Было бы недостаточно рассуждать об эфемерном творческом процессе и не учитывать его результат — продукты, «законсервированные» в физических, биологических и прочих законах. Их тоже Морено рассматривал привычным для себя способом, sub specie universi \С точки зрения вселенной (лат.). — Прим. ред.\
«В состоящей из одной только спонтанности и креативности вселенной Создатель так бы и остался навсегда только Создателем, не наполнив вселенную, как мы знаем, телами и существами. Если бы Бог — Создатель, Тао, Брахман, высшая ценность, как бы мы ни называли принцип первопричины, — решил не создавать «консервов», то универсальный процесс протекал бы иначе: как креативность без мира» (92).
Однако мир существует; и даже человеческим творениям присуща определенная долговечность. Тому, что стихотворение или музыкальная композиция не исчезают раз и навсегда уже в момент своего возникновения, мы обязаны изобретению письменности и прочим «средствам консервации». «Законсервированные» продукты творческого акта характеризуют культуру и — что еще существеннее — стимулируют спонтанность новых и новых поколений. Морено подчеркивает важность креативного круговорота, своеобразного «рециклического» процесса, в котором задействован продукт человеческой креативности — ^культурные консервы». «В качестве конечного продукта творческого процесса сами по себе они не содержат уже ни спонтанности, ни креативности. Оживленные новыми поколениями, они тем не менее способны всколыхнуть новых людей и побудить их к собственной творческой деятельности» (92).
|
|