Учебная дисциплина " Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы, интегрирующие тематику теоретического, практического и контрольного материала:
- теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;
-практический, состоящий из двух подразделов:
1. методко-практического, обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортиьной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности,
2. и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой, практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности;
- контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной
Эффективность техники определяется соответствием ее реальным задачам и высоким конечным результатам.
Стабильность связана с помехоустойчивостью независимо от условий состязаний и функционального состязания спортсмена.
Вариативность техники определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы.
Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении различных приемов и действий.
Тактическая подготовка. Спортивная тактика – искусство ведения спортивного поединка со спортивными соперниками, а также умение наиболее эффективно использовать свои возможности для достижения высоких спортивных результатов. Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Также тактика может быть пассивной и активной.
Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы сопернику, для того чтобы в нужный момент предпринять активные действия.
Активная тактика – это навязывание сопернику действий выгодных для себя.
Тактика спортсмена в соревнованиях определяется задачей которая ставится перед ним. Все разнообразие задач можно свести к четырем:
1.Показать максимальный результат.
2.Победить соперника независимо от того, какой будет показан результат.
3.Выиграть соревнования и одновременно показать хороший результат.
4.Показать результат для выхода в следующий круг.
В процессе тактической подготовки занимающихся предусматривается усвоение ими те6оретических знаний о спортивной тактике, изучение возможностей спортивных
5. Виды подготовки в процессе тренировки
В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов.
Спортивная подготовка – сложный специализированный процесс, оказывающий на занимающихся разносторонне воздействие. В основном этот процесс реализуется спортивными тренировками.
Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы:
- теоретическая подготовка;
- техническая подготовка;
- тактическая подготовка;
- морально-волевая и психологическая подготовка;
-физическая подготовка.
Теоретическая подготовка заключается в привитии знаний по теории и методики спортивной тренировки, в области гигиены и самоконтроля, ведение здорового образа жизни, в изучении механизмов воздействия на организм человека различных физических упражнений и тренировочных нагрузок.
Формами теоретической подготовки являются проведение лекций и семинаров, бесед на практических занятиях, изучение специальной литературы.
Техническая подготовка заключается в изучении и совершенствовании техники выполнения физических упражнений и технических приемов. Спортивная техника – это целесообразный способ выполнения физического упражнения.
Под совершенной техникой подразумеваются наиболее рациональные, эффективные способы выполнения двигательного действия.
Понятие «спортивное мастерство» предполагает высокую степень владения техническими приемами. В процессе технической подготовки необходимо добиться чтобы техника отвечала следующим требованиям: эффективность, стабильность, экономичность и вариативность.
деятельности студентов.
Профессиональная направленность образовательного процесса по физической культуре объединяет все три раздела программы, выполняя связующую, координирующую и активизирующую функции.
В условиях свободы выбора студентом деятельности и самостоятельной стратегии общекультурной подготовки, материал Программы включает два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный или базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов, в том числе авторских, интегративных и других.
Вопросы для собеседования:
1. Цели и основные задачи физкультурного воспитания в ВУЗе.
2. Формы организации физкультурного воспитания: учебные занятия, внеурочные занятия.
3. Дать определение понятию: физическое развитие.
4. Дать определение понятию: физическая подготовленость.
Зачетные требования к студентам: специальному медицинскому отделению, основному и спортивному
5.отделениям.
6. Обязанности студентов, условия получения зачета по физической культуре.
7. Этапы развития физического воспитания в Вузах.
8. Физическая культура и спорт – социальные феномены общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Физическое воспитание. Учебник 1983г. Под ред. В.А. Головина.
2. Теория и методика физической культуры. Учебник 1991г. Л.П. Матвеев.
3. Теория и методика физической культуры. Учебник для Вузов. 2005г. Курамшин Ю.Ф.
4. Физическое воспитание: теория, методика, практика. Учебник 2005г. Менхин Ю.В.
Жигало Владимир Яковлевич.
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Содержание
1 Организм человека как единая биологическая система. Обмен веществ и энергии.
а) Функциональная активность. Гиподинамия.
выполнение норм и требований, при соблюдении их выполнения.
Для присвоения звания Мастер спорта России международного класса нормы и требования выполняются на соревнованиях международного уровня, если спортсмен выступал за сборную команду России, а так же в случае установления или повторения рекорда Европы или мира.
Для присвоения звания Мастер спорта России обязательным условием является участие в судействе соревнований не менее 3-х судей Всероссийской или Международной категории.
Для присвоения спортивных разрядов обязательным условием является участие в судействе соревнований:
- Кандидат в мастера спорта – не менее 2-х судей Всероссийской категории и выше;
- I-й разряд – не менее 3-х судей первой категории и выше;
- других массовых разрядов – не менее 5-и судей.
Порядок присвоения спортивных званий и разрядов
Спортивные звания (Мастер спорта России международного класса), (Мастер спорта России) присваиваются федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Разряд Кандидат в мастера спорта присваивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Спортивные звания присваиваются пожизненно. Спортивные разряды необходимо подтверждать один раз в два года.
Спортивная классификация носит подвижный динамичный характер. Периодически в нее вносятся изменения, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их механическая оснащенность и другие факторы.
ориентиры, как для начинающих, так и для высококвалифицированных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса. Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от высших к низшим).
Спортивные звания:
1. «Мастер спорта России международного класса» (МСМК) или «Гроссмейстер России»;
2. «Мастер спорта России» (МС);
3. За особо выдающиеся достижения присваивается звание «Заслуженный мастер спорта России» (ЗМС).
Спортивные разряды:
1. «Кандидат в мастера спорта» (КМС);
2. I разряд;
3. II разряд;
4. III разряд;
5. I юношеский разряд;
6. II юношеский разряд;
7. III юношеский разряд.
Нормы и требования для присвоения спортивных званий и разрядов
Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса.
Разрядные требования определяются такими положениями:
- занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;
- добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.
Спортивные разряды и звания присваиваются только по результатам официальных соревнований за
б) Кровь и кровообращение.
в) Дыхание. Гипоксия.
г) Другие внутренние органы и системы организма человека
2. Физиологические основы двигательной активности.
а) Регуляция деятельности организма.
б) Двигательные навыки и координация движений.
в) Физические качества человека.
г) Утомление.
д) Двигательная функция и повышение устойчивости организма
человека к различным условиям среды.
3. Литература.
1 Организм человека как единая биологическая система.Обмен веществ и энергии
Естественнонаучными основами физического воспитания является комплекс медико-биологических наук и в первую очередь анатомия, физиология, биология, гигиена. На достижениях этих наук базируется теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки.
Медицинская наука при рассмотрении отдельных органов и систем человека исходит из принципа целостности человеческого организма и его единства с внешней средой. Все органы человеческого организма тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии и являются основой единой саморегулирующейся и саморазвивающейся системой.
Деятельность организма как единого целого включает взаимодействие психики человека, его двигательных и вегетативных функций с различными условиямиокружающей среды.
Внешние природные и социальные условия существования, с которыми человеческий организм находится в постоянном взаимодействии, могут оказывать на него как полезные, так и вредные воздействия.
Отличительной особенностью человека является
возможность сознательно и активно изменять как внешние природные, так и социально-бытовые условия для укрепления здоровья, повышения умственной и физической трудоспособности и продления жизни.
Однако без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов, систем и всего организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности невозможно правильно организовать процесс физического воспитания, определять объем и интенсивность физических упражнений, а также их подбор с учетом задач тренировки и индивидуальных особенностей занимающихся.
Единство организма человека с внешней средой проявляется, прежде всего, в постоянно непрекращающемся обмене веществ и энергии.
Ни одна ткань, ни одна клетка организма не может нормально осуществлять свои жизненные функции без притока питательных веществ и кислорода, без непрерывного удаления продуктов распада. Постоянный обмен веществ и энергии выражается, с одной стороны, процессами ассимиляции – усвоением поступающих в организм питательных веществ и кислорода, которые сопровождаются накоплением в организме потенциальной энергии, с другой стороны, процессами диссимиляции – постоянным распадом усвоенных сложных химических веществ на более простые с высвобождением химической энергии, которая затем переходит в тепловую, механическую, биоэлектрическую.
В процессе обмена веществ различают три этапа:
1 – й этап – поступление в организм питательных веществ и кислорода;
2– й этап – усвоение питательных веществ и кислорода тканями тела и протекание окислительных биохимических реакций с поглощением и высвобождением энергии;
3 – й этап – выведение из тканей и организма продуктов распада.
Кислород поступает в ткани организма с помощью дыхательной и сердечно-сосудистой системы, а питательные
нормативным правовым документом в области физической культуры и спорта, определяющим требования, условия и порядок выполнения и присвоения спортивных званий и разрядов.
Единая всероссийская классификация имеет цель и задачи.
Цель: способствовать привлечению граждан России к активным занятиям спортом, повышать уровень всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства, занимающихся спортом.
Задачи: 1. Устанавливать разрядные нормы и требования, а так же условия их выполнения с учетом уровня развития вида спорта в России и в мире и задачами, стоящими по развитию конкретных видов спорта.
2. Определить порядок присвоения спортивных званий и разрядов по всем видам спорта, признанным в установленном порядке в Российской Федерации.
3. Содействовать развитию видов спорта посредством совершенствования системы и организации проведения соревнований.
Действующая спортивная классификация включает в себя все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения. Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта, (например - марафонский бег и тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных средств достижения одного и того же разряда.
Так, звание «Мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6 – 8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения нормативов и требований отдельных разрядов и званий – это и определенные временные
который в среднем занимает около 10 лет непрерывной подготовки.
И вот вы сверили все свои показатели. Все в полном порядке. К тому же спортивная федерация, спонсоры и Российский студенческий спортивный союз взяли вас под опеку и у вас нет проблем ни со специальным оборудованием и местами занятий, ни с дорогим качественным спортивным инвентарем, ни со специальным медико-биологическим обеспечением (питанием, витаминизацией и т.д.), ни с восстановительными процедурами (спортивным массажем, сауной и др.) у вас есть все! Казалось бы вперед, к олимпийским вершинам! Но не тут-то было! Не учли того, что в сутках всего 24 часа!
Современная подготовка спортсменов суперкласса требует больших ежедневных временных затрат. Совмещение активных занятий в сфере большого спорта с полноценной учебой в высшем учебном заведении неизбежно сталкивается с проблемой времени. В числителе – за недельный цикл, в знаменателе за год.
Таким образом, общий объем тренировочной работы примерно равен или несколько превышает недельный объем аудиторных занятий студентов вузов. А если учесть, что спортсменам проводится 2-3-разовая тренировка в день, и что в приведенные данные не вошло время, затрачиваемое на восстановительные процедуры, переезды к месту занятий, то сумма затраченного времени окажется еще выше.
Самый существенный минус в попытке совмещать активное функционирование студента в большом спорте и профессиональное становление в вузе – катастрофическая нехватка времени.
4. Единая спортивная классификация
Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая всероссийская классификация (ЕВСК).
Единая всероссийская классификация является
вещества – углеводы, жиры, белки, минеральные соли, микроэлементы, витамины и вода – поступают в организм с пищей.
Углеводы используются организмом преимущественно как источник энергии (один грамм углеводов дает 4,1 ккал.). Особенно интенсивно углеводы используются мышцами и клетками головного мозга. Организм постоянно насыщает углеводами, которые в виде глюкозы в небольших количествах содержатся во всех тканях. Глюкоза постоянно содержится в крови в количестве (в норме) от 0,08 до 0,12%. Организм обладает свойством откладывать в запас углеводы в виде гликогена в печени и в мышцах. Величина запаса в среднем составляет 350 гр., у спортсменов она может достигать 560 гр., что увеличивает их постоянные возможности к проявлению физической и умственной работоспособности. Перед интенсивной физической и умственной работой рефлекторно повышается количество глюкозы в крови. Исследования показали, что особенно много углеводов потребляется мышцами при физической работе.
В то же время интересно отметить, что содержание глюкозы в крови у студента перед экзаменом такое же, как у боксера перед боем. При интенсивной длительной физической работе, равно как и при умственной, количество углеводов в крови, печени и мышцах истощаются. Уменьшение концентрации глюкозы в крови до 0,07% (гипогликемия) снижает мышечную и умственную работоспособность и может привести к нарушению деятельности нервной системы вплоть до потери сознания. Снижение концентрации до 0,06% приводит в большинстве случаев к невозможности продолжения физической и умственной деятельности. Однако у тренированных спортсменов наблюдается способность продолжать физическую работу при снижении концентрации глюкозы в крови даже до 0,04%, что указывает на высокие резервные возможности организма тренированного к физическим нагрузкам человека. Источниками углеводов являются почти
исключительно растительные продукты.
Жиры обладают более высокой энергетической ценностью. При расщеплении 1 гр. жиров выделяется 9,3 ккал. Жиры выполняют в организме и другие функции. Подкожно-жировая клетчатка предохраняет организм от излишней потери тепла, жировая ткань окружает и внутренние органы брюшной полости, способствует их фиксации и предохраняет от механических повреждений. Жир покрывает поверхность кожи и предохраняет ее от высыхания и излишнего смачивания при соприкосновении с водой; молекулы жиров и жироподобные вещества входят в состав клеточных мембран, на внутренней и внешней поверхности которых постоянно протекают сложные реакции обмена веществ.
Жиры как энергетический материал в рабочих условиях используются сердечной мышцей: 67% потребляемого сердцем кислорода расходуется на сжигание жирных кислот. Скелетные мышцы начинают использовать жиры в качестве источника энергии только после длительной, интенсивной работы, когда запасы углеводов истощаются и организму грозит «энергетический кризис». В этих условиях процесс замещения углеводов жирами может быть интенсивным, до 80% всей необходимой энергии освобождается в результате расщепления жира. Поэтому регулярные активные занятия спортом, особенно циклическими видами упражнений (ходьба, бег, лыжи) активизируют в организме обмен жиров, не дают возможности к накоплению излишнего количества жировой ткани, которое вредно отражается на состоянии здоровья и работоспособности человека. Большое количество жира содержится в масле, сметане, сливках, в некоторых растительных продуктах.
Белки являются основным пластическим материалом, из которого построена клетка всех тканей организма. Однако при длительном голодании организма, когда истощаются запасы углеводов и жиров, белки используются как источник энергии. При окислении 1 г. белка, так же как и 1 г.
надежности и безопасности при выполнении профессиональных видов работ основано на том, что занятия различными видами спорта, а также уровень классификации спортсменов откладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками. Если в школьные годы молодому человеку не удалось освоить такие навыки, как плавание, передвижение на лыжах, то это следует сделать в студенческие годы. И хотя из этого молодого человека уже не получиться пловец экстра – класса, он достигнет другой цели – заблаговременно подготовит себя к будущей профессии, к возможным экстремальным ситуациям в жизни.
Выбор видов спорта для достижения наивысших спортивных результатов предполагает попытку совмещения успешной подготовки к избранной профессии в вузе с объемной, физически и психологически тяжелой спортивной подготовкой к достижениям высоких результатов в большом спорте. Выбирая этот путь, молодой человек должен хорошо представить себе и объективно оценивать все его плюсы и минусы, сопоставлять цели с реальными возможностями, так как в возрасте 17-19 лет истинно одаренный спортсмен уже имеет 5-8-летнюю подготовку в избранном виде спорта и заметен в спортивном мире.
Современная наука о спорте достаточно детально изучает проблему становления личности в большом спорте – от новичка до мастера спорта международного класса. Ныне в каждом виде спорта разработаны основы спортивного отбора молодежи, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам. Специалистами установлены контрольные требования к физическому развитию, к уровню функционирования и взаимодействия отдельных систем организма, к параметрам физической устойчивости и многое другое для каждого этапа многолетней подготовки. В соответствии с этими требованиями определяют успешность и своевременность прохождения установленных этапов спортивного пути,
предпочтительными будут игровые виды спорта или единоборства; если же он усидчив, сосредоточен в работе, склонен к однородной деятельности без постоянного переключения внимания, если способен в течение длительного периода времени выполнять физически тяжелую работу, значит ему подойдут занятия длительным бегом, лыжным спортом, плаваньем, велоспортом; а если замкнут, необщителен, неуверен в себе или чрезмерно чувствителен к мнению окружающих, ему не стоит заниматься постоянно в группах. Индивидуальные занятия соответствующими видами спорта и системами физических упражнений без отвлекающих факторов в этом случае могут испытать положительные эмоции, принесут физическое и моральное удовлетворение.
Но все это приемлемо, если мотивацией выбора является активный отдых, и занятия проводятся преимущественно в свободное время.
Психологическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками также предполагает направленный выбор видов спорта, систем физических упражнений. В этом случае выбор проводится, чтобы достичь лучшей специальной психофизической подготовленности к избранной профессии. Так если ваша будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то вы должны выбирать виды спорта, в наибольшей степени, развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.д.) Если ваш будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, освойте виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон). Хорошее владение элементами спортивного туризма и альпинизма необходимы будущим экспедиционным работникам; гребля и плавание – гидрологам; верховая езда- ветеринарным врачам и зооинженерам и т.д.
Использование прикладных видов спорта и систем физических упражнений для обеспечения психофизической
углеводов, выделяется 4,1 ккал. В виде запасов белки в организме не откладываются, поэтому при голодании белки одних органов могут использоваться для поддержания жизнедеятельности других, более жизненно важных.
Минеральные соли, микроэлементы и вода поддерживают необходимое осмотическое давление в клетках и биологических жидкостях и наряду с белками, жирами и углеводами обеспечивают постоянство внутренней среды организма.
Витамины специфические органические соединения, обладающие большой биологической активностью. Они оказывают значительное воздействие на обмен веществ в организме, повышая его активность. Витамины обеспечивают высокую работоспособность организма и повышают его сопротивляемость к различным заболеваниям. Некоторые витамины активизируются организмом, большинство же из них человек получает с пищей. Активные занятия физическими упражнениями и спортом повышают потребность организма в витаминах. Спортсменам рекомендуется больше употреблять в пищу продуктов, богатых витаминами, и в наиболее напряженные периоды спортивной деятельности применять искусственно синтезированные витамины.
Интенсивность процессов обмена веществ на всех этапах очень высокая. Каждую секунду в организме разрушается огромное количество молекул различных веществ, и одновременно образуются новые вещества, необходимые организму. В течении трех месяцев половина всех белков нашего тела обновляется. За 5 лет учебы у студентов, например, ткань роговицы глаза обновляется 250 раз, а слизистая оболочка желудка – 500 раз.
Обмен веществ между организмом и внешней средой сопровождается обменом энергии. С одной стороны, человек получает энергию с потребляемой пищей, с другой стороны, он тратит энергию на работу внутренних органов, на физическую и умственную работу и на поддержание оптимальной температуры тела.
Каждый взрослый человек должен стремится не нарушать так называемый энергетический баланс, то есть равное соотношение между количеством энергии, поступающей в организм, и величиной энергетических трат. У многих людей сейчас наблюдается тенденция к нарушению энергетического баланса, особенно среди городского населения. Обследования установили, что настоящее время у многих людей от 30 лет и старше, особенно у женщин, вес относительно роста увеличен. Это следствие избыточного питания и недостатка количества движений в режиме дня. Современный человек получает с пищей в сутки 4000 и более ккал, а затрачивает в большинстве случаев меньше. Например, работники умственного труда и люди, профессии которых связаны с физическим трудом, или люди умственного труда, занимающиеся регулярно физическими упражнениями или спортом, затрачивают 4500-5000 ккал в сутки: занимающиеся тяжелым физическим трудом и квалифицированные спортсмены затрачивают до 7000 и более ккал в сутки. Среди спортсменов самый большой расход энергии наблюдается у участников лыжной гонки на 100 км. он достигает 10000 ккал в сутки.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: