Схема анализа условий для игровой деятельности

(разработана Л. В. Поздняк)

Объект наблюдения Положительные стороны Недостатки Примечания
Соблюдение игрового режима      
Наличие оборудованной игровой площадки      
Расположение и хране­ние игрушек      
Соблюдение правил пользования игрушками      
Подбор игрушек и дру­гих материалов в соответ­ствии с тематикой игр      
Взаимосвязь игры с дру­гими видами деятельности детей      
Развитие чувства ответ­ственности за сохранение игрушек и умения приво­дить их в порядок      

Достоверность информации, полученной в процессе наблюдения, в значительной степени зависит от этики его проведения. Воспита­тель и дети не должны чувствовать дискомфорт от наблюдения за ними, использования технических средств фиксации наблюдаемого.

Анализ полученной информации требует отделения главного от второстепенного и случайного, установления причин и зависи­мостей. При этом важен системный подход к анализу образователь­ного процесса, при котором деятельность воспитателя и деятель­ность детей взаимосвязаны.

Общий алгоритм педагогического анализа:

• целесообразность деятельности воспитателя с точки зрения
реализации цели и задач дошкольного образования;

• оценка его организаторских умений с точки зрения создания
и использования материальной развивающей среды;

• оценка гигиенических требований к организации наблюдае­
мой деятельности;

• оценка содержания предлагаемой детской деятельности для
реализации развивающих, обучающих и воспитательных задач;

• оценка организации и содержания наблюдаемой деятельности
с точки зрения учета воспитателем возрастных и психологических
особенностей детей, индивидуального подхода к каждому ребен­
ку;


• оценка используемых методов и приемов, рациональность их
выбора (направленность на активизацию познавательной, эмоци­
ональной, поведенческой сферы, развитие творческой самостоя­
тельности);

• оценка модели взаимодействия воспитателя с детьми в про­
цессе наблюдаемой деятельности, целесообразность ее выбора;

• учет воспитателем в работе ранее высказанных ему предложе­
ний, замечаний;

• экспертная оценка наблюдаемого, принятие управленческого
решения.

Экспертная оценка (см. табл. ниже) базируется на использова­нии оценки степени выраженности показателя: очень высокая, вы­сокая, достаточная, имеет место, слабая, отсутствует. Возможна балльная система оценок: 0 — недопустимый уровень (показатель отсутствует); 1 балл — критический уровень (показатель слабо выражен); 2 балла — допустимый уровень (показатель устойчиво проявляется); 3 балла — оптимальный уровень (показатель ярко выражен).

Балльная система оценки позволяет вычислить оценочный по­казатель, который определяется по формуле

N = N* ■ N

™ • •'vmax>

где N* — сумма баллов, полученная при оценке; Nmax — макси­мально возможное количество баллов.

Показатель 75 % и выше — оптимальное значение; 50 % и выше — допустимое значение; 40 % и ниже — критический уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: