Консервы

Было бы недостаточно рассуждать об эфемерном творческом процессе и не учитывать его результат — продукты, «законсервированные» в физических, биоло­гических и прочих законах. Их тоже Морено рассматривал привычным для себя способом, sub specie universi \С точки зрения вселенной (лат.).Прим. ред.\

«В состоящей из одной только спонтанности и креа­тивности вселенной Создатель так бы и остался на­всегда только Создателем, не наполнив вселенную, как мы знаем, телами и существами. Если бы Бог — Со­здатель, Тао, Брахман, высшая ценность, как бы мы ни называли принцип первопричины,решил не созда­вать «консервов», то универсальный процесс протекал бы иначе: как креативность без мира» (92).

Однако мир существует; и даже человеческим творе­ниям присуща определенная долговечность. Тому, что стихотворение или музыкальная композиция не исчезают раз и навсегда уже в момент своего возникновения, мы обязаны изобретению письменности и прочим «средст­вам консервации». «Законсервированные» продукты творческого акта характеризуют культуру и — что еще существеннее — стимулируют спонтанность новых и но­вых поколений. Морено подчеркивает важность креа­тивного круговорота, своеобразного «рециклического» процесса, в котором задействован продукт человеческой креативности — ^культурные консервы». «В качестве конечного продукта творческого процесса сами по себе они не содержат уже ни спонтанности, ни креативно­сти. Оживленные новыми поколениями, они тем не ме­нее способны всколыхнуть новых людей и побудить их к собственной творческой деятельности» (92).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: