Врач среди животноводов

Врач часто руководит людьми, над которыми не имеет юридической власти. Поэтому для достижения успехов в лечебно-профилактической работе ему следует умело пользоваться моральными факторами при общении с животноводами и главное – справедливо и объективно оценивать их работу. В жизни часто встречаются случаи, когда способного человека, который добросовестно выполняет свои обязанности, называют карьеристом, добрую привычку отстаивать свои убеждения расценивают как зазнайство. Честные люди болезненно переживают такую оценку. Ведь для них справедливая оценка – это дополнительный стимул для повышения производительности труда.

Все знают, что несправедливая критика порождает возмущение, неудовлетворенность. Поэтому в работе врача ветеринарной медицины важную роль играет справедливая оценка деятельности людей, причем своевременная, когда в этом есть потребность. Попробуйте поблагодарить санитара за тщательно заправленные дезковрики в профилактории – и в дальнейшем он будет их регулярно и безукоризненно заправлять. В. И. Даль назвал слово "спасибо" большим. По-видимому, оно так и есть. Это слово не покупается за деньги, но ценится дороже многих материальных ценностей. В нем много искренней и неподдельной красоты человеческих отношений. Присмотритесь: люди после высказанной им благодарности почти всегда волнуются. Это – проявление, положительных эмоций, роль которых в производственных отношениях давно известна. После этого дайте человеку другое посильное задание – и он его добросовестно выполнит. Артисту за хорошо исполненную роль аплодируют и дарят цветы, хотя это – его работа, причем хорошо оплачиваемая. Поэтому не стесняйтесь поблагодарить работника за хорошо выполненную работу. Найдите возможность поинтересоваться, как удается телятнице содержать своих животных в образцовых санитарных условиях – и она вам отблагодарит еще более добросовестным уходом. Поставьте ее в пример другим. На ее фоне лучше, острее почувствуют недостатки в работе другие животноводы.

Таких примеров доброго отношения врача к работникам животноводства можно привести много. Поэтому справедливую оценку каждого работника, его успехов и недостатков следует признать одним из условий улучшения психологического климата в коллективе и отношения людей к работе. Следует отметить – справедливую! Ведь не – редко врач объясняет возникновение диспепсии среди телят несвоевременным первым их кормлением и в гибели животного обвиняет только доярку. Известно, что эта болезнь полиэтиологична и связана главным образом с условиями кормления и содержания коров, которые никак не зависят от доярки. А стремление к справедливости присуще каждому человеку и доминирует над многими другими чувствами. Поэтому желательно удовлетворить это естественное стремление, если, конечно, оно заслужено.

Врач должен уважать своих сотрудников, животноводов; никоим образом и ни при каких обстоятельствах не обижать, не унижать их человеческое достоинство. Взаимоуважение в коллективе – это основное условие налаживания сознательной трудовой дисциплины и организации ритмичной работы коллектива, залог его успехов.

Но, к сожалению, такое отношение к рядовым членам коллектива для некоторых врачей ветеринарной медицины еще не стало нормой их поведения: встречаются примеры необоснованного хамства с их стороны. Иногда даже размышления человека для них являются раздражителем. Такие специалисты забыли или и не знали, что лишить человека права высказывать свое мнение равноценно лишению самостоятельности, без которой никто и никогда не будет сознательно выполнять свои обязанности. Иметь собственное мнение – значит взвешивать, сравнивать различные позиции.

Не оправдывает себя также грубость, камуфлированная требовательностью. Справедливые санкции врача, как правило, со стороны общества осуждения не встречают. Но, как уже указывалось, врач не имеет морального права пользоваться методами, которые ущемляют самолюбие человека. Не следует забывать, что твои подчиненные – это подчиненные только по службе; служат они не тебе, а общему делу.

Врача ветеринарной медицины оценивают также по его отношению к недостаткам в работе, а также к критике в свой адрес, умению признавать свои ошибки и делать из них выводы. Если он не скрывает недостатки, а все делает для их устранения, то считайте, что врач выдержал испытание должностью. Но если вследствие амбициозности, неправильного представления о престиже работы врача любые замечания в свой адрес человек воспринимает как угрозу для своего авторитета, ему непременно угрожает застой со всеми вытекающими последствиями. Особенно это касается молодых специалистов. Имея определенную сумму знаний, они еще не могут полностью, с максимальной отдачей их реализовать. Им бы у кого-то поучиться, если бы им кто-то подсказал, сделал благожелательные замечания. И от того, как врач среагирует на такую подсказку, замечания товарищей по работе, во многом зависит его дальнейшее формирование и как врача, и как человека.

Подлинные ценности передаются именно в таком обыденно напряженном труде, где специалист проверяется на талант, человечность, силу убеждений, моральную стойкость и другие качества. Именно в таких условиях формируются подинные человеческие и социальные ценности. Вот почему, на наш взгляд, молодой врач ветеринарной медицины после окончания института должен формироваться и как специалист, и как человек в кругу животноводов, на коллективных, государственных предприятиях. Несколько лет напряженного труда покажут, на что способный (или неспособный) человек, какое у него призвание и можно ли доверить ему руководящую работу. Работать сразу же на станциях и в лаборатории ветеринарной медицины, мясокомбинате, мясо-молочной станции ветсанекспертизы считаем преждевременным.

Встречаются конфликты во взаимоотношениях врача и работников животноводства, специалистов, руководителей хозяйства. Их предотвратить сегодня, по-видимому, невозможно, а для их решения нужен своеобразный подход. Ведь сегодняшний работник животноводства – это грамотная, образованная личность, которая, благодаря практическому опыту и своей любознательности, имеет определенные знания и в ветеринарной медицине. Иногда врачу сложно общаться с такими животноводами. А конфликт, как известно, – процесс двухсторонний и, к сожалению, часто в его возникновении бывает виновным врач. Если он не находит общего языка с работниками животноводства, если на него жалуются люди, значит, что в обучении и воспитании врача были серьезные просчеты. Он не должен доводить дело до конфликта, должен устранить его при зарождении, проявить терпеливость и настойчивость.

Условно конфликты в коллективе можно разделить на вредные и полезные. Последние часто раскрывают нездоровые отношения (безразличие, скептицизм) и свидетельствуют об активной жизненной позиции членов коллектива, их нежелания мириться с недостатками.

Но, к сожалению, конфликты, с которыми приходится часто встречаться, портят общий психологический климат, люди делают друг другу нетактичные замечания, унижают человеческое достоинство. А это наносит ущерб как моральный, так и материальный. По данным ученых-социологов, вследствие конфликтов и послеконфликтных нервных расстройств теряется до 15 % рабочего времени. Поэтому разрешение их и создание здорового морально-психологического климата в коллективе работников ветеринарной медицины имеет важный смысл.

Тушить конфликты нужно творчески, продуманно, тактично, не унижая человеческого достоинства, по возможности, с чувством юмора, не используя их как случай свести счеты.

За данными В. М. Омарова (1984), успех в деятельности специалиста обусловлен не только и не столько непосредственно профессиональными знаниями, сколько личными качествами, способностью наладить связи и взаимоотношения с людьми. Это в полной мере касается и врача ветеринарной медицины, независимо от того, где он работает. Ведь главная забота врача – профилактика болезней животных заразного и незаразного происхождения. А она во многом зависит от приведенных раньше качеств специалиста, от умения общаться с людьми. Известны случаи, когда врач, сочетая профессиональные знания с умением мобилизовать коллектив животноводов путем разъяснения необходимости предложенных мероприятий, достигает неплохих успехов в профилактике незаразных болезней. Его "вакциной" здесь является умение работать с людьми.

Но в некоторых специалистов как будто есть все необходимое для успешной работы (ум, знание, добросовестность, трудолюбие), но не хватает одного – умения наладить взаимоотношения в коллективе. Он не понимает и не принимает психологию подчиненных ему людей, не может понять их настроение и отозваться на него. А это создает нежелательный социально-психологический климат в коллективе и усложняет выполнение врачебных обязанностей.

Врач хозяйства вследствие специфических особенностей своей работы (давать указания и часто самому их выполнять) должен быть настоящим, а не должностным лидером в коллективе животноводов. Поэтому прежде чем вспомнить о своих правах, подумайте об обязанностях. Именно такой врач способный регулировать взаимоотношения в коллективе, правильно распределить обязанности, ставить перед каждым его членом конкретные и посильные задачи, выполнение которых требует определенной самостоятельности.

Хороший специалист знает и ценит свою роль в коллективе, стремится работать напряженно, чтобы оправдать предоставленное ему доверие. В соответствующих сложных ситуациях он может сохранять спокойствие, принимать правильные решения по существу дела. А его спокойствие передается другим членам коллектива, порождает в них уверенность и прибавляет силы.

Поэтому, если врачу ветеринарной медицины не свойственно чувство собственного достоинства, если он не ставит перед собой высокой цели и не стремится к творческому росту, не ощущает огорчения при невыполнении задуманного, настоящим лидером ему не быть.

Следовательно, врач ветеринарной медицины должен владеть богатым арсеналом средств для создания среди работников животноводства такого психологического микроклимата, который содействует творческой работе. На первое место при этом следует поставить доброжелательность, умение поощрить работников. Это вдохновляет человека на дальнейшие достижения; и если сумеете пробудить у работников скрытые возможности, - сможете достичь значительно большего. Тогда вы будете для них авторитетным человеком. А авторитет для врача много значит, ибо он лечит. Как говорил известный врач М. Д. Стражеско своим ученикам: его бром больному обязательно поможет, ибо он с авторитетом; их же бром пока не имеет такой силы, ибо авторитета они себе еще не наработали. Меткое наблюдение: сначала врач работает на авторитет, потом авторитет на него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: