя бы постарайтесь по мере возможности слушать того, кто читает его. Во многих мечетях эта сура в пятницу читается вслух. Можно слушать и магнитофонную запись.

В хадисе от Анаса передаётся, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Всевышний простит грехи того, кто в пятницу утром, искренне сожалея о содеянных грехах, трижды произнесёт слова:

أَسْتَغْفِرُ اللهَ الَّذِي لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيَّ الْقَيُّومَ وَأَتُوبُ إِلَيْهِ

“Прощу прощения у Аллаха, помимо которого нет ничего достойного поклонения, вечно живого, не нуждающегося ни в чём, и к Нему я обращаюсь с искренним покаянием”, – даже если его грехи будут подобны пене морской». Как мы говорили и раньше, главное в тавбу это не слова, а искренность и глубокое сожаление, то есть выполнение его условий.

Пятница – лучший день недели, это великий день, которым Аллах возвеличил верующих.Пятничный день имеет особое благословение. В благородном хадисе говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе». В другом хадисе от Абу Любаба говорится: «Пятничный день является господином всех дней и лучшим среди них, и является лучшим возле Аллаха даже чем праздничные дни)». (Байхаки).

В хадисе от Абу Хурайры (р.а) говорится: «Лучший день, в котором восходит солнце, – это пятничный день» (Муслим). В хадисе от Абу Хурайры говорится, когда посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم рассказывал о пятничнем дне, он сказал: «В нём есть время, если верующий раб, когда стоит и молится, попросит что-нибудь Всевышнего, то Он даст ему это». (Аль-Бухари, Муслим).

Ангелы называют пятницу днём обилия, потому что Всевышний Аллах в этот день одаривает Своих рабов безграничными милостями и благами. Этот день следует посвятить деяниям для вечной жизни, не занимаясь мирскими делами, кроме крайне необходимого. Обитатели Рая будут наслаждаться высшим наслаждением – будут лицезреть особым зрением Всевышнего Аллаха – тоже по пятницам.

Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к милости Всевышнего. В нём многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.

Первым правилом почтения и уважения (адабом) пятничного дня является подготовка с четверга. Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного пророка Мухаммада صل الله عليه وسلَّم и ночи «Лайлат аль-кадр». В пятничную ночь Всевышний Аллах освобождает от огня Ада шестьсот тысяч человек. Верующий, который умрёт в эту ночь, получит вознаграждение шахида, павшего на пути Аллаха, и будет защищён от могильных мук.

Кто прочтёт последние десять аятов суры аль-Кахф, то у Даджала не будет власти над этим человеком…». (Хаким). Также в хадисе сказано: «Самым ценным днём недели является пятница, поэтому в этот день многократно благословляйте меня, ибо ваши благословения доходят до меня» (Ахмад).

В пятницу желательно (сунна) соблюдать пост. Но не рекомендуется только в пятницу, желательно поститься в четверг и пятницу или в пятницу и субботу. Также желательно раздавать добровольные пожертвования (садака), постараться обрадовать близких, посещать родственников, особенно родителей, навещать больных, посещать могилы близких, готовить для себя и гостей вкусную пищу. Привычкой должен стать отдавать в саадака хотя бы малое.

Этикетом пятничного дня является и полное омовение тела (купание-гусл). Его время наступает с рассвета, некоторые учёные говорят, что начинается с полуночи. Если человек рано утром не отправляется в мечеть, то лучше отложить купание ближе к отправке в мечеть. Полное омовение, хотя и не является фарзом, для тех кто совершает пятничный намаз оно является предписанием близкой фарзу, ваджибом. Пророк * сказал: «Пусть совершают полное омовение мужчины и женщины, идущие на пятничную молитву».

Желательно одевать в этот день самую красивую и чистую одежду и делать благовоние. Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Кто искупается в пятницу, наденет самую красивую одежду, надушится и, находясь в мечети, не будет перешагивать через людей и будет соблюдать предписанные молитвы, будет молча слушать проповедь имама – смываются ему грехи, совершённые между обеими пятницами». Желательно иметь специальную пятничную одежду.

Наилучший цвет одежды – белый. Он более любим Аллахом. Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم сказал: «Вы надевайте вашу белую одежду, поистине, это лучшая ваша одежда, и заворачивайте покойных в саван белого цвета». Желательно надевать и чалму[60], ибо посланник Аллаха* сказал: «Аллах и ангелы благословляют тех, кто надевает чалму в пятницу». Также в хадисе говорится: «Молитва, совершённая в чалме, лучше, чем двадцать пять молитв без чалмы».

Желательным является в пятницу и частое очищение ротовой полости с использованием сивака, уход за телом, сбривание лишных волос, стрижка ногтей, укорачивание усов. Ибну Аббас (р.а) сказал: «Со стригущего ногти в пятницу выводит Аллах болезни и наполняет его исцелением (излечением)».

Особенностью пятничного дня является то, что в этот день мусульмане собираются на коллективную молитву (пятничный намаз) в мечети. Шариат требует, чтобы мусульмане-мужчины, достигшие совершеннолетия, присутствовали на пятничном намазе. Это для них обязательно. В Священном Коране сказано:

»يَأَيُّهاالَّذِينَ آمَنُوا اِذَا نُودِىَ لِلصَّلَوةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا اِلى ذِكْرِ اللهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ اِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ«

Смысл: «О верующие! Когда прозвучит призыв к пятничному намазу, поспешите на поминание Аллаха, [т.е. на пятничную молитву], прекратив куплю-продажу и всякую работу, так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура Джума, 62:9).

В пятницу желательно принять участие в хороших собраниях, приобретать знания и сделать садака. Необходимо побольше читать Салават, Коран, совершать намаз-тасбиха. Особенно важно чтение ду‘а, стараясь не упустить час принятия мольбы. Большая вероятность того, что мольбы будут услышаны в следующие времена этого дня – это время восхода солнца; обеденное время во время азана на джума-намаз; когда люди встают на джума; послеобеденное время, время при закате солнца. В это время нужно обратить внимание на чтение ду‘а. По возможности пятницу оставляют для выполнения благих деяний, дабы распространился баракат этого дня на остальные дни. Пятничный намаз – является обязанностью (фарз) для верующих мужчин и лучшим среди других намазов.

В хадисе от Тарика ибн Шихаба говорится: «Выполнение пятничного намаза в коллективе является обязательным долгом каждого мусульманина, кроме раба, женщины, ребёнка и больного». (Абу Давуд, Байхаки и Хаким).

Однако при возможности и путникам желательно совершать пятничный намаз. В этом случае, если пятничный намаз совершён со всеми условиями, они не будут делать обеденный намаз. Умалишённый, потерявший сознание или пьяный, когда придут в себя, обязаны совершить обеденный намаз взамен пятничного намаза.

Желательно рано утром пойти на пятничный намаз, чтобы получить большие вознаграждения, а имаму желательно приходить перед намазом. В хадисе говорится:

"على كلّ باب من أبواب المسجد ملائكة يكتبون الأوّل فالأوّل، ومن اغتسل يوم الجمعة غسل الجنابة، ثمّ راح فى الساعة الأولى، فكأنّما قرّب بدنة، ومن راح فى الساعة الثانية، فكأنّما قرّب بقرة، ومن راح فى الساعة الثالثة، فكأنّما قرّب كَبْشًا أقرن، ومن راح فى الساعة الرابعة، فكأنّما قرّب دجاجة، ومن راح فى الساعة الخامسة، فكأنّما قرّب بيضة، فإذا خرج الإمام حضرت الملائكة يستمعون الذكر"

Смысл: «На каждых воротах из ворот мечетей в пятничный день стоят ангелы и записывают имена тех, которые входят в мечеть. Кто искупается в пятничный день обязательным купанием и пойдёт в мечеть на пятничную молитву в первом часу после зари, то это приравнивается к принесению им в жертву одного верблюда. А тому, кто пойдёт туда во втором часу, – к принесению им в жертву коровы; кто в третьем – барана; в четвёртом – курицу; в пятом – яйцо. И когда придёт имамдля чтения пятничной проповеды (хутба), ангелы собираются возле кафедры и слушают имама» (Бухари). То есть, после начала имамом проповеди воздаяние не пишут. Именно из-за этого праведные предшественники первых столелий после Пророка صل الله عليه وسلَّم, шли рано утром на пятничный намаз (джума), держа в руках светильники.

На джума отправляются спокойно, поминая Аллаха. Входят в мечеть, прочитав басмалу с правой ноги, читают также ду‘а и салават Пророку صل الله عليه وسلَّم, совершают намаз-тахийят и приветствуют находящихся в мечети. Приветствовать можно и до намаза. Лучше прийти в мечеть пораньше и занять передние ряды (но не переступая через плечи сидящих). Нужно стараться сесть поближе к имаму. Нельзя толкать людей и проходить перед молящимися, это достаточный грех. Ибну Джурайж передал хадис: «Когда Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم, читая проповедь в пятницу, увидел человека, перешагивающего через людей и севшего впереди, то после завершения молитвы обратился к нему: «О верующий, что помешало тебе совершать с нами пятничную молитву?» Тот ответил: «О пророк Аллаха, ведь я помолился с вами». Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Мы же видели, как ты перешагивал через людей», – указывая, что перешагивание портит его деяние. Нельзя проходить перед молящимися. Посланник صل الله عليه وسلَّم сказал: «Лучше сорок лет стоять в ожидании, чем проходить перед молящимися». В другом хадисе также говорится: «Лучше превратиться в песок, который уносит ветер, чем проходить перед молящимся».

Не нарушая нормы этики, желательно (сунна) стараться занимать превые ряди, а при отстутствии возможности для этого нужно занимать свободное место в ряду, наиболее близком к первому.

В хадисе передаётся: «Тому, кто побудит к ритуальному купанию, и сам совершит его перед отправлением в мечеть, кто приблизится к имаму, внимая словам его, то будет ему искупление за прегрешения между двумя пятницами и искупление грехов ещё трёх дней, дополнительно».

Во время чтения хутба нельзя разговаривать, если человек будет разговаривать, то не получит воздаяния.

Также необходимо внимательно слушать азан, отвечать на него. После начала проповеди следует полностью отдаться её слушанию, прекратив разговоры. Если проповеди не слышно, можно тихо поминать Аллаха, читать Коран, но лучше всего читать салават, ибо это один из самых достойных деяний пятничного дня. Нежелательно вошедшему в мечеть во время проповеди своим приветствием отвлекать находящихся в мечети, а надо сразу слушать её. А если кто-нибудь поприветствовал, то следует ответить ему. Желательно читать салават на Пророка صل الله عليه وسلَّم, услышав его имя, не поднимая голоса, а также говорить «аминь», когда имам читает молитву (дуа).

Если по приходу в мечеть вы найдёте имама читающим проповедь, не разрешается совершать пропущенный намаз или намаз-сунна, за исключением лёгкого намаза-тахият (намаз вхождения в мечеть).

В день пятницы желательно находиться в мечети до вечерней молитвы, в поминании Аллаха. Говорят, совершившему предвечерний намаз в пятницу в мечети – вознаграждение, как совершившему желательный (сунна) хадж и ‘умра. Главное – не тратить время на посторонние, отвлекаемые от Всевышнего разговоры, и чтобы в сердце не было показного (рия’), зависти… Если не готовы к такому нахождению в мечети, то лучше возвратиться домой, по пути поминая Всевышнего, размышляя о Его знамениях, и испытывая страх за свои прегрешения, читая салават и дуа до захода солнца, дабы не упустить тот «особо ценный час», который скрыт в этом дне. Для того чтобы пятничный намаз считался действительным, необходимы следующие условия:

1. Пятничный намаз совершается только в обеденное время. Его нужно завершить до истечения вре­мени, предусмотренного для обеденного намаза.

2. Пятничный намаз совершается в населённом пункте, даже если и нет мечети. Необходимо совершить его там, где есть населённый пункт, т.е. там, где живут люди. Ни во время Пророка صل الله عليه وسلَّم, ни во времена праведных халифов, кроме как в населённых пунктах, пятничный намаз не совершался.

3. Если в одном месте совершается джума в разных мечетях, то намаз тех, кто вступил в него раньше, является джумой, а остальные должны совершать и обеденный намаз. А если невозможно узнать, кто совершил намаз раньше, все совершают обеденный намаз после джума.

4. Чтобы в этом городе не совершали пятничный намаз и в другой мечети, кроме как если им трудно собраться в одной мечети.

5. Пятничный намаз совершается только коллективно. Кроме того, чтобы пятничный намаз считался действительным, в нём, согласно шафиитскому мазхабу, должно участво­вать не менее сорока человек. Причём они должны быть умеющими правильно совершать намаз и понимающими проповедь. В частности, умеющими правильно читать все необхо­димые молитвы в намазе. Если это условие не соблюдается, то после джума нужно совершить обеденный намаз.

6. Чтение двух проповедей (хутба) до пятничного намаза. Намаз нужно совершить после чтения обеих проповедей. Имам, совершающий джума-намаз должен знать условия и составляющие хутба.

Составных частей (аркан) хутба пять:

1. восхваление Всевышнего Аллаха,

2. чтение салавата на Пророка صل الله عليه وسلَّم

3. завещание о богобоязненности,

4. чтение любого аята из Корана в одном из них.

5. общий дуа всем верующим во втором хутба.

Также условием хутба является, чтоб он был на арабском языке. Дополнительно к нему желательно делать проповедь и на понятном для прихожан языке. Также обязательно проповеднику (хатыбу) стоять во время хутба, если он может стоять. Между обоими хутба нужно сидеть, желательно в это время читать дуа или суру «аль-Ихлас». Необходимо, чтобы сорок человек слышали хутба. Имам-хатыб должен быть в омовении, чтоб тело, одежда и место были чистыми, и чтоб был закрыт аврат. Желательно (сунна), чтоб хутба читали на минбаре или на возвышенном месте, чтоб имам дал салам тем, кто рядом с минбаром, и чтоб повернулся к ним, когда поднимется туда.

Поднявшись на минбар, имам приветствует всех прихожан и садится, потом читается второй азан. Также желательно (сунна) чтоб хутба была красноречивой, понятной и короткой (т.е. не слишком длинной), нежелательно поворачиваться направо, налево. Рекомендуется читающему хутба опираться на мечь или на палку и т.п. Также желательно (сунна), чтоб промежуток времени между двумя хутба равнялся приблизительно времени прочтения суры «аль-Ихлас». Между двумя хутба муэдзин громко читает молитву-дуа, а остальные говорят «Аминь» (О Аллах, прими наш дуа) или читают суру «аль-Ихлас». Обычно читают молитву:

ربنا لا تزغ قلوبنا بعد إذ هديتنا وهب لنا من لدنك رحمة إنك أنت الوهاب

После завершения обоих хутба, начинает делать икамат, а имам спешит к своему месту для совершения намаза.

Этика пятничного намаза. Примерно полчаса до наступления времени пятничного намаза, желательно 3 раза возвещать о том, что пришло время отправляться в мечеть для совершения пятничного намаза словами:

الصّلاةُ، الصلاة، رَحِمَكُمُ اللهُ، إلى الصلاةِ الجامِعَة..

«На намаз, на намаз, да помилуется Аллах над вами. Собирайтесть на намаз».

Пятничный намаз, в отличие от других, невозможно возмещаеть, ибо его совершают только, вместе со всеми мусульманами, коллективно.

Если вы опоздали или пропустили пятничный намаз, то тогда соверщаете полуденный намаз в четыре ракаата. Если вы опоздали и вступаете в пятничный намаз тогда, как имам поднимается с поясного поклона второго ракаата, то тогда делается намерение совершить пятничный намаз, и после того, как имам произнесёт «салам», вы встаёте и завершаете намаз, как четырехракаатный полуденный. А если вы в пятницу не пришли в мечеть и не совершили пятничный намаз или время, отведённое для него, вышло, то возмещаете не пятничный, а обеденный намаз.

Пятничный намаз совершается непосредственно после чтения имамом двух обязательных проповедей (хутба). Эти проповеди обязательно надо слушать. Как было сказано выше, очень желательно в пятницу пораньше приходить в мечеть и заниматся там поклонением до начала намаза, ибо за это обещано большое воздаяние.

Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв для пятничной молитвы, и до её окончания. Также между учёными есть разногласия о допустимости выхода в путь в пятничный день, с рассвета до наступления времени пятничного намаза. Маликитские и ханбалитские учёные говорят, что это нежелательно (مكروه), по мнению шафиитов это запрещено (حرام), а, по мнению ханафитов, можно, потому что ещё не наступило время пятничного намаза. («Фатх аль-аллам», 3 т.)

В некоторых случаях (например, если пятничный намаз совершают и в другой мечети данного населённого пункта, или не набирается сорок человек, владеющих правильным чтением необходимых молитв в намазе, или когда в этом есть сомнения) после пятничного намаза совершают и четырёхракаатный полуденный намаз.

В книге «Фатх аль-аллам» об этом сказано: «Совершение обеденного намаза после пятничного бывает – желательным (мустахаб), не разрешённым и обязательным. Что касается желательного совершения, то оно совершается тогда, когда джум'а совершают в нескольких местах только из-за нужды. Если пятничный намаз делается в одном месте города или населённого пункта, то там запрещается совершать обеденный намаз. Совершить обеденный намаз после пятничного является обязательным, если количество мечетей больше чем нужно».

До и после пятничного намаза совершают два или четыре ракаата ратибатов (желательные намазы). Нельзя пренебрегать пятничным намазом, так как в хадисе, переданном имамом Ахмадом, Хакимом и другими, говорится: «Тому, кто, проявив небрежность, оставит три пятничных намаза, Всевышний ставит печать на его сердце». В другом хадисе от Ибну Аббаса (р.а) говорится: «Кто оставит три пятничных намаза без причины, поистине он отбросил Ислам за спину». (Байхаки).

После пятничной молитвы. Особо награждаемым благим деянием является чтение сразу после пятничного намаза, находясь в положении чтения «Ташахуда», по семь раз следующих сур Корана: «Аль-Фатиха», «Аль-Ихлас», «Аль-Фалак» и «Ан-Нас». В хадисе, переданном от Аиши, да будет она угодна Аллаху, сказано, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал:

"من قرأ بعد صلاة الجمعة: قل هو الله أحد، وقل أعوذ بربّ الفلق، وقل أعوذ بربّ الناس، سبع مرّات أعاذه الله عزّ وجلّ بها من السّوء إلى الجمعة الأخرى" (من كتاب ابن السنى)

«Кто после пятничного намаза по семь раз прочитает суру «аль-Ихлас» и две следующие (за ней) суры, того Всевышний Аллах убережёт от зла до следующего пятничного намаза». В хадисе говорится: «Кто прочитает после пятничного намаза, пока не изменит положения ног, по семь раз «аль-Фатиха», «аль-Ихлас», «Аль-Фалак» и «ан-Нас», тому прощаются прошедшие и последующие грехи, и ему даётся столько вознаграждения, сколько людей уверовали в Аллаха и Его Пророка». (Файз аль-Кадир).

Хафиз аль-Мунзири передал от Анаса, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Кто, после окончания пятничного намаза не поменяв положения ног, прочитает следующие суры: “аль-Фатиха”, “аль-Ихлас”, “аль-Фалак” и “ан-Нас” по семь раз, тому Аллах простит его прежние и последующие грехи, и вознаградит его». Это является важной сунной, но которую многие предают забвению.

В хадисе, переданном от Аиши, да будет она угодна Аллаху, говорится, что того, кто упомянутым образом прочитает эти суры после пятничной молитвы, Всевышний убережёт от всего дурного и вредного до следующей пятницы. После этих сур желательно четыре раза произнести следующую мольбу:

اللَّهُمَّ يَا غَنِيُّ يَا حَمِيد يَا مُبْدِئُ يَا مُعِيدُ يَا رَحِيمُ يَا وَدُودُ أَغْنِنَا بِحَلاَلِكَ عَنْ حَرَامِكَ وَبِطَاعَتِكَ عَنْ مَعْصِيَتِكَ وَبِفَضْلِكَ عَمَّ سِوَاكَ

Смысл: «О Аллах, о богатый, о достойный похвалы, о начинающий, о возвращающий, о милостивый, о любящий, сделай меня довольствующимся дозволенным, оставив запретное, довольствующимся поклонением Тебе, оставив греховное, и довольствующимся Твоей милостью, оставив всё остальное».

После этой молитвы желательно читать следующие слова:

الهِى لَسْتُ لِلْفِرْدَوسِ أَهْلا وَلاأَقْوَى عَلَى نَارِاْلجَحيمِ فَهَبْ لي تَوبَةً وَاغْفِرْذُنُوبِي فَانَّكَ غافِرُالذَّنْبِ اْلعَظيمِ

«О мой Господь, я не из заслуживающих рай Фирдавс. Я не могу терпеть мучения огня Ада. Одари меня способностью совершать принимаемое тавбу и прости мои грехи, поистине Ты прошающий большие грехи». («Шарх аль-мафруз» стр.237).

Таким же важным деянием является чтения зикра после пятничной молитвы, ведь об этом велел нам и Всевышний. В Коране говорится:

إِذَا قُضِيَتِ الصَّلَاةُ فَانتَشِرُوا فِي الْأَرْضِ وَابْتَغُوا مِن فَضْلِ اللَّهِ وَاذْكُرُوا اللَّهَ كَثِيراً لَّعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

Смысл: «А когда молитва закончится, расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха и поминайте Его часто, тогда вы и преуспеете» (сура «аль-Джумуа», аят 10).

Также желательно в пятничный день после предвечерней молитвы (عَصْر) прочитать салават на Пророка صل الله عليه وسلَّم 80 или 100 раз, в этом усердствуют и праведники. При этом рекомендуется произнести следующую формулу благословения Пророка * (салавата):

اَللَّهُمَّ صَلِّ على سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ النَّبِيِّ الْأُمِيِّ وَعَلى آلِهِ وَسَلِّمْ تَسْلِيمًا

Пятницу, вообще, желательно целиком провести в поклонении, в наведении чистоты и гигиены, в изучении Ислама, оказании помощи нуждающим и в других благих делах. Согласно хадису мы должны постараться давать садака, хотя и малую.

Необходимо стараться в том, чтобы провести хотя бы один этот день в неделю в бо­гослужении ради Аллаха, так как вознаграждение за поклонение в этот день человек по­лучает намного больше, чем в обычный день. Но следует остерегаться и совершения гре­ховного в этот день, ибо, соответственно, увеличивается и наказание за грехи, содеянные в пятницу.

Месяц мухаррам и день Ашура. Месяц мухаррам является первым месяцем года по мусульманскому лунному календарю. Мусульманское летоисчисление начинается с переселения Пророка صل الله عليه وسلَّم из Мекки в Медину (хиджра). Мухаррам - один из четырёх запретных месяцев. О высокочтимости месяца Мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаху. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам аль-Газали в книге «Ихйа» пишет, что если провести месяц мухаррам в поклонении Аллаху (ибадате), то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года и проведёт их в благих деяниях. В хадисах сказано: «После месяца Рамадан самым лучшим для соблюдения поста является месяц Мухаррам ( Муслим). «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся как за 30 постов». (Табарани).

Имам ан-Навави (да будет доволен им Аллах) в своей книге «Заваиду рравза» пишет: «Из всех высокочтимых месяцев мухаррам является лучшим для поста».

Месяц мухаррам содержит и священный день Ашура. Мухаррам – месяц покаяния и поклонения Аллаху, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния. Есть специальная молитва, которая читается в первый день года, то есть первый день месяца мухаррам. Это дошло до нас от предыдущих поколений праведников. Хотя дуа можно прочитать в любое время, в начале года она особенна. Читают эту молитву три раза, можно и в переводе:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيمِ وَصَلَّى اللهُ عَلٰى سَيِّدِ نٰا مُحَمَّدٍ وَ عَلٰى اٰ لِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ * اللّٰهُمَّ أَنْتَ الأَبَدِيُّ الْقَدِيمُ ا ْلأَوَّلُ وَعَلٰى فَضْلِكَ الْعَظِيمِ وَجُودِكَ الْمُعَوَّلُ

وَهٰذٰا عٰا مٌ جَدِ يدٌ قَدْ أَقْبَلَ نَسْئَلُكَ الْعِصْمَةَ فِيهِ مِنَ الشَّيْطٰا نِ وَ أَوْلِيٰا ئِهِ وَجُنُودِهِ

وَالْعَوْنَ عَلٰى هٰذِهِ النَّفْسِ اْلأَمّٰارَةِ بِالسُّوءِ وَا ْلأِشْتِغٰالَ بِمٰا يُقَرِّبُنِى ٳِلَيْكَ زُلْفٰى يٰا ذَاالْجلاٰلِ وَا ْلأِكْرٰامِ يٰا اَرْحَمَ الرّٰاحِمِينَ * وَصَلَّى اللهُ عَلٰى سَيِّدِنٰا مُحَمَّدٍ النَّبِيِّ ا ْلأُمِّيِّ

وَعَلٰى اٰلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ*

«Именем Аллаха, всемилостивого ко всем в этой жизни и к верующим в вечной жизни. Сваллат и салам Аллаха на нашего сейида пророка Мухаммада, на его семейство и сподвижников. О мой Аллах, Ты вечный, не имеющий начала, предвечный. Я опираюсь на Твою великую милость, высокочтимую щедрость, и прошу Тебя оберегать меня от шайтана, его друзей, и войск, и его помощников в наступившем году, прошу Твоей помощи в борьбе с моим нафсом, сильно тяготеющим к плохому. Прошу также Твоей помощи, благоприятствования в том, чтобы деяния, приближающие меня к Тебе, стали для меня постоянными. О Обладатель величия и щедрости, прими нашу молитву! Свалат и салам Аллаха на нашего сеййида пророка Мухаммада *, на его семейство и сподвижников».

День Ашура. Десятый день месяца мухаррам называют днём 'Ашура (от слова «'ашара», что означает «десять»). Месяц мухаррам является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днём этого месяца является день Ашура.

В день Ашура, а также предыдущий 9-ый день желательно (сунна) соблюдать пост, раздавать садака, радовать детей и близких, читать зикр, салават, совершать другие богоугодные дела.

Этот день особый, на него приходятся сотворение Всевышним Аллахом Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама (а.с),и егопоселение в Рай, и принятие от него покаяния после переселения на Землю. На день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками. В этот день корабль Нуха (а.с)причалил к горе Джуди после всемирного Потопа, родился пророк Ибрахим (а.с); вознеслись на небо пророки Иса и Идрис (а.с); спаслись пророки: Ибрахим (а.с) –от огня язычников; Муса (а.с)и его последователи – от преследования, и утонул фараон; пророк Юнус вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней пророка Аюба, пророк Якуб (а.с) встретился с сыном Юсуфом (А.С), пророкСулейман (ас)стал царём; пророк Юсуф (а.с) вышел из тюрьмы. В этот день ещё желательно читать 70 раз эту молитву:

حَسْبُنٰا ا للهُ وَ نِعْمَ الْوَ كِيلْ نِعْمَ الْمَوْلٰى وَ نِعْمَ الْنَصِيرٌ

Затем 7 раз читают:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيمِ* حَسْبُنٰا ا للهُ وَ نِعْمَ الْوَ كِيلْ نِعْمَ الْمَوْلٰى وَ نِعْمَ

الْنَصِيرٌ* سُبْحٰا نَ اللهِ مِلْءَ الْمِيزٰان وَ مُنْتَهٰى الْعِلْم وَمَبْلَغَ الرِّضٰى وَزِنَةَ

الْعَرْشِ لاٰ مَلْجٰاءَ وَلاٰ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ ٳِلاّٰ ٳِلَيْهِ* سُبْحٰانَ اللهِ عَدَ دَ الشَّفْعِ

وَالْوَتْرِ وَعَدَ دَ كَلِمٰاتِ اللهِ التّٰآمّٰاتِ كُلِّهٰا* أَسْئَلُكَ السَّلاٰ مَةَ بِرَ حْمَتِكَ

يٰا اَرْحَمَ الرّٰا حِمِينَ * وَلاٰ حَوْلَ وَلاٰ قُوَّةَ ٳِلاّٰ بِاللهِ الْعَلِيِّ الْعَظِيمِ*

وَهُوَ حَسْبِى وَنِعْمَ الْوكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلٰى وَنِعْمَ النَّصِيرُ* وَصَلَّى اللهُ

عَلٰى سَيِّدِنٰا مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلٰى اٰلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ*

Смысл: «Нам достаточен Аллах, Он наилучший как опора, как господин, как помощник».

«Именем Аллаха, всемилостивого ко всем в этой жизни и к верующим в вечной жизни. Нам достаточен Аллах, Он наилучший как опора, как господин, как помощник. Всевышний чист от недостатков и всего того, что недостойно Его. Я об этом буду свидетельствовать так много, что заполняет Весы и что охватывает знания Аллаха, в том количестве, от которого Он будет доволен, и в вес Арша. Не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Аллаху. Всевышний чист, я об этом свидетельствую бесчисленное множество раз, столько же, сколько совершенных слов у Аллаха. Я прошу у Тебя спасения по милости Твоей, о милостивейший из милостивых. Нет мощи, чтобы отказаться от плохого, и нет силы, чтобы творить добро, кроме как от высочайшего, величайшего Аллаха. Он мне достаточен, Он наилучший как опора, как господин, как помощник. Сваллат и салам Аллаха на нашего сейида пророка Мухаммада*, самого лучшего из людей, на его семейство и сподвижников».

Месяц рождения Пророка – рабиуль авваль. Этот месяц для мусульман особенный, ибо в нём родился наш любимый пророк и посланник Аллаха – Мухамммад صل الله عليه وسلَّم. В весь этот месяц верующие изучают жизнеописание Пророка, организуют конференции и конкурсы в честь пророка Мухаммада *, проводят мавлиды и другие массовые мероприятия для повышения уровня образованности и увеличения любвы и уважения к высокочтимому и самому почётному из пророков – пророку Мухамммаду. Особенно отмечается 12-й день этого месяца – день рождения Пророка. Некоторые учёные говорят, что это день самый ценный день в году. Благочестивый мавлид – это сбор людей для слушания жизнеописания Пророка*, восхвалений, посвящённых ему и повествование в разных жанрах о прекрасном нраве Пророка, угощения людей, дарение им подарков и введения радости в сердца людей. Такие собрания желательно провести всегда, особенно в месяце рождения Пророка*. Эти собрания являютсая величайшим эффекивным средством для призыва людей к пути Всевышнего Аллаха, это великий шанс который нельзя упускать. Ибо мы обязаны, следуя за праведниками первых поколений, постоянно говорит о Пророке صل الله عليه وسلَّم, о его прекрасных нравах, этике и других случаях из его образцовой жизни.

Большим заблуждением является считать мероприятие мавлида порицаемым в Исламе новшеством. В правильном мавлиде не бывает что-либо противоречащее Шариату действие. Всё что делается в мавлиде предписано в Исламе по отдельности, а в нём они только объединены. А объединять любые благие деяния в одном мероприятии дозволено, в этом нет противоречия во всех четырёх богословско-правовых школах (мазхабы) Шариата. Мавлид, в частности, приносит следующие пользы:

1. Читают и слушают аяти свящённого Корана.

2. Рассказывают о Пророке* и его прекрасных качествах и жизнеописании, чтор способствует получению знаний о Пророке صل الله عليه وسلَّم и привитию любви к нему.

3. Читают салават на Пророка صل الله عليه وسلَّم.

4. Рассказывают об Исламе.

5. Раздают садака.

6. Радуют родственников и их детей.

7. Угощают гостей.

8. Проявляют радость и благодарность Аллаху за то, что мы являемся из уммы пророка Мухаммада*, самого почётного из всех пророков.

9. Делают коллективный дуа за всех верующих.

А это всё перечисленное нам предписано Аллахом, и в этом не может быть никокого сомнения любого мусульманина. Сомнение в этих вопросах является опасным невежеством в религии и непониманием её сущности. В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом со слов Абу Хурайры (р.а), говорится, что Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал:

مَنْ دَعا الى هُدى كان له مِنَ اْلاجْرِ مِثلَ أُجورِمَن تَبِعَهُ لايَنقُصُ ذلك مِن أجورهِم شَيْئًا

Смысл: «Тот, кто призывает людей на путь истины, получит вознаграждение, равное тому, что получат все, кто последовал за ним, и при этом их награда не уменьшается».

В достоверном хадисе, переданном Насаи, Ахмадом и Муслимом со слов Абу Хурайры, говорится, что Пророк * сказал:

مَنْ سَنَّ فِى اْلاسْلام سُنّةً حَسنةً فعُمِل بها بعده كُتِب له مِثل أَجْرِ مَنْ عَمِل بها

وَلا يَنقُصُ مِن أُجورهِمْ شيْءٌ ومَنْ سَنَّ فى الاسلام سُنّةً سَيّئَة فعُمِل بها بعده

كُتِب عَلَيه مِثلَ وزر مَن عَمِل بها ولا ينقُص مِنْ أَوْزارِهم شَيْءٌ

«Кто внесёт в Исламе хорошее новшество, и у него будут последователи, тот удостоится такого же вознаграждения, что и последователи. При этом их награда не уменьшается. Кто же внесёт в Ислам недозволенное нововведение, и у него будут последователи, тот получит такой же грех и соответствующее наказание, что и последователи. При этом их наказание не уменьшится».

Не всё, чего не было во времена Пророка صل الله عليه وسلَّم и сподвижников, является запретным, как любят твердить об этом приверженцы ложных и враждебных Исламу идеологии. Как мы видим из этого хадиса, в Исламе разрешается придумывать определённые новые полезные методы, не выходящие из рамок Шариата, даже он призывает к этому. Именно подобное новшество похвалил сподвижник Умар. Мероприятие мавлид был придуман, хотя бы для частичного выполнения мусульманами своих рекомендаций по отношению изучения жизни Пророка* и Ислама.

Месяц раджаб. Месяц раджабявляется первым из трёх священных месяцев (Раджаб, Ша'бан и Рамадан), являющихся величайшей милостью Аллаха к Своим рабам. В этих месяцах вознаграждение за добрые деяния Всевышний увеличивает многократно и прощаются грехи искренне раскаявшимся. Таким образом, мусульмане получают возможность малыми усилями совершит много добра. Не воспользоваться этой милостью Всевышнего глупо и не достойно мусульманина.

Один из хадисов Пророка صل الله عليه وسلَّم гласит: «Если хотите успокоения перед смертью, счастливого конца (смерть с Иманом) и спасения от шайтана – уважайте эти три месяца, соблюдая пост и раскаиваясь в грехах».

Раджаб также является одним из 4-х запретных месяцев (Раджаб, Зулъ-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам. Раджаб назван месяцем Всевышнего за огромные вознаграждения и щедроты, ниспосылаемые в этом месяце.

Слово «Раджаб» содержит три согласных буквы[61]: «р», означающую «рахмат» (Милость Аллаха), «дж» – «джурмул-'абди» (грехи слуг Аллаха), «б»«бирру» (добро Всевышнего). И Всевышний говорит: «О слуги Мои, Я сделал так, чтобы грехи ваши были заключены между Моей Милостью и Моим Добром».

В месяце Раджаб желательно соблюдать пост. Кто не может поститься весь месяц, пусть соблюдает сколько сможет, хотя-бы один день.

В хадисе говорится: «Помните, Раджаб – месяц Всевышнего; кто будет соблюдать пост хоть один день в Раджабе, тем Всевышний будет доволен». В другом хадисе говорится: «Кто оживит первую ночь Раджаба, у того сердце не умрёт, когда тело его умрёт; Всевышний Всевышнийвливает ему Добро через голову, и выйдет он из своих грехов, будто мать только родила его. И он получит право на ходатайство (шафаат) грешникам».

В первый четверг месяца Раджаб также желательно поститься, а в ночь на пятницу после этого четверга, то есть первую пятничную ночь месяца Раджаб, желательно провести в ибадате и всенощном бдении. Эта ночь имеет название Ночь претворения желаний (Лайлат аль-Рагаиб) и особо ценится.в эту ночь мусульмане просят претворения своих благих желаний и встречают её молитвами в надежде на милость и благодеяние Аллаха. В хадисах упоминается, что Пророк صل الله عليه وسلَّمсовершал в эту ночь сунна-намаз в 12 ракаатов (шесть 2-х ракаатных намазов), между вечерным и ночным намазами. Также в эту ночь желательно читать салават и совершать другие сунна-намазы, таких как намаз благодарности, намаз тасбих и др. по возможности желательно всю ночь посвятить поклонению Аллаху, искренне раскаиваясь в грехах, читая зикр, салават, дуа, раздавая саадака, совершая намазы.

В ночь на 27 Раджаба свершилось чудесное Вознесение и Небошествие нашего Пророка صل الله عليه وسلَّم – аль-Исра' ва аль-Ми'радж. Аль-Исра – это путешествие Пророка на Бураке[62] из Мекки в Иерусалим, а аль-Ми'радж – вознесение из Иерусалима в небеса. Это чудо дарованное Пророку صل الله عليه وسلَّم, событие, непостижимое уму простого смертного. Его трудно описать, оно объяснимо лишь тем, что Пророк удостоился наивысшего благоволения Аллаха.

В ночь с 26 на 27 Раджаба Пророк صل الله عليه وسلَّم спал у Каабы. Его разбудил громкий призыв: «Проснись, спящий!» Открыв глаза, Пророк صل الله عليه وسلَّم увидел ангелов Джибриля и Микаила в красивом белом одеянии, расшитом золотом и жемчугом. Рядом с ними стояло красивое верховое животное, похожее на лошадь, с лучистыми крыльями. Это было Райское животное Бурак.

Пророк صل الله عليه وسلَّم сел на Бурака и мгновенно перенёссяна север. Они остановились в одном месте, и ангел Джибриль повелел Пророку * совершить здесь намаз и сообщил, что это земли Ясриба (Медина), в которую он совершит Хиджру (переселение). Следующую остановку они сделали у горы Тур-Синай, на которой с Пророком Мусой (а.с) говорил Всевышний. Здесь Посланник Аллаха صل الله عليه وسلَّم также помолился и дальше перенёсся в Байт Лахм (Вифлеем), где родился Пророк Иса (а.с). Здесь тоже наш Пророк* помолился. Затем он перенёсся в Иерусалим, к Храмовой горе. Здесь в Отдалённой мечети (Байт аль-Мукаддас) он встретился со всеми пророками, в числе которых были Ибрахим (а.с), Муса (а.с) и Иса (а.с), и совершил с ними джамаат-намаз в качестве имама.

Выйдя из храма, он увидел, как с неба опускается освещённая неземным светом лестница, и мгновенно поднялся по ней к небесам (аль-Ми'радж). Он вознесся к семи Небесам, и таким образом Аллах возвысил его как никто другой.

Аль-Исра' ва-ль-Ми'радж является одним из самых великих чудес и особым почётом, оказанным Всевышним Аллахом только нашему пророку Мухаммаду صل الله عليه وسلَّم.

Во время Небошествия Пророк صل الله عليه وسلَّم также увидел небесную аль-Ка'бу (обитаемый дом), Рай, Ад, вместе с их обитателями Арш, Курс т.е всю вселенную. На каждом небе он встречал приветствующих его пророков, а затем говорил с Аллахом без преград. В эту чудесную ночь и возложил Всевышний на мусульман обязательный (фарз) ежедневный пятикратный намаз.Спустившись, Мухаммад *сел на Бурака и в тот же миг вернулся туда, в Мекку.

В эту ночь как самый ценный подарок был предписан пятикратный обязательный намаз и Пророк صل الله عليه وسلَّم удостоился чести беседы со Всевышним.

В эту ночь были изложены самые основопологающие и важные повеления Аллаха. Они призывают людей быть благочестивыми, благонравными, благородными, заботливыми по отношению к обездоленным и нуждающимся и в частности к своим родителям и родственникам, быть честными, чистыми, сторонится всего порицаемого. О них говорится в суре «Аль-Исра».

В эту ночь после ночного намаза желательно совершать 12 ракаат сунна-намаза (по 2 ракаата). В каждом ракаате после «Аль-Фатиха» 10 раз читается сура «Аль-Ихлас», а после завершения намаза желательно читать 4 раза суру «Аль-Фатиха» и сто раз этот тасбих:

سبحان الله والحمد لله ولااله الا الله والله أكبر و لاحول ولا قوَّة الا بالله العلي العظيم

После этого произносят слова тавбу, читают салаваты и разные дуа по своему желанию. На следующий день, то есть 27-го Раджаба желательно соблюдать пост и как можно больше совершать благие деяния.

Месяц ша’бан и серединная его ночь – ночь бараат. Пророк صل الله عليه وسلَّم сказал: «Превосходство месяца Раджаб перед другими месяцами такое же, как превосходство Корана перед речью людей. Превосходство месяца Ша'бан перед другими месяцами такое же, как мое превосходство перед вами. А превосходство Рамадана – такое же, как превосодство Аллаха перед Его творениями».

Все хорошие деяния, совершаемые в месяце Ша'бан, увеличиваются в 700 раз и принимаются Аллахом. В этом месяце желательно соблюдать пост. Особенно ценен пост в последний понедельник Ша'бана и 15-го числа.

Месяц Ша'бан содержит одну из высокочтимых ночей в Исламе – ночь Бараат.

Кто возвеличит Ша'бан, совершая предписанное Аллахом и остерегаясь грехов, Всевышний прощает его грехи и сохраняет его в течение года от бед и болезней.

В месяце Ша'бан очень желательно читать побольше салават.

Ночь с 15-го на 16-е Ша'бана (или с 14-го на 15-е число) называют ночью Бараат. «Бараат» означает «непричастность», «полное отделение»; в эту ночь людей с плохими деяниями полностью отделяют (отлучают) от Рая, а людей с хорошими деяниями – от Ада.

В ночь Бараат ангел Джибриль явился к нашему Пророку صل الله عليه وسلَّم и разбудил его. И когда Пророк* спросил, что это за ночь, он ответил, что это ночь Бараат – ночь, когда распахиваются триста ворот милости Вс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: