(разработана Л. В. Поздняк)
Объект наблюдения | Положительные стороны | Недостатки | Примечания |
Соблюдение игрового режима | |||
Наличие оборудованной игровой площадки | |||
Расположение и хранение игрушек | |||
Соблюдение правил пользования игрушками | |||
Подбор игрушек и других материалов в соответствии с тематикой игр | |||
Взаимосвязь игры с другими видами деятельности детей | |||
Развитие чувства ответственности за сохранение игрушек и умения приводить их в порядок |
Достоверность информации, полученной в процессе наблюдения, в значительной степени зависит от этики его проведения. Воспитатель и дети не должны чувствовать дискомфорт от наблюдения за ними, использования технических средств фиксации наблюдаемого.
Анализ полученной информации требует отделения главного от второстепенного и случайного, установления причин и зависимостей. При этом важен системный подход к анализу образовательного процесса, при котором деятельность воспитателя и деятельность детей взаимосвязаны.
|
|
Общий алгоритм педагогического анализа:
• целесообразность деятельности воспитателя с точки зрения
реализации цели и задач дошкольного образования;
• оценка его организаторских умений с точки зрения создания
и использования материальной развивающей среды;
• оценка гигиенических требований к организации наблюдае
мой деятельности;
• оценка содержания предлагаемой детской деятельности для
реализации развивающих, обучающих и воспитательных задач;
• оценка организации и содержания наблюдаемой деятельности
с точки зрения учета воспитателем возрастных и психологических
особенностей детей, индивидуального подхода к каждому ребен
ку;
• оценка используемых методов и приемов, рациональность их
выбора (направленность на активизацию познавательной, эмоци
ональной, поведенческой сферы, развитие творческой самостоя
тельности);
• оценка модели взаимодействия воспитателя с детьми в про
цессе наблюдаемой деятельности, целесообразность ее выбора;
• учет воспитателем в работе ранее высказанных ему предложе
ний, замечаний;
• экспертная оценка наблюдаемого, принятие управленческого
решения.
Экспертная оценка (см. табл. ниже) базируется на использовании оценки степени выраженности показателя: очень высокая, высокая, достаточная, имеет место, слабая, отсутствует. Возможна балльная система оценок: 0 — недопустимый уровень (показатель отсутствует); 1 балл — критический уровень (показатель слабо выражен); 2 балла — допустимый уровень (показатель устойчиво проявляется); 3 балла — оптимальный уровень (показатель ярко выражен).
|
|
Балльная система оценки позволяет вычислить оценочный показатель, который определяется по формуле
N = N* ■ N
1У ™ • •'vmax>
где N* — сумма баллов, полученная при оценке; Nmax — максимально возможное количество баллов.
Показатель 75 % и выше — оптимальное значение; 50 % и выше — допустимое значение; 40 % и ниже — критический уровень.